Психологическая категория «отношения» как основополагающая для изучения гармоничного брака

942

Аннотация

In this article, harmonious marriage is considered from the perspective of category relations, which serves as the basis for interaction between men and women not only married, but in society as a whole. From this perspective, the phenomenon of «harmonious relations in marriage, including the main stages of development of relations between the spouses before marriage and after, as well as the leading theory, explains the notion of «attitude».

Общая информация

Ключевые слова: relation, harmonious marriage, emotional relation, harmonious relation in marriage, психология отношений между супругами

Рубрика издания: Психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Гаврилова Е.А. Психологическая категория «отношения» как основополагающая для изучения гармоничного брака // Социосфера. 2011. № 1. С. 27–32.

Полный текст

Проблема категории «отношения» давно находится в поле внимания психологов. Человеку небезразлично, что другие имеют представление о нём, и очень важно, что они признают его. В своём воображении человек пытается представить, как его воспринимают другие люди, и соответственно этому стро­ит взаимодействие с ними (Л. Б. Шнейдер). Отношение (межличностное) – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно прояв­ляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения [6, с. 468].

Для того, чтобы показать важность понятия «отношения» в гармоничном браке, необходимо дать определение феномену «гармоничный брак», который (согласно нашему диссертационному исследованию «Психологические особен­ности развития гармоничных отношений между супругами в браке») представ­ляет собой непротиворечивые, согласованные отношения между супругами, проявляющиеся в партнёрском взаимодействии, направленном на их (супру­гов) самореализацию в супружеской (личностной) и профессиональной сферах.

Отношение одного человека к другому как особый предмет широко ис­следовались ленинградской психологической школой. Выделяют три направ­ления: 1) познавательные отношения – другой как предмет познания (А. А. Бо­далев); 2) эмоциональные отношения (или аттракции) – другой как предмет симпатии (Л. Я. Гозман); 3) практические отношения – другой как предмет воз­действия (Г. А. Ковалев, А. У. Хараш). Г. А. Ковалев выделяет три модели воз­действия одного человека на другого: а) объектная (или императивная); б) субъектная (манипулятивная); в) субъект­субъектная (диалогическая или раз­вивающая). Автор отдаёт явное предпочтение последней, поскольку она в наи­большей мере отвечает «полисубъективной, диалогической природе человече­ской психики» [7, с. 7].

В контексте данной статьи рассмотрим второе направление – эмо­циональные отношения (или аттракция) – другой как предмет симпатии (Л. Я. Гозмана).

Говоря об отношениях между людьми, Л. Я. Гозман (в своей работе «Психология эмоциональных отношений») уделяет внимание двум классам яв­лений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей, во­-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнёров. Эта оценка всегда носит ярко выраженный эмо­циональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношений [1, с. 7].

Л. Я. Гозман подчёркивает в эмоциональных отношениях три ипостаси: эмоцию, имеющую своим предметом другого человека, аттитюд на другого че­ловека и эмоциональный компонент межличностного восприятия [9, с. 277].

Автор уделяет особое внимание понятию «аттракция». Прежде всего, ат­тракция – это чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем аттракция – это отношение к другому человеку, то есть она принадлежит и к классу социальных установок; наконец, аттракция – это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определённый компонент межличност­ного восприятия (Л. Я. Гозман).

Развитие и продолжение эмоциональных отношений предполагает про­хождение определённых фильтров. Первый фильтр – закономерности детер­минации аттракции на начальном этапе развития отношений. На этом этапе объект представляется в качестве стимула, обладающего определёнными ха­рактеристиками (внешность, склонность к кооперативности и др.), которые оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации, в которой происходит взаимодействие, и состояния и свойства самого субъекта. Второй фильтр состоит в требовании определённого уровня сходства между собой и партнёром. Третий фильтр – ролевое соответствие – носит для каждой пары свой, сугубо индивидуальный характер, здесь отношения всё бо­лее индивидуализируются [1, с. 98].

Эмоциональные отношения, ведущие к любви, в своём развитии, прохо­дят несколько уровней: от отношения к партнёру как объекту, вызывающему интерес, до отношения к нему как к субъекту – личности, интересы которой совпадают с интересами данного партнёра. Согласно взглядам исследователя, можно говорить об идеализации партнёра, о стремлении самому к такому со­вершенству: от симпатии к любви. Тогда слово «нравится» перерастёт в «люб­лю» и в стремление к созданию равноправных, взаимоуважительных, и даже в некотором плане идеальных отношений, в которых комфортно жить, взаимо­действовать и самоактуализироваться.

«Отношение любви» является высшей степенью эмоционального поло­жительного отношения человека к человеку (Н. Н. Обозов). Супружеские отно­шения являются частью семейных отношений, поэтому по содержанию, функ­циям, способам регулирования они значительно отличаются от отношений любви. Супружеские отношения возникают в результате официального оформ­ления отношений любви, по крайней мере, в норме. Под супружеством как формой межличностных взаимоотношений будем понимать совокупность со­циально регламентированных отношений между брачными партнёрами [5, с. 168].

Категория «отношение» связывается также с такими известными имена­ми, как А. Ф. Лазурский и В. Н. Мясищев. А. Ф. Лазурский детально разработал концепцию психической составляющей отношений как целостной системы ин­дивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности – системы, которая складывается в ходе конкретной истории каждого отдельного человека и которая не только вы­ражает его личный опыт, но и определяет его поведение и переживания.

В отношении каждого человека к любой категории явлений учёный раз­личает следующие четыре стороны: 1 – наличие или отсутствие определённого отношения (интереса, склонности, отвращения) к данной категории явлений и степень его интенсивности; 2 – специфические формы, качественные особенно­сти интереса; 3 – уровень развития или дифференцированности интереса; 4 – широта или объём его [2, с. 241].

Рассматривая гармоничный брак как отношения мужчины и женщины, категорию явлений, важно отметить: а) интерес партнёров к согласованным от­ношениям внутри пары; б) гармоничный брак как «форма интереса» супругов, которая отражается и в активном, и в пассивном наслаждении супружескими отношениями, а также в способах достижения (любовь, ухаживание, разделе­ние общих интересов) и формах удовлетворения данного интереса (эгалитар­ные отношения, совместимость, сексуальная гармония); в) уровень развития супругов (определенный уровень знаний психологии партнёра (гендерной пси­хологии), а также представление об основах супружеской жизни), который во многом определяется степенью сознательности (умение контролировать себя и др.) и степень культурности формы интереса (отношение к супруге/супругу с уважением, взаимным доверием, нежностью, совместное проведение досуга и др.); г) гармоничные отношения в браке представляют собой многостороннее взаимодействие, которое выражается в разнообразии не только отношений ме­жду супругами внутри пары, но и в общественных условиях (моральных и юри­дических нормах) и сферах жизнедеятельности.

Отношения человека, в теории В. М. Мясищева (теория отношений) представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте пси­хологическую связь его с различными сторонами объективной действительно­сти, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях [4, с. 51].

Психическая жизнь человека представляет целое, в котором научный анализ выделяет отдельные стороны: психические процессы, отношения, со­стояния и свойства личности. Под процессом понимается последовательность изменений психической деятельности при том или ином виде взаимодействия человека с миром, начиная от деятельности мышления и кончая двигательны­ми реакциями. Состояние – общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс. Состояние может быть возбужденное, подавленное, вялое, деятельное, утомлённое и др. (В. Н. Мясищев).

Вопрос о свойствах ставится в психологии обычно в плане свойств харак­тера или личности. Так вопрос, конечно, должен ставиться, но нужно указать, что свойства обнаруживаются и в процессах, и в отношениях, и в состояниях человека. Например, свойство устойчивости – неустойчивости относится к от­ношениям, состояниям, к характеру деятельности. Свойства отношений, со­стояний и деятельности выступают как свойства личности. Это, с одной сторо­ны, подчёркивает центральный характер понятия личности, а с другой стороны, требует, чтобы понятие психологических свойств применялось с достаточной точностью и определённостью [4, с. 17].

В качестве основной стороны отношений учёный взял во внимание по­требности в системе отношений к действительности, они состоят из следующих компонентов: а) субъект, испытывающий потребность; б) объект потребности; в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определённую функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в пережива­нии тяготения к объекту и в активной устремлённости к овладению (В. Н. Мя­сищев). Исходя из этого мы можем предположить, что брак представляет собой определённую связь (например, эмоциональные взаимоотношения: психологи­ческая близость, любовь, понимание, эмоциональное притяжение и др.) между супругами (субъектами), где объектом потребности выступает супруг/супруга, а также гармоничные отношения в браке.

В целом данная теория описывает принцип целостности субъекта как системы; в основе отношений лежит психическая составляющая личности (об­щепсихологический, патологический, медицинский компоненты субъект­-субъектных и субъект­-объектных отношений), а также «отношение» следует понимать как взаимодействие внутренней составляющей человека с реальной действительностью.

Ранее нами были отмечены фильтры развития эмоциональных отноше­ний (стр. 3). Однако как же происходит развитие супружеских отношений в це­лом между мужчиной и женщиной в период подготовки к вступлению в брак и после заключения брака?

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис рассматривают следующие стадии раз­вития супружеских отношений: 1) выбор партнёра; 2) романтизация отноше­ний. На этой фазе влюблённые находятся в отношениях симбиоза, восприни­мают в фигуре партнёра только достоинства, смотрят друг на друга сквозь «ро­зовые очки»; 3) индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирова­ние правил. В результате переговоров вырабатываются правила, определяющие кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье опреде­лённые поступки; 4) стабильность/изменчивость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечают на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое?; 5) фаза экзистенциальной оценки супружеского итога совместной жиз­ни, когда выясняют степень удовлетворённости/неудовлетворённости прожи­тыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы – решение вопроса о том, был ли брак подлинным или случай­ным [10, с. 44]. Сложно сказать, что есть чёткое разделение между перечислен­ными стадиями.

Чувство вины, а скорее, сожаления часто присутствует при уходе от парт­нёра. Воспрепятствовать такому исходу брака может согласованное взаимодейст­вие супругов, которое направлено на совместное решение поставленных вопро­сов, в число которых входят любовь, взаимопонимание, супружеская совмести­мость, уважение и самореализация, стремление быть гармоничной личностью.

Рассматривая отношение как важную составляющую взаимоотношений между мужчиной и женщиной, отметим психологию гендерных отношений – новое направление в науке, посвящённое изучению закономерностей диффе­ренциации и иерархизации личных и групповых отношений в сфере межполо­вого взаимодействия (И. С. Клецина, 2004).

Всё многообразие содержательных характеристик межполовых отноше­ний можно свести к двум альтернативным моделям: партнёрской и доминант­но-­зависимой. Первая модель – партнёрские отношения – это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Данная модель характеризуется следующими особенностями: сотрудничество при использовании власти; взаимозаменяемость ролей; гибкое распределение супружеских обязанностей и видов деятельности; конструктивный способ раз­решения конфликтов; неудачи и ошибки не скрываются, обсуждаются без уп­рёков, прощаются, забываются; уважение к личным делам, интимным сторо­нам жизни без посягательства на индивидуальную сферу жизни партнёра без его разрешения и др. [3, с. 182]. Эта модель позволяет рассматривать гармонич­ные отношения в браке с позиции взаимного уважения, поддержки и заботы в диаде (паре). Гибкий подход супругов к совместной жизни и решению возник­ших проблем выражается в их уверенности в будущем супружеской жизни.

Противоположная модель отношений, доминантно-­зависимая, не предпо­лагает равноправия. В этом случае один из супругов побуждает другого подчи­ниться себе и принять цели, не согласующиеся с устремлениями и намерениями партнёра. Эта модель характеризуется следующими особенностями: неравно­мерное распределение власти, руководство, основанное на силе; деструктивный способ разрешения конфликтов; неудачи и ошибки скрываются, осуждаются, часто вспоминаются; отсутствие уважения к личным делам, интимным сторонам жизни одного из партнёров, тотальная подконтрольность его поведения; ощуще­ние незащищённости, одиночества, вины, тревожности и др. [3, с. 183].

В результате анализа категории «отношения» как основополагающей для изучения гармоничных отношений в браке мы можем сделать следующие выводы.

Во-­первых, под гармоничными отношениями в браке мы можем пони­мать осознанное субъект­-субъектное взаимодействие супругов, где они высту­пают и объектами и субъектами в процессе совместного проживания, в основе которого любовь, эмоциональная близость, взаимопомощь, ответственность, степень высокой сплочённости при решении сложных жизненных ситуаций, разделение супружеских ролей, следование традициям родительской семьи и культура межличностного общения.

Во-­вторых, мы можем рассматривать гармоничные отношения в браке как идеальные, под которыми мы понимаем высшую цель супружеских отно­шений: равновесие позиций, лёгкость в общении и взаимопонимании, сексу­альную гармонию, где контрасты взглядов супруга и супруги дополняют общую жизненную концепцию, то есть общность ценностей, мотивов, интересов, по­требностей мужчины и женщины в браке. Такие отношения носят характер по­ложительных (А. Ф. Лазурский) и служат целостному развитию человека как субъекта и объекта реальной действительности (В. М. Мясищев).

Анализ категории «отношения» как основополагающей для изучения гармоничных отношений в браке показал неотъемлемую значимость данной категории как связующего звена в процессе взаимодействия человека с объек­тивной действительностью, где любить – значит бороться с тысячами преград в нас самих и вокруг нас (Ж. Ануй).

Литература

  1. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений: монография. – М.: Издательство Московского университета. – 1987. – 177 с.
  2. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. – М.: Наука. – 1997. – 446 с.
  3. Малкина­-Пых И. Г. Гендерная терапия. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
  4. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева; вступ. ст. А. А. Бодале­ва. – М.: Изд­во Московского психолого-­социального института; Воронеж: Изд­-во НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
  5. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: Изд-­во «Лыбидь» при Киев. ун­те, 1990. – 192 с.
  6. Словарь психолога-­практика / сост. С. Ю. Головин. – 2­е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.
  7. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопро­сы психологии. – 1994. – № 6. – С. 5–15.
  8. Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей. – М.: Гу­манитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 287 с.
  9. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. – 2­е изд. – М.: Изд­-во Мо­сковского психологического института; Воронеж: изд­-во НПО «МОДЭК», 2005. – 928 с.
  10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.

Информация об авторах

Гаврилова Е.А., Филиал Российского государственного социального университета, Воронеж, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 8640
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 942
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1