Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике

622

Аннотация

The article is devoted to the modernization of contemporary higher education, due to the requirements of society in the preparation of qualified specialists.

Общая информация

Ключевые слова: vocational education and modernization, specialist

Рубрика издания: Педагогика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пугачёва Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. 2011. № 1. С. 42–46.

Полный текст

Модернизация высшего профессионального образования происходит под определяющим воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда. Рыночные преобразования изменили не только спрос на рабочую силу, востребовали новые качества человеческого капитала и сформировали но­вые образовательные потребности населения, но и обусловили развитие коммер­циализации профессионального образования, создание рынка образовательных услуг. Можно выделить ряд позитивных тенденций в модернизации высшего профессионального образования: государственную поддержку образовательных инициатив в системе профессиональной подготовки; формирование единого об­разовательного пространства высшей профессиональной школы с производством и наукой; структурно­функциональную интеграцию вузов и предприятий отрасли.

Вместе с тем в модернизации высшего профессионального образования имеют место и негативные тенденции: диспропорции в подготовке специалистов и рабочих между ВПО, СПО и НПО; несовершенство нормативно­-правовой базы деятельности вузов, обеспечивающей актуальность и необходимость их корпора­тивных связей с промышленными предприятиями; не соответствие инфраструк­туры ВПО стоящим перед ней задачам, демографической ситуации и разбросан­ность по различным ведомствам; недостаточное внедрение в систему ВПО кросс­дисциплинарных технологий профессионального образования; недостаточная поддержка негосударственных образовательных учреждений (НОУ).

Всё вышеизложенное обусловливает следующие приоритетные задачи высшего профессионального образования. Во­-первых, это опережающая подго­товка кадров, которая требует изменений в содержании и технологиях педагоги­ческого процесса на всех этапах профессионального образования, оперативного взаимодействия между системой образования и фундаментальной наукой. В усло­виях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. Необходимо совершенствование номенклатуры профессий и специальностей, оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями, а также формирование у выпускников профессиональной школы готовности обучаться всю жизнь. Образование через всю жизнь, «long life education» – это единственная возможность быть востребованным в любых соци­ально­-экономических условиях. Обладая готовностью обучаться всю жизнь, спе­циалист обеспечивает свою конкурентоспособность на рынке труда.

Вторая задача – это создание условий для сохранения и развития регио­нальных систем подготовки профессиональных кадров, превращения высшего профессионального образования в средство развития региональных социальных систем на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего и послевузовского образования в рамках широкомасштабных социально-­экономических преобразований и программ развития субъектов Российской Фе­дерации. В современных условиях целесообразно рассматривать цели, содержа­ние, технологии, управление высшим профессиональным образованием как про­ектно-­целевую деятельность на интегративной основе, обусловливающую участие студентов в разработке и реализации научно­образовательных и научно­-производственных проектов.

Это обусловливает организацию высшего профессионального образования на основе принципа интеграции, обеспечивающего системную целостность и ди­намичность профессиональной подготовки, вариативные формы социального партнёрства; партисипативности, ориентированного на развитие государственно­-общественных структур, форм и методов управления и продуктивное взаимодей­ствие вузов с научными организациями, предприятиями, бизнес-­структурами; се­тевого взаимодействия, направленного на создание моделей субъектов системы ВПО по различным логическим основаниям; субсидиарности, предусматриваю­щего создание условий для добровольного и заинтересованного участия вузов, на­учных учреждений и производства, независимо от форм собственности и админи­стративного подчинения, в развитии региональных систем профессионального образования, повышении конкурентоспособности учреждений высшего профес­сионального образования.

Одна из приоритетных задач – совершенствование инфраструктуры выс­шей профессиональной школы как системы взаимодействия субъектов учебно­образовательного процесса, институтов социально-­педагогической деятельности и условий микросоциума, обеспечивающей субъектную самореализацию и оптими­зацию профессионального становления студентов. Современная инфраструктура должна носить интерактивный характер, обусловливающий диалог, кооперацию, сотрудничество всех участников кадрового обеспечения производства и ориента­цию профессиональной подготовки на развитие личности будущего специалиста, становление его компетенций.

В числе приоритетных задач необходимо обозначить и повышение качества высшего профессионального образования, посредством, во­-первых, дуальной це­левой профессиональной формы подготовки студентов, позволяющей обеспечить приобретение профессиональных компетенций, вести индивидуальное обучение, стажировку преподавателей и участие опытных работников персонала предпри­ятия в «поштучной» подготовке специалистов, практическое обучение на слож­ном оборудовании с применением передовых прогрессивных технологий, гаран­тировать повышение качества реального учебно­-производственного проектирова­ния, обеспечить трудоустройство выпускников. Во­-вторых, посредством персона­лизированных моделей подготовки, включающих проектирование индивидуаль­ных образовательных траекторий студентов. В рамках содержательного направле­ния таких траекторий, на основе новых стандартов содержания образования и ин­дивидуального уровня готовности к их освоению, проектируются вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут каждого студента. Диверсификация структуры образо­вательных программ даёт возможность каждому студенту построить ту образова­тельную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. В рамках технологического направления сту­дентом определяются формы и методы реализации индивидуального образова­тельного маршрута при координирующей, организующей, консультирующей дея­тельности преподавателя. В третьих, посредством развития блочно­-модульного обучения, которое способствует мобильности знаний, усилению практико­ориентированности образования, позволяет улучшить качество подготовки, пол­нее учитывать требования научно-­технического прогресса, демократизировать учебный процесс, исключить элементы случайности и необъективности в оценке знаний, умений и навыков студента и определить траекторию его образовательно­го роста. В четвёртых, посредством создания научно-­методического обеспечения – как организационно-­педагогических и методических механизмов доведения на­учных результатов до их практического применения в деятельности субъектов об­разования. На практике научно­-методическое обеспечение включает методику формирования общего рейтинга студента и алгоритма оценки качества образова­тельной деятельности в вузе на основе системы качества TQM; систему квалимет­рических индикаторов, отражающих в сопоставимых единицах достижения по от­дельным изучаемым областям знаний, формам обучения по видам компетенций, и их динамику, получаемых по результатам аттестаций, контрольных и итоговых испытаний; базовую профессиограмму, уточняющую и структурирующую пере­чень требований, предъявляемых к будущему специалисту, посредством трудо­граммы (описание труда в профессии); психограммы (описание человека профес­сии); социограммы (описание личности в профессии); современные требования к отбору и структурированию содержания учебного материала, предполагающие несколько этапов (теоретическое обоснование; структурно-­смысловой отбор со­держания современного учебного материала в границах дидактического модуля; учебно-­методическое обеспечение); механизмы интеграции профессионального и общего знаний в процессе профессиональной подготовки (интеграция содержа­ния подготовки; проблемно-­тематическая и целевая интеграция дисциплин; субъ­ектная интеграция; интеграция форм и методов обучения, теории и практики).

К приоритетным задачам высшего профессионального образования необ­ходимо отнести и модернизацию механизмов управления. Управление системой высшего профессионального образования следует понимать как продуктивное взаимодействие федеральных и региональных органов власти и органов управле­ния образованием с органами местного самоуправления, вузами, предприятиями, бизнес­структурами, общественными организациями, направленное на обеспече­ние оптимального функционирования и развития высшей школы с целью получе­ния качественно новых результатов образования, повышения её конкурентоспо­собности на международном рынке образовательных услуг. Это обусловливает расширение участия общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в высшем профессиональном образовании. Сложившие­ся социально­-экономические и политические условия требуют превращения ВПО в открытый для общества и подотчётный ему социальный институт. Государст­вено-­общественное управление образованием подразумевает оптимальное соче­тание деятельности субъектов управления государственной и общественной при­роды всех уровней, направленной на организацию функционирования и развития системы образования. Развитие государственно­-общественного управления в сис­теме высшего профессионального образования – это механизм, обеспечивающий диалог образовательных учреждений со студентами и их родителями, представи­телями гражданских институтов, работодателями.

Говоря о приоритетных задачах высшего профессионального образования, нельзя не сказать о важности профессионального воспитания. Целесообразно в вариативной составляющей образовательного стандарта третьего поколения раз­работать модули, обеспечивающие интеграцию учебной, профессиональной, на­учно-­исследовательской и внеучебной деятельности студентов и направленные на профессиональное воспитание. Профессиональное воспитание – это процесс формирования профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-­эмоционального отношения индивида к профессиональной деятельности, готов­ности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкуренто­способности на рынке труда.

Необходимо создать условия для оптимального развития гуманитарного образования как ведущего социального института, обеспечивающего духовно­нравственное развитие личности и приобщение человека к отечественной и миро­вой культуре. Развитие России связано не только с решением политических, эко­номических, социальных проблем, но и с формированием гражданского согласия по духовно­нравственным ценностям. К сожалению, у студенческой молодёжи ду­ховно­нравственные ценности отходят на второй план. Всё большее влияние на молодое поколение приобретают потребительская психология и культ материаль­ного успеха. Сегодня стало совершенно очевидным, что состояние духовно-­нравственной культуры студенческой молодёжи угрожает национальной безопас­ности страны. Духовно-­нравственную культуру можно определить как развиваю­щуюся совокупность духовно-­нравственных ценностей, норм, установок, знаний, регулирующую жизнедеятельность человека в семье, обществе, мире и обеспечи­вающую его жизнестойкость.

В совокупность приоритетных задач следует включить разработку теорети­ческих подходов и научно-­методическое обеспечение образовательных стандартов третьего поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения предусматривают две составляющие. Во­-первых, инвариант, обеспечивающий единство образовательного пространства Российской Федера­ции; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Во-­вторых, вариативная составляющая, обеспечивающая подготовку профессиональ­но компетентных специалистов в соответствии со спецификой регионального рынка труда и требованиями работодателей. В целях создания современной ин­фраструктуры вуза и получения компетентностно­ориентированных образова­тельных результатов важно обеспечить как научное и учебно­методическое фор­мирование вариативной составляющей основных образовательных программ, разработать требования к ней и внедрить в учебно­-образовательный процесс кроссдисциплинарные технологии формирования квалифицированного компе­тентного специалиста, так и сопряжение профессионального и образовательного стандартов. Профессиональные стандарты задают систему показателей, позво­ляющих установить степень соответствия деятельности, выполняемой работни­ком, существующим требованиям рынка труда, и представляют собой набор ха­рактеристик в виде знаний и умений, отвечающих тому, что и как человек должен уметь делать, и что для этого нужно знать, описанный конкретным набором типо­вых профессиональных критериев, свойственных той деятельности, которую чело­век осуществляет в рамках конкретной профессии. Сущность профессионального стандарта в том, что его содержание не привносится извне и не возникает в ре­зультате обсуждения работодателями. Это содержание заложено в самой профес­сиональной деятельности. Качественное отличие кроссдисциплинарных техноло­гий состоит в том, что в процессе обучения активно используются различные виды проектирования и оно рассматривается как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельностью студентов.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в современном мире роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зави­симости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Уровень разви­тия наукоемких технологий в настоящее время является характеристикой эконо­мического состояния и научно-­производственного потенциала страны и обеспечи­вает ее конкурентоспособность. В странах, успешно преодолевших переход к со­временным рыночным отношениям, сформирован культ профессионального об­разования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами и преподавателями и представлением их перед общественностью как «национальной ценности страны». В создавшихся условиях России жизненно не­обходима система высшего профессионального образования, позволяющая адек­ватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу кон­курентоспособность как одного из ведущих государств.

Информация об авторах

Пугачёва Н.Б., Учреждение Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования», Казань, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 7718
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 622
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0