Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы

2379

Аннотация

In article the social orphanhood as social and nationwide problem is concerned. The number of orphan children grows dramatically in nowadays Russia. New social programs and institutionalization of children are not able to improve the current situation. The author deals with the state of orphanages and the main problems which its inmates may face with. The main problem according to the author is a lack of special educational programs for this category of children, absence of socializing impact of the family. The «isolation» of the child leads to the gaps in cultural and social levels of the personality.

Общая информация

Ключевые слова: socialization, orphanage, guardianship, orphan children, success, values, law

Рубрика издания: Социология и демография

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Абельбейсов В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы // Социосфера. 2011. № 1. С. 53–58.

Полный текст

Сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике но­вые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выходят дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном об­ществе. Несмотря на попытки создания систем взаимодействия различных структур и органов, работающих с детьми-­сиротами, в стране всё равно сущест­вует значимая проблема межведомственной разобщённости, связанная с при­надлежностью домов ребёнка, детских домов, коррекционных школ­-интернатов разным министерствам, не обеспечиваются должные условия для социализа­ции детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Актуали­зирует задачу изучения процессов социализации детей-­сирот и детей, остав­шихся без попечительства родителей в государственных учреждениях, продол­жающийся рост сиротства.

По данным официальной статистики, из 800 тысяч детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 90 % являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Число детей-­сирот, воспитывающихся именно в детском доме, растёт с каждым годом. По состоянию на 1 января 2008 года 130 тыс. (50 %) детей воспитываются именно в детских домах [12]. Государ­ство берёт на себя заботу о воспитании, защите прав и обеспечении данной ка­тегории детей.

Проблема социализации сирот всегда была актуальной, но особенно ост­ро она встала в настоящее время. В ситуации серьёзных социально-­экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми. Негативный социальный опыт вызывает эффект социальной не­компетентности, искажённые или «ущербные отношения к миру и себе». Воз­никающее противоречие между имеющимся у сирот опытом и реально склады­вающейся ситуацией, как правило, приводит к тому, что большинство из них редко преодолевают барьер социализации и находят своё место в обществе.

Социализация детей­-сирот представляется нами как процесс установле­ния взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивиду­альной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности.

Значимость исследования проблем социализации выпускников детских домов обуславливается ростом количества социальных проблем, связанных с поведением выпускников сиротских учреждений, а также неподготовленно­стью их к самостоятельной жизни. Длительное проживание в детском учреж­дении и специфика первичной социализации и социализации в процессе про­живания детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них необходимых для эффек­тивного функционирования в социуме навыков и требуют специальных соци­ально­-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Следствием неадаптивного поведения подростков является их низ­кий общественный статус, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на уровень и качество их жизни. По состоянию на 1 января 2008 года 545 тыс. детей (68 %) состоит на воспитании в семьях граждан (375 тыс. – под опекой (попечительством), 11 тыс. – в приёмных семьях, 159 тыс. – усыновлены посто­ронними гражданами). Остальные (более 260 тыс.) воспитываются в государ­ственных учреждениях для детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, различных ведомств, а также в негосударственных учреждениях [12]. Одновременно растёт число «детей улиц», которых, по официальной стати­стике в стране около 600 тыс. [5]. Однако, многие исследователи отмечают за­ниженность данных и считают, что в России проживает около 2,5 млн беспри­зорных детей [15].

Несмотря на значительный теоретический багаж и объём эмпирических исследований, процессы социализации выпускников детских сиротских учре­ждений в современной России требуют нового осмысления с учётом продол­жающихся социальных трансформаций и изменений социальной политики в отношении данной группы граждан. Проблемы социализации детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются особой сложностью. Для включения детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к сво­ему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окруже­нию и обществу в целом.

Таким образом, социализация детей-­сирот в новых условиях и после­дующая интеграция в общество протекают с ещё большими трудностями, чем у их сверстников из благополучных семей. Учёные отмечают, что дети-­сироты являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пре­бывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополуч­ных условиях детских учреждений. Своеобразная закрытость социального про­странства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формиро­вание единственной социально-­ролевой позиции – позиции сироты – прояв­ляются в будущем в том, что выпускники-­сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

В последние 5–10 лет в РФ всё больше внимания уделяется вопросам по­вышения эффективности существующей системы детских домов и других ин­тернатных учреждений, соблюдения прав воспитанников этих учреждений, отношения к детям воспитателей и сотрудников детского учреждения. Все со­глашаются с тем, что усыновление, опека, помещение ребёнка в приёмную се­мью в большинстве случаев предпочтительнее его устройства в детский дом. Но надо считаться с тем, что далеко не всегда удаётся использовать именно эти формы социального устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Детские дома будут существовать ещё значительное время. В связи с этим важно продолжать поиск путей модернизации сети учреждений, чьей основ­ной функцией является забота о детях-­сиротах и детях, оставшихся без попе­чения родителей, а также совершенствования процессов их социализации.

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поко­ления, и в особенности детей, оставшихся без попечения родителей, то есть де­тей­-сирот, воспитывающихся в детских домах. Администрация детских сирот­ских учреждений, специалисты по охране прав детства не всегда могут противо­стоять грубым и систематическим нарушениям интересов детей-­сирот, выпуск­ников домов-­интернатов из-­за отсутствия квалифицированных специалистов, юридических знаний, материально­технической базы. Складывается парадок­сальная ситуация. С одной стороны, на подготовку к самостоятельной жизни де­тей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затрачиваются доста­точные ресурсы, к работе привлекается большое количество специалистов, а с другой, эффективность всех усилий непропорционально мала: ребёнок­-сирота оказывается плохо социализированным, незащищённым, как в детском сирот­ском учреждении, так и после выпуска, когда он оказывается не в состоянии полноценно социализироваться в обществе и жить самостоятельно.

Научное осмысление последствий взросления детей без родителей отно­сится к середине XX века, что обусловлено множеством покинутых детей, детей без родителей вследствие Первой, а затем Второй мировых войн. Исследования долгое время проводились в рамках психологии, педагогики, позже медицины, а социальные аспекты освещались недостаточно. Наиболее распространёнными в исследовательской традиции являлись изучение причин социального сиротст­ва и анализ последствий жизни в условиях закрытых интернатных учреждений. К началу XXI века авторы возвращаются к теории Дж. Боулби и сходятся во мнении, что глубинная причина социального сиротства заключается в рас­стройстве привязанности между родителями и детьми (Л. Галигузова, И. Дубро­вина, С. Мещерякова, А. Прихожан, Г. Рузская, Н. Толстых).

Общепризнанным теоретиком социализации в современной западной социологии является Т. Парсонс, обобщивший классические положения Э. Дюркгейма, Дж. Мида, З. Фрейда, и рассматривающий её как механизм сохра­нения социального порядка: индивиды приходят к согласию относительно ос­новных социальных ценностей и норм и соответственно строят своё поведение.

Часть социологических исследований проблем детей­-сирот осуществля­ется на основе анализа мер социальной политики в контексте нарушений кон­ституционных прав и гарантий сирот. Ряд авторов схожи во мнении, что ос­новные причины социального сиротства кроются в сущности, принципах и на­правленности семейной политики, в её несовершенстве и в неэффективной работе с семьёй и ребёнком (Л. Смагина, А. Воднева). А. Васильев рост количе­ства социальных сирот объясняет социальной дезорганизацией семей и сни­жением их материального потенциала. М. Астоянц в качестве наиболее суще­ственных факторов, приводящих к социальному сиротству, выделяет: алкого­лизм матери, её инвалидность, делинквентность, раздельное проживание ро­дителей, отказ от исполнения ими родительских ролей, смерть отца.

Влияние социальной среды на формирование личности ребёнка занима­ло центральное место в работах Г. Андреевой, С. Беличевой, Ю. Мануйлова, И. Федониной, А. Щербаковой. Анализу процесса дивергенции социальной среды, сокращающей шансы сироты на эффективную адаптацию в обществе, посвяще­ны исследования И. Дементьевой, Т. Сафоновой. Выводы исследований М. Айн­сворз, Й. Лангмейера, З. Матейчека, М. Мид, М. Лисиной, В. Мухиной, А. Руз­ской, заложили почву для аргументации в пользу семейных форм замещающей заботы о детях­-сиротах. Исследованием этих форм в современной России зани­мались А. Довгалевская, Н. Иванова, О. Неверова, В. Ослон, Г. Семья.

Работы других авторов (М. Дубровской (Егоровой), В. Зарецкого) по­священы поиску наиболее оптимальных подходов в решении существующей проблемы сиротства на региональном уровне за счёт локальных инициатив разработки и внедрения моделей профилактики социального сиротства. Ос­новные усилия предлагается сфокусировать на сохранении семьи – кровной и замещающей. И. Бобылева, И. Назарова, Н. Присяжная, Н. Юдицева освещают вопросы социальной адаптации, постинтернатного жизнеустройства выпуск­ников сиротских учреждений, анализируют существующие модели постинтер­натной адаптации в рамках центров постинтернатной адаптации, Семейных центров, социальных гостиниц, школ-­интернатов с постинтернатным блоком. Таким образом, несмотря на имеющийся внушительный научный потенциал социализационной проблематики, социологический подход к особенностям социализации детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме, и оценка нормативного аспекта этого процесса не получили до настоящего времени достаточно полного теоретического объяснения учёными, а также эмпирического описания.

Как показывают наши исследования, наличие у детей­-сирот трудностей в установлении межличностных отношений с воспитателями, учителями, сверстниками отражается в характеристике этих отношений как «плохих» и «скорее плохих», чего не наблюдается у детей, воспитывающихся в биологиче­ских семьях. Определённым показателем эффективности социализации явля­ется установление взаимного доверия между детьми-­сиротами и детьми, ос­тавшимися без попечения родителей, их уровень доверия к тому, к кому они могут обратиться в первую очередь, когда им нужно посоветоваться. Формиро­вание социальной направленности стиля поведения ребёнка в значительной степени зависит от его социального окружения и числа участвующих в воспи­тании педагогов. У детей­-сирот наблюдается уменьшение разнообразия и унификация стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию со­циализации в конкретных социальных ситуациях. Ещё один важный показа­тель адаптации – профессиональная ориентация подростка-­сироты или ос­тавшегося без попечения родителей и подготовленность его к труду в различ­ных моделях детских учреждений. Необходимо отметить, что замкнутый тип функционирования детских учреждений не даёт полной возможности для даль­нейшего развития профессиональных предпочтений. Об этом свидетельствуют самооценки профессиональных перспектив воспитанников в детских учрежде­ниях в сравнении с обычными детьми. В частности, среди детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее популярными являются специ­альности автомеханика / автослесаря (26,3 %), повара (18,4 %), врача или вете­ринара (10,5 %). Для воспитанников школ-­интернатов также – автомеханика / автослесаря (16,6 %), водителя транспортных средств (16,7 %), парикмахера-­стилиста (16,7 %), а также швеи­-мотористки (13,3 %). Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют обязательного высшего образования. Приведённые данные пока­зывают, что возможности подростка-­сироты формировать свои профессиональ­ные планы в значительной мере снижены из­-за жёсткой распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий. Для профессионально­го ориентирования должен быть тесный контакт между детскими учреждения­ми и профессиональной структурой, чтобы была возможность более верно оп­ределять возможности в профессиональной ориентации конкретного воспитан­ника и тем самым помогать ему в его самоопределении [11].

Для обеспечения успешной социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в общество предстоит ещё многое сделать, например привести в соответствие нормативно-­правовую базу, нала­дить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, на­ладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями. В основу реализации государственной социальной политики в направлении детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников ин­тернатных учреждений необходимо заложить не работу по преодолению при­чин самого явления – сиротства, а систему слаженных и хорошо отработанных механизмов по социализации детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература

  1. Астапов В. М. Тревожность у детей. – М., 2001.
  2. Божович Л. И. Психологическое изучение детей в школе­-интернате. – М., 1960.
  3. Жуков В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. – М.: Ака­демический Проект, 2003.
  4. Жуков В. И. Университетское образование: история, социология, политика. – М.: Пер­спектива, 2005.
  5. Жуков В. И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. – Т.1. Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985–2005).– Изд. 2­е перераб. и доп. – М.: Изд­-во РГСУ, 2007.
  6. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М., 2004.
  7. Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков. – М., 1998.
  8. Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети // Социальная педагогика – 2005. – № 1.
  9. Лангеймер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.
  10. Осадчая Г. И. Лекции по социологии. – М.: Изд­во РГСУ, 2008.
  11. Опыт и проблемы жизнеустройства детей­-сирот и детей, оставшихся без попечительст­ва, в современных условиях. / Осадчая и др.; под ред. академика РАН В. И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2009.
  12. О деятельности органов опеки и попечительства с выработкой рекомендаций для субъ­ектов Российской Федерации по её эффективному осуществлению // Материалы Мини­стерства образования и науки Российской Федерации.
  13. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрас­тная динамика. – М. – Воронеж, 2000.
  14. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. СПб., 2003.
  15. Семья, дети: факты и проблемы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2008. –№ 11.
  16. Семья, дети: факты и проблемы. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2008. –№ 11.
  17. Шульга Т. И., Олифриенко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. – М.: Наука, 2007.

Информация об авторах

Абельбейсов В.А., Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 39259
В прошлом месяце: 68
В текущем месяце: 42

Скачиваний

Всего: 2379
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6