Кластерная теория в условиях усиливающейся глобализации

504

Аннотация

Is considered an active interaction of small, medium and large enterprises, grouped around the leading large firms. Definition is given to the cluster, reveals its effectiveness. The author justifies the dynamic development of the most successful economic systems, using the cluster approach.

Общая информация

Ключевые слова: cluster, cluster system, competitiveness of the global market, economic growth, domestic market, globalization, efficiency

Рубрика издания: Экономика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лисин М.Н. Кластерная теория в условиях усиливающейся глобализации // Социосфера. 2011. № 3. С. 71–73.

Полный текст

В условиях глобализации для экономики любой страны важным условием является ее внутренняя организация, способность быстро и эффективно реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры отдельных регионов, страны в целом, мировых рынков, возможность осуществлять быструю адаптацию за счет средств инновационной политики.

Во многих динамично развивающихся странах, где взвешенная государствен­ная политика поддержки предпринимательства направлена на достижение социаль­но­экономического роста, постепенно усиливается активное взаимодействие малых, средних и крупных предприятий. Причем в различных странах с рыночной экономи­кой обнаружилась общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном разви­тии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся, вокруг лидирую­щих крупных фирм на основе производственно­технологических, научно­технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий.

Этот феномен впервые был подробно изучен известным ученым М. Портером при исследовании условий развития и деятельности 100 наиболее конкурентоспо­собных группировок крупных, средних и множества малых предприятий, располо­женных в различных странах мира.

Следуя теории Майкла Портера конкурентоспособность страны в глобальном мире следует рассматривать не как конкурентоспособность отдельных ее фирм, а ис­ходя из наличия и уровня кластеров, причем принципиальное значение имеет спо­собность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы.

Согласно исследованиям Портера, наиболее конкурентоспособные трансна­циональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкуренто­способности на мировом рынке, распространяют свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окру­жения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособ­ности данной компании. Для всей экономики кластеры играют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и меж­дународная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Один из главных тезисов кластерной теории заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках.

Центром кластера чаще всего бывают одна или несколько независимых мощ­ных компаний, между которыми сохраняются конкурентные отношения, что суще­ственно отличает кластер от картеля или финансово­промышленной группы. Кла­стер предоставляет исключительно благоприятные условия для развития специали­зированных производств, в т. ч. вспомогательного, обслуживающего и поддержи­вающего характера. Лидирующие на мировом рынке крупные компании и фирмы нуждаются в большом количестве приспособленного к их технологиям смежных производств, оборудования, материалов и т. п., что создает емкий рынок для не­больших фирм, в том числе с инновационной направленностью, которые в будущем и становятся генераторами конкурентных преимуществ. Кластер дает работу множе­ству небольших фирм­поставщиков комплектующих, соединяя в себе лучшие пред­приятия, обладающие международной конкурентоспособностью. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, техно­логиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и родст­венными отраслями. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия все фирмы кластера в их общей конкурентной борьбе с соперниками, но не снимает их заинтересованности в своем собственном положении на рынке.

Эффективность кластера проявляется в экономическом росте, в сохранении рабочих мест, расширении налоговой базы, в увеличении экспорта и привлечении иностранных инвестиций. Поэтому власти разных уровней зачастую становятся инициаторами создания и поддержания кластеров предприятий, поскольку они стимулируют социально­экономическое развитие мест расположения, прилежащих территорий и целых регионов.

Кластерный подход самым принципиальным образом меняет содержание го­сударственной промышленной политики. В этом случае усилия правительства на­правлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаи­моотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потреби­телями и производителями, между самими производителями и правительственны­ми институтами и т. д.

В ряде стран, в последние десятилетия, реализованы эффективные «кластер­ные стратегии», которые строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. Правительства концентри­руют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компа­ний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только спо­собствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей. В наи­более явной форме осуществляют подобную стратегию такие страны, как Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Финляндия, Франция и др. Например, в Германии и Великобритании действуют программы соз­дания биотехнологических кластеров на базе регионального размещения фирм. В Норвегии правительство стимулирует создание кластеров, укрепляя сотрудничество между фирмами, специализирующимися в сфере морских промыслов. В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древес­ных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудова­ния. Тесное взаимодействие фирм данного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми сопер­никами. Несмотря на различность подходов, большинство стран Европы выработало для себя ту или иную кластерную стратегию.

Кластерный подход в России, на региональном уровне, предоставляет боль­шие возможности как для повышения конкурентоспособности местного бизнеса, так и для повышения эффективности экономической политики регионов.

Изучение основных концепций конкуренции и мирового опыта хозяйствова­ния позволяет сделать вывод о том, что созданная Майклом Портером и другими учеными теория кластерных механизмов лежит в основе развития наиболее успеш­ных экономических систем. Ныне кластерные системы объединяют наиболее эффек­тивные и взаимосвязанные виды экономической деятельности, группируя успешно конкурирующие фирмы, которые образуют лидирующую составляющую всей хозяй­ственной системы государства и обеспечивают конкурентные позиции на отрасле­вом, национальном и мировом рынках.

Информация об авторах

Лисин М.Н., Группа компаний «Научстройпром», Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3096
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 504
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0