Социальная психология и общество
2011. Том 2. № 2. С. 29–36
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Коммуникативное творчество как условие контакта с другим
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: контакт, творчество, переживание, объективная реальность, self-парадигма, диалогово-феноменологическая модель психотерапии
Рубрика издания: Теоретические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Погодин И.А. Коммуникативное творчество как условие контакта с другим // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 29–36.
Фрагмент статьи
Сущность творчества в контакте
Творчество — слово, обладающее значительным семантическим полем. Оставляя в стороне множество его значений, сфокусируем свое внимание на понимании творчества применительно к процессу контакта. В чем суть креативности, проявляемой в процессе взаимодействия человека с Другими? По всей видимости, в создании новых, оригинальных, соответствующих текущей ситуации контакта форм его организации. Такого рода понимание творчества пришло в психотерапию с появлением гештальт-подхода. Так, базовым основанием гештальт-терапии является концепция творческого приспособления, которая описывает творчество как свободную трансформацию self в соответствии с динамикой поля. Каждая текущая ситуация поля предъявляет новые требования к self, рассматриваемому основателями гештальт-терапии в качестве способа организации контакта в поле «организм/среда» [2]. В связи с этим с психологической точки зрения, жизнь человека представляет собой постоянный процесс создания новых форм организации контакта. Источником же и пространством человеческого бытия выступает собственно сам контакт, поскольку вне контакта жизни нет [1].
Абсолютная идея творчества предполагает существование некоторого идеального конструкта и поэтому к психической природе человека неприменима. На практике творческая тенденция разворачивается всегда во взаимодействии с процессом приспособления. Ф. Перлз и П. Гудман, формулируя концепцию творческого приспособления, учитывали это и подчеркивали: «По большей части, так или иначе, мы можем рассматривать творческую способность и приспособление организма к среде как полярности: одно не может существовать без другого. В условиях появления нового и разнообразной среды никакое приспособление невозможно при помощи только консервативной врожденной саморегуляции; контакт должен быть творческой трансформацией. Вместе с тем творчество, которое не является постоянным разрушением и ассимиляцией среды, данной в восприятии и сопротивляющейся манипуляциям, является бесполезным для организма и остается поверхностным. Ему не достает энергии, оно не может стать глубоко возбуждающим и скоро чахнет» [2, с. 283]. Таким образом, рассматривая природу творчества в контакте, основатели гештальт-терапии делают акцент на приспособительном его характере: «Творчество без осуществляемого вовне приспособления остается поверхностным» [там же, с. 284].
<...>
Литература
- Бодрийяр Ж. Соблазн / Пер. с фр. А. Гараджи. М., 2000.
- Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. М., 2001.
- Погодин И. А. Диалектика творческого и адаптационного векторов в переживании реальности // Диалоговая модель гештальт-терапии: Сб. статей: В 2 т. Т 1. Философские и методологические основания диалоговой психотерапии. Минск, 2009.
- Погодин И. А. Клинические персонологические иллюзии в психотерапии // Вестник гештальт-терапии. Вып. 5. Минск, 2007.
- Погодин И. А. Особенности клинической антропологии в эпоху постмодерна // Credo New: теоретический журнал. 2007. № 3 (51).
- Погодин И. А. Феноменология как основной метод диалоговой модели психотерапии // Диалоговая модель гештальт-терапии: Сб. статей: В 2 т. Т. 1. Минск, 2009.
- Робин Ж.-М. Быть в присутствии другого: этюды по психотерапии. М., 2008.
- Робин Ж.-М. Теория гештальт-терапии в развитии. Воронеж, 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2472
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 890
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 8