Социальная психология и общество
2011. Том 2. № 2. С. 52–62
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: детско-юношеская организация, статусные отношения, групповая структура
Рубрика издания: Экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 52–62.
Фрагмент статьи
Постановка проблемы
Коренные социальные и политические изменения, произошедшие в нашем обществе за последние двадцать лет, привели к возрождению, возникновению и становлению различных социальных движений. После почти семидесятилетнего периода существования единой и единственной детской организации, обеспечивавшей социализацию и политизацию подрастающего поколения и идеологическое воспитание молодежи в духе доктрины коммунизма, стали появляться новые и возрождаться дореволюционные детские и молодежные объединения, различные по содержанию и направленности деятельности. Детская организация перестала быть лишь инструментом педагогического и воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Современная детско-юношеская общественная организация может быть охарактеризована как объединение, создаваемое не для детей, а самими детьми, на основе свободного волеизъявления юных граждан России и при участии поддерживающих их взрослых для реализации общих интересов и защиты прав в условиях совместной социально значимой деятельности.
По статистическим данным, сегодня в России действует более 20 тысяч молодежных и детских общественных организаций (международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных), охватывающих своим влиянием 5,5 млн. детей и юношей, что составляет 30 % школьников, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях. Таким образом, можно говорить о сложившейся системе детского движения в нашей стране. Современное детско-юношеское движение достигло в своем развитии стадии институционализации, став, по сути, новым социальным институтом, оказывающим воспитательное воздействие и способствующее формированию развивающейся личности, самореализации подрастающего поколения.
<...>
Литература
- Басов Н.Ф. Некоторые вопросы разработки понятийного аппарата истории детского движения // Научные понятия в современном учебном процессе школы и вуза. Челябинск, 1992.
- Богуславский М. В. Детское движение в России: между прошлым и будущим: Монография. Тверь, 2007.
- Божович Л. И., Конникова Т. Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. М., 1969.
- Жуков И. Н. Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики (Мысли о воспитании) // Игра и детское движение. М., 1992.
- Детское движение: Словарь-справочник / Ред.-сост. Т. В. Трухачева. М.;Минск, 1998.
- Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. М., 1988.
- Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / Под ред. Б. З. Вульфова. М., 1986.
- Сачкова М. Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. 2006. № 4.
- Трухачева Т. В. Периодизация детского движения России // Социокинетика: Книга о социальном движении в детской среде: В 2 ч. / Сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2000.
- Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: Избранные труды. Кострома, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2822
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 615
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3