Ценности и атрибутивные процессы в социальном познании

1514

Аннотация

В статье излагаются результаты исследования, в рамках которого предполагалось наличие у человека массы разнородных ценностей. Были выдвинуты гипотезы: ценности влияют на направление атрибутивных процессов субъекта; ценностная конгруэнтность (мера совпадения ценностей и поведения) влияет на атрибутивные процессы субъекта. В исследовании использовался метод игрового моделирования экспериментальной ситуации. Гипотезы частично подтвердились, выявив разнородное влияние разнородных ценностей на атрибутивные процессы субъекта. Было сделано предположение о наличии мета-уровня, который осваивается субъектом наравне с содержанием ценностей.

Общая информация

Ключевые слова: ценности, социальный конструкционизм, атрибуции, социальное познание, ценностная конгруэнтность, экспериментальное исследование

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хачатрян М.А. Ценности и атрибутивные процессы в социальном познании // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 1. С. 84–97.

Фрагмент статьи

В рамках нашей работы мы исследуем систему ценностей человека и ее участие в процессах восприятия и оценки происходящих с ним событий. Мы разделяем социально-конструкционистский взгляд на идентичность человека и считаем, что ценности имеют конструктное строение и происхождение: формируются прижизненно в процессе социального взаимодействия субъекта1. Считается, что ценности влияют на отбор информации для анализа и ее последующую интерпретацию [2, с. 183—185]: так, если у субъекта в приоритете традиционалистские ценности, то он с большой вероятностью будет оценивать поведение окружающих и общественные собы) тия по шкале «консерватизм-либерализм» и принимать соответствующие решения. Однако проблема данного исследования фокусируется не что отбирает для анализа субъект в связи со своими ценностями, а как он это делает. В первую очередь, как будут меняться атрибутивные процессы в зависимости от того, какие ценности близки человеку.

Литература

  1. Авдуевская Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности // Ценностно)нормативные ориентации современного старшеклассника. Труды по социологии образования. М., 1993. Т. 1. Вып. 2.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2004.
  3. Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума: избранные статьи по теории эво) люции и эпистемологии. М., 2005.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2)е изд. СПб., 2008.
  5. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Сов. педагогика. 1974. № 5.
  6. Ерохин Д.О. Некоторые особенности трансформации системы ценностей под воз) действием средств массовой информации // ЧФ: Социальный психолог. 2010. № 2 (20).
  7. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной ре) гуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  8. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб., 2000.
  9. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.
  10. Остин Дж.Л. Слово как действие. М., 1986.
  11. Райхельд Ф., Марки Р. Искренняя лояльность. Ключ к завоеванию клиентов на всю жизнь. М., 2013.
  12. Реан А.А. Психология подростка. СПб., 2006.
  13. Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Вып. 2. Кеме) рово, 2003.
  14. Стефаненко Т.Г. Социальная психология в культурно)исторической перспекти) ве // Социальная психология в современном мире. М., 2002.
  15. Сунцова Я.С. Согласование социальных и культурных ценностей индивида в по) ликультурной среде // Вестник Удмуртского университета. Серия «Психология и педагогика». Ижевск, 2004.
  16. Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно)потребностной сферы (Методические аспекты) // Мир психологии. 1998. № 3.
  17. Фридман Дж., Комбс Д. Конструирование иных реальностей. М., 2001.
  18. Хачатрян М.А. Ценности и атрибутивные процессы в социальном познании. Ма) териалы исследования. URL: http://value)one.livejournal.com/841.html
  19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003.
  20. Gergen K. The saturated self: Dilemmas of identity in contemporary life. N.Y., 1991.
  21. Schwartz S.H. Basic values: How they motivate and inhibit prosocial behavior. Pro) social motives, emotions, and behavior: The better angels of our nature (221— 241).Washington, 2009.
  22. Schwartz S.H., Bardi A. Moral dialogue across cultures: An empirical perspective // Autonomy and order: A communitarian anthology. Lanham, 2000.
  23. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of val) ues: Extensions and cross)cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 5.

Информация об авторах

Хачатрян Марат Артурович, преподаватель Института практической психологии личности «Генезис» при факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, e-mail: xamarat@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3015
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1514
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5