Введение
Высокие темпы глобализации и общемировые тенденции к интеграции культур, а также нестабильность мировой политической обстановки все больше привлекают внимание исследователей к вопросам формирования гражданской идентичности. Особенно значимыми являются исследования становления гражданской идентичности в подростковом возрасте, представляющем собой важнейший этап социализации личности, в течение которого происходит активное освоение общественных норм и ценностей. В этом контексте актуальными представляются исследования гражданской идентичности не только у тех подростков, становление личности которых протекает в логике нормативных сценариев, но и у тех, которые демонстрируют устойчивые формы девиантного поведения. Несмотря на то, что исследователи усматривают довольно тесные взаимосвязи между характеристиками гражданской идентичности и нормативностью поведения человека (например, отмечая, что некоторые формы девиантного поведения могут быть следствием размывания гражданской идентичности в результате процессов глобализации
[Гурина, 2017]), на данном этапе в психологической литературе вопросы, связанные с изучением гражданской идентичности у подростков с девиантным поведением, практически не представлены.
Гражданская идентичность представляет собой результат осознания собственной принадлежности к общности граждан той или иной страны. Характеристика гражданской идентичности через осознание принадлежности человека к группе сограждан позволяет определять данный феномен как часть социальной идентичности. В нашем исследовании мы придерживаемся концепции А.Н. Татарко, согласно которой гражданская идентичность включает в себя два важнейших компонента: силу и валентность [Татарко, 2012]. Сила отражает оформленность и четкость чувства принадлежности, а валентность характеризует степень позитивности этого чувства.
Как показывают исследования, гражданская идентичность определяется целым рядом факторов, в числе которых одно из ведущих мест занимают ее ценностные детерминанты.
Согласно отечественным исследованиям, ценностным базисом гражданской идентичности у россиян выступает общественная безопасность, которая относится к блоку ценностей сохранения
[Лепшокова, 2022]. Помимо этого, конформизм, традиции, безопасность выступают позитивными предикторами валентности гражданской идентичности
[Лепшокова, 2021]. Наибольшую значимость в формировании гражданской идентичности имеют доверие, безопасность и отношение к своей стране
[Татарко, 2012; Шамионов]. Анализ литературы
[Шамионов; Danioni, 2023; Martini, 2023] позволяет отметить, что в течение последних лет происходит смещение фокуса исследований с гражданской идентичности на ее проявления в формах гражданской активности. В качестве проявлений гражданской активности исследователи выделяют социальную включенность, активную гражданскую позицию, политическую вовлеченность и общественную деятельность
[Klamut, 2023], основанные на гражданских убеждениях и опыте
[Metzger, 2019]. На материале российской выборки показано, что гражданская активность коррелирует с такими ценностями, как традиции, безопасность, универсализм, толерантность, забота о других, скромность, конформизм и стимуляция. Обнаружены взаимосвязи гражданской идентичности с коллективистскими ценностями, направленными на благо общества и своей страны
[Шамионов]. В зарубежной литературе описана положительная взаимосвязь гражданской идентичности с ценностями стимулирования, универсализма и отрицательная взаимосвязь с традициями и личной безопасностью
[Schwartz, 2014]. В исследованиях конструктивного патриотизма, который рассматривается в качестве близкого коррелята гражданской идентичности, показаны его взаимосвязи с ценностями роста, в противоположность ценностям сохранения
[Schwartz, 2010; Sekerdej, 2016; Yazici, 2022]. При этом в статье израильских исследователей описывается позитивная связь ценностей безопасности и конформности с идентификацией со своей страной, что позволяет сделать вывод о гетерогенности данных в разных культурах
[Roccas, 2010].
Следует отметить, что представленные выше данные характеризуют взаимосвязи гражданской идентичности и ценностей, полученные на материале выборок взрослых респондентов. Однако известно, что ценностные ориентации подростков представляют собой иную структуру, нежели у взрослых людей, в частности у данной возрастной группы выше выраженность ценностей роста, самоутверждения, открытости изменениям, при этом ниже значимость ценностей сохранения
[Галяпина, 2021]. Согласно исследованиям, уровень соответствия ценностей подростков и представляемых ими ценностных ориентацией референтной группы оказывает влияние на субъективное благополучие личности
[Радчикова, 2023], при этом наибольший вклад в последнее вносят ценности роста
[Mannerström, 2023]. Кроме того, для подростков высокое значение имеют такие ценности, как благожелательность, гедонизм, репутация, самостоятельность и достижения; в конце иерархии находятся ценности — конформность, власть и скромность
[Мартишина, 2017], а также весомый вклад имеет характер семейного взаимодействия и общения со сверстниками
[Benish-Weisman, 2022; Karataş, 2023; Wanders, 2021]. Эмпирически подтверждено, что средовые факторы, такие как семейная ситуация и взаимодействие с одноклассниками, являются предикторами гражданской активности в подростковом возрасте
[Le, 2023]. Совокупность описанных фактов не позволяет переносить имеющиеся сведения о характере взаимосвязей между гражданской идентичностью и ценностями на подростковые выборки без их эмпирической проверки. Исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением подчеркивают смещение их ценностей от гуманистических и этических, которые присущи подросткам с нормативным поведением, к материальным
[Никитская, 2021], приоритет индивидуалистических ценностей над коллективистскими
[Сидоренко, 2022; Фокина, 2009], в отличие от их сверстников с условно нормативным поведением. Ориентация на индивидуалистические ценности у подростков с девиантным поведением может обусловливаться рядом факторов, например выбором неадаптивных копинг-стратегий (протест, активное избегание, отступление, агрессивность, самообвинение и др.) в трудных ситуациях, фрустрирующим потребности в совместной деятельности
[Гарнаева, 2023]. Наиболее выражены у подростков с девиантным поведением такие ценности, как власть, гедонизм и самостоятельность
[Харитонова, 2022], обнаружены корреляции девиантного поведения и неудовлетворенности семейной ситуацией
[Dullas, 2021]. Такие данные позволяют предположить, что в основании гражданской идентичности подростков-девиантов лежит иная структура ценностных ориентаций, нежели у подростков с нормативным поведением. Однако эмпирических данных о ценностной детерминации гражданской идентичности подростков с девиантным поведением к данному этапу в литературе не представлено.
Таким образом, ранее уже предпринимались попытки изучения ценностей, которые лежат в основе гражданской идентичности россиян. При этом на данном этапе отсутствуют исследования, в которых данных вопрос рассматривается в контексте нормативности поведения подростков. Именно поэтому целью данного исследования стало изучение ценностных предикторов гражданской идентичности у подростков с девиантным и условно нормативным поведением.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 130 подростков в возрасте от 13 до 18 лет, из которых 52 подростка — с устойчивым девиантным поведением, среди них — 22 мальчика и 28 девочек, 2 подростка — без указания пола, средний возраст — 15,27 ± 1,33 (учащиеся специализированного образовательного учреждения интернатного типа, склонных к уклонению от обучения и мелкому воровству, эпизодическому употреблению алкоголя и иных психоактивных веществ) и 78 подростков — с условно нормативным поведением, 47 мальчиков, 27 девочек и 4 подростка — без указания пола, средний возраст составляет 15,24 ± 1,01 (учащиеся общеобразовательных школ). В ходе статистического анализа использовалась следующая кодировка групп: 1 — группа сравнения, 2 — подростки с девиантным поведением. Для изучения особенностей гражданской идентичности использовалась методика «Валентность гражданской идентичности» Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко
[Лебедева, 2009], а исследование ценностных ориентаций подростков проводилось с помощью сокращенного варианта «Портретного ценностного опросника» Ш. Шварца
[Lindeman, 2005]. Программа и протокол исследования были одобрены Этическим комитетом РГПУ имени А.И. Герцена (Протокол ЭК № 24 от 27.11.2023).
Обработка данных осуществлялась с помощью пакета прикладных статистических программ Microsoft Office Excel 2018, Statistica10.0, SPSS Ver.23 AMOS (Analysis of Moment Structures). Расчет первичных описательных статистик включал в себя такие показатели, как среднее значение (M), стандартное отклонение (SD) и медиана (Me). В соответствии с результатами анализа характера распределения данных (для показателей гражданской идентичности: K-S d = 0,11—0,15, при p < 0,10; для ценностей d = 0,14—0,25, при p < 0,05) использовались непараметрические методы анализа, а именно критерий Краскела—Уоллиса (Н), коэффициент корреляции Спирмена (rs), а также моделирование структурными уравнениями (asymptotically distribution-free метод).
Результаты и их обсуждение
Анализ первичных описательных статистик (см. табл. 1) позволяет сделать вывод о средней выраженности показателей гражданской идентичности у подростков независимо от нормативности поведения. Сравнительный анализ характеристик гражданской идентичности свидетельствует об отсутствии достоверных различий в выраженности гражданской идентичности и ее компонентов между группами подростков с девиантным и с условно нормативным поведением. Сравнительный анализ ценностей показал, что в их структуре у подростков с девиантным поведением достоверно менее выражены самостоятельность и универсализм, чем у их сверстников с условно нормативным поведением. На уровне тенденций отмечаются также различия в выраженности ценности гедонизма. В целом, у подростков с девиантным поведением наиболее выражены такие ценности, как самостоятельность, доброта, конформность, безопасность, наименее выражена ценность власти. В группе сравнения наиболее выраженными оказались ценности самостоятельности, безопасности, доброты, гедонизма, достижений, универсализма и стимулирования, низкую выраженность имеют ценности власти и традиций.
Таким образом, в структуре ценностных ориентацией у подростков независимо от нормативности поведения наиболее выражены самостоятельность, безопасность и доброта, тогда как наименьшую выраженность в обеих группах имеет ценность власти. Полученные нами результаты в целом совпадают с описанными в литературе тенденциями
[Татарко, 2012; Шамионов], включая данные о том, что для российских подростков доминирующие места в иерархии ценностей занимают достижения, самостоятельность, гедонизм, безопасность и благожелательность, в то время как наименее значимыми ценностями являются конформность и власть
[Мартишина, 2017]. В то же время, в отличие от данных, представленных в литературе, в нашем исследовании была зафиксирована слабая выраженность ценности традиции в группе подростков с условно нормативным поведением, а также высокое значение ценности конформности у подростков с девиантным поведением. Отметим, что выявленная в группе подростков с условно нормативным поведением иерархия ценностей в большей степени соответствует описанным в литературе тенденциям; при этом в группе подростков с девиантным поведением обнаруживаются существенные отличия, которые проявляются, прежде всего, в высокой значимости конформности и низкой значимости гедонизма в иерархии ценностей. Эти данные предполагают необходимость дифференцированного подхода к анализу ценностных ориентаций подростков с различными траекториями социализации и указывают на невозможность прямого переноса результатов, полученных на подростках с нормативным поведением на их сверстников с девиантным поведением. В структуре ценностей подростков с девиантным поведением, по всей вероятности, преобладают те ценности, которые ориентированы на поддержание стабильности и обеспечивают им избегание наказаний в просоциальных видах активности, а также интеграцию в референтные группы, отношения в которых, как правило, регламентируются жесткой иерархической структурой социальных ролей, в то время как подросткам с условно нормативным поведением в большей степени свойственны ценности роста и открытости изменениям.
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей гражданской идентичности и ценностей
в выборках подростков с девиантным и условно нормативным поведением
|
Показатели
|
Подростки с девиантным поведением
|
Подростки с условно нормативным поведением
|
Различия между группами (Kruskal ̶̶Wallis H-test)
|
|
M
|
Me
|
SD
|
M
|
Me
|
SD
|
H
|
P-value
|
|
Сила гражданской идентичности
|
6,17
|
6,00
|
2,27
|
6,08
|
6,00
|
1,99
|
0,21
|
0,65
|
|
Валентность гражданской идентичности
|
6,94
|
7,00
|
2,05
|
6,69
|
7,00
|
1,87
|
0,60
|
0,44
|
|
Гражданская идентичность (суммарный балл)
|
13,12
|
13,00
|
3,96
|
12,77
|
13,00
|
3,53
|
0,37
|
0,54
|
|
Ценности
|
Власть
|
3,65
|
4,00
|
2,54
|
4,03
|
4,00
|
2,23
|
1,02
|
0,31
|
|
Достижения
|
5,02
|
5,00
|
2,42
|
5,80
|
6,00
|
1,92
|
2,57
|
0,11
|
|
Гедонизм
|
4,92
|
5,00
|
2,74
|
5,91
|
6,00
|
2,13
|
3,46
|
0,06
|
|
Стимулирование
|
5,10
|
5,00
|
2,45
|
5,80
|
6,00
|
2,16
|
2,23
|
0,14
|
|
Самостоятельность
|
5,51
|
6,00
|
2,55
|
6,69
|
7,00
|
1,68
|
6,15
|
0,01
|
|
Универсализм
|
4,84
|
5,00
|
2,49
|
5,99
|
6,00
|
1,89
|
6,15
|
0,01
|
|
Доброта
|
5,43
|
6,00
|
2,52
|
6,07
|
6,50
|
2,02
|
1,44
|
0,23
|
|
Традиции
|
5,06
|
6,00
|
2,63
|
4,75
|
5,00
|
2,30
|
0,82
|
0,37
|
|
Конформность
|
5,49
|
6,00
|
2,39
|
5,18
|
5,00
|
2,43
|
0,64
|
0,42
|
|
Безопасность
|
5,59
|
6,00
|
2,43
|
6,31
|
7,00
|
2,02
|
2,40
|
0,12
|
Корреляционный анализ (табл. 2) позволил установить, что структура взаимосвязей показателей, полученных в группах подростков с девиантным и условно нормативным поведением, различается. В группе подростков с девиантным поведением показатель гражданской идентичности положительно коррелирует с ценностью гедонизма. В группе подростков с условно нормативным поведением выявлена положительная корреляционная взаимосвязь гражданской идентичности и ценности безопасности, что согласуется с данными, представленными в литературе
[Лепшокова, 2021; Лепшокова, 2022], и, помимо этого, отрицательная взаимосвязь между показателями гражданской идентичности и ценности власти.
Таблица 2
Взаимосвязи показателей гражданской идентичности и ценностей
подростков с девиантным и условно нормативным поведением
|
Показатели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
В выборке подростков с девиантным поведением
|
|
|
1. Гражданская идентичность
|
1,00
|
0,13
|
0,19
|
0,28*
|
0,12
|
0,20
|
0,12
|
0,20
|
0,27
|
0,14
|
0,04
|
|
2. Власть
|
|
1,00
|
0,60 **
|
0,46 **
|
0,48 **
|
0,50 **
|
0,48 **
|
0,49**
|
0,23
|
0,43 **
|
0,26
|
|
3. Достижения
|
|
|
1,00
|
0,64 **
|
0,64 **
|
0,63 **
|
0,48 **
|
0,61 **
|
0,30 *
|
0,47 **
|
0,36 **
|
|
4. Гедонизм
|
|
|
|
1,00
|
0,66 **
|
0,64 **
|
0,61 **
|
0,46 **
|
0,22
|
0,24
|
0,24
|
|
5. Стимулирование
|
|
|
|
|
1,00
|
0,54 **
|
0,50 **
|
0,58 **
|
0,28 *
|
0,34 *
|
0,30 *
|
|
6. Самостоятельность
|
|
|
|
|
|
1,00
|
0,66 **
|
0,67 **
|
0,38 **
|
0,60 **
|
0,49 **
|
|
7. Универсализм
|
|
|
|
|
|
|
1,00
|
0,58 **
|
0,38 **
|
0,36 **
|
0,49 **
|
|
8. Доброта
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00
|
0,59 **
|
0,72 **
|
0,64 **
|
|
9. Традиции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00
|
0,68 **
|
0,51 **
|
|
10. Конформность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00
|
0,65 **
|
|
11. Безопасность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00
|
|
В выборке подростков с условно нормативным поведением
|
|
|
1. Гражданская идентичность
|
1,00
|
-0,23 *
|
0,09
|
-0,02
|
0,07
|
0,18
|
0,09
|
0,18
|
0,04
|
0,13
|
0,26 *
|
|
2. Власть
|
|
1,00
|
0,40 **
|
0,26 *
|
0,25 *
|
0,07
|
0,16
|
0,09
|
0,25 *
|
0,12
|
0,02
|
|
3. Достижения
|
|
|
1,00
|
0,56 **
|
0,60 **
|
0,37 **
|
0,37 **
|
0,35 **
|
0,20
|
0,27 *
|
0,42 **
|
|
4. Гедонизм
|
|
|
|
1,00
|
0,65 **
|
0,43 **
|
0,47 **
|
0,37 **
|
0,18
|
0,19
|
0,29 *
|
|
5. Стимулирование
|
|
|
|
|
1,00
|
0,58 **
|
0,51 **
|
0,41 **
|
0,17
|
0,24 *
|
0,35 **
|
|
6. Самостоятельность
|
|
|
|
|
|
1,00
|
0,43 **
|
0,36 **
|
0,15
|
0,24 *
|
0,55 **
|
|
7. Универсализм
|
|
|
|
|
|
|
1,00
|
0,41 **
|
0,29 **
|
0,51 **
|
0,45 **
|
|
8. Доброта
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00
|
0,31 **
|
0,49 **
|
0,40 **
|
|
9. Традиции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00
|
0,48 **
|
0,27 *
|
|
10. Конформность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00
|
0,44 **
|
|
11. Безопасность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: «*» — p<0,05; «**» — p<0,01.
В дополнение к данным, представленным в табл. 2, отметим, что у подростков с условно нормативным поведением выявлена положительная взаимосвязь ценности самостоятельности с возрастом (r
s = 0,24; p < 0,05). Данный результат отражает ценностную динамику в контексте взросления, показывающую повышение значимости самостоятельности в процессе становления личности. При этом у подростков с девиантным поведением такой особенности не выявлено. Можно предположить, что это связано с более ранним становлением ощущения самостоятельности, а также высокой значимостью данной ценности у подростков с девиантным поведением, отмечаемой в исследованиях
[Харитонова, 2022].
Для выявления влияния ценностей подростков на показатели гражданской идентичности использовался метод моделирования структурными уравнениями. Финальная модель (рис. 1) имеет следующие параметры: χ² = 46,6; df = 40; CFI = 0,98; RMSEA = 0,04.
Рис. 1. Предикторы гражданской идентичности у подростков («*» — p<0,05; «**» — p<0,01)
Ценность власти имеет прямое отрицательное влияние на гражданскую идентичность независимо от нормативности поведения подростков и их возраста. Ценность гедонизма положительно влияет на гражданскую идентичность, как напрямую, так и опосредованно через показатели возраста и нормативности поведения. Таким образом, власть является отрицательным предиктором гражданской идентичности независимо от нормативности поведения и возраста подростков, а гедонизм дифференцированно прогнозирует формирование гражданской идентичности у подростков с учетом их возрастных и поведенческих особенностей, определяя, в первую очередь, гражданскую идентичность подростков с девиантным поведением.
Можно предположить, что отрицательный вклад ценности власти в показатели гражданской идентичности, который не зависит от нормативности поведения и возраста подростков, в целом соотносится с идеей о том, что гражданская идентичность поддерживается, в первую очередь, не ценностями сохранения, а ценностями роста
[Elban, 2023; Yazici, 2022]. Вклад ценности гедонизма в гражданскую идентичность, напротив, противоречит имеющимся данным, однако, как показано эмпирическими данными, он значительно более характерен для подростков с девиантным поведением, чем для их сверстников из группы сравнения. Можно предполагать, что для подростков с девиантным поведением декларация позитивной гражданской идентичности сопряжена с определенными выгодами, например, позволяет им получать одобрение от социума. Вполне вероятно, что ответы респондентов, составивших выборку подростков с девиантным поведением, опосредованы эффектом социальной желательности в большей степени, чем ответы их сверстников из группы сравнения. Другое возможное объяснение связано с предположением о том, что содержание гражданской идентичности подростков с девиантным поведением отличается от того, которое характерно для их сверстников с условно нормативным поведением — возможно, идентификация со своей страной связана в их сознании не с просоциальным поведением, а воспринимается как инструмент получения некоторых личных выгод, удовлетворения индивидуальных потребностей. Косвенным подтверждением этого предположения является отмеченное выше преобладание ценностей сохранения над ценностями роста у подростков с девиантным поведением, при том, что гражданская идентичность, как было показано, поддерживается, в первую очередь, ценностями роста. Эти предположения предполагают необходимость детального изучения содержания гражданской идентичности подростков с девиантным поведением, что составляет перспективы данного исследования.
Представленное исследование не лишено ограничений. Первое из них связано с использованием краткой версии ценностного опросника, которая, возможно, дает менее надежные данные в сравнении с полной версией. Второе ограничение связано с относительно небольшим объемом выборки, а также мягкими критериями включения подростков в основную группу. Вместе с тем полученные данные, на наш взгляд, можно рассматривать как основу для дальнейших, более детальных исследований этой проблематики.
Выводы
По результатам исследования можно констатировать, что у подростков независимо от нормативности поведения наблюдается средняя выраженность гражданской идентичности. Универсальным отрицательным предиктором гражданской идентичности у подростков, независимо от нормативности их поведения и возраста, является ценность власти, в то время как ценность гедонизма вносит опосредованный положительный вклад в показатели гражданской идентичности подростков с девиантным поведением: более высокие показатели силы и валентности гражданской идентичности обнаруживаются у тех подростков с девиантным поведением, для которых более значимой является ценность гедонизма. Полученные результаты необходимо учитывать в работе по психолого-педагогическому сопровождению становления гражданской идентичности у подростков с девиантным поведением, фокусируя внимание на просоциальность мотивации привязанности к своей стране и определяемых ею форм гражданской активности. Перспективы исследования связаны с содержательным анализом гражданской идентичности подростков с девиантным поведением, который позволил бы эмпирически уточнить гипотезу об особенностях содержания идентификации со своей страной у данной категории подростков.