Ценностные предикторы гражданской идентичности у подростков с девиантным поведением

0

Аннотация

На фоне роста интереса к проблемам формирования гражданской идентичности у подростков остается недостаточно изученным вопрос об особенностях ее становления у подростков с девиантным поведением, для которых характерна отличающая их от сверстников с условно нормативным развитием система ценностей. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление ценностных предикторов гражданской идентичности у подростков с девиантным поведением. Выборку составили респонденты (N = 130) в возрасте 13—18 лет (M = 15,25 ± 1,14), в том числе 52 подростка с устойчивым девиантным поведением, а также 78 их сверстников с условно нормативным поведением. Респонденты отвечали на вопросы методики «Валентность гражданской идентичности» (Н.М. Лебедева и А.Н. Татарко) и сокращенного варианта «Портретного ценностного опросника» (Ш. Шварц). По результатам исследования, в качестве наиболее значимых ценностей подростки в обеих группах выделяют доброту, самостоятельность и безопасность, а наименьшее значение отводят ценности власти. Кроме того, у подростков с девиантным поведением отмечается важность ценности конформности. Установлено, что ценность власти является отрицательным предиктором гражданской идентичности у подростков независимо от возраста и нормативности поведения, при этом для подростков с девиантным поведением значимым предиктором гражданской идентичности является также гедонизм. Обсуждаются перспективы изучения содержания гражданской идентичности у подростков с устойчивым девиантным поведением.

Общая информация

Ключевые слова: гражданская идентичность, подростки, подростки с девиантным поведением, ценности

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140306

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках гранта № 23-28-00482, https://rscf.ru/project/23-28-00482/

Получена: 20.04.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Горьковая И.А., Микляева А.В., Самойлов О.М. Ценностные предикторы гражданской идентичности у подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 3. С. 69–83. DOI: 10.17759/psylaw.2024140306

Полный текст

Введение

Высокие темпы глобализации и общемировые тенденции к интеграции культур, а также нестабильность мировой политической обстановки все больше привлекают внимание исследователей к вопросам формирования гражданской идентичности. Особенно значимыми являются исследования становления гражданской идентичности в подростковом возрасте, представляющем собой важнейший этап социализации личности, в течение которого происходит активное освоение общественных норм и ценностей. В этом контексте актуальными представляются исследования гражданской идентичности не только у тех подростков, становление личности которых протекает в логике нормативных сценариев, но и у тех, которые демонстрируют устойчивые формы девиантного поведения. Несмотря на то, что исследователи усматривают довольно тесные взаимосвязи между характеристиками гражданской идентичности и нормативностью поведения человека (например, отмечая, что некоторые формы девиантного поведения могут быть следствием размывания гражданской идентичности в результате процессов глобализации [3]), на данном этапе в психологической литературе вопросы, связанные с изучением гражданской идентичности у подростков с девиантным поведением, практически не представлены.
Гражданская идентичность представляет собой результат осознания собственной принадлежности к общности граждан той или иной страны. Характеристика гражданской идентичности через осознание принадлежности человека к группе сограждан позволяет определять данный феномен как часть социальной идентичности. В нашем исследовании мы придерживаемся концепции А.Н. Татарко, согласно которой гражданская идентичность включает в себя два важнейших компонента: силу и валентность [11]. Сила отражает оформленность и четкость чувства принадлежности, а валентность характеризует степень позитивности этого чувства.
Как показывают исследования, гражданская идентичность определяется целым рядом факторов, в числе которых одно из ведущих мест занимают ее ценностные детерминанты.
Согласно отечественным исследованиям, ценностным базисом гражданской идентичности у россиян выступает общественная безопасность, которая относится к блоку ценностей сохранения [6]. Помимо этого, конформизм, традиции, безопасность выступают позитивными предикторами валентности гражданской идентичности [5]. Наибольшую значимость в формировании гражданской идентичности имеют доверие, безопасность и отношение к своей стране [11; 14]. Анализ литературы [14; 16; 24] позволяет отметить, что в течение последних лет происходит смещение фокуса исследований с гражданской идентичности на ее проявления в формах гражданской активности. В качестве проявлений гражданской активности исследователи выделяют социальную включенность, активную гражданскую позицию, политическую вовлеченность и общественную деятельность [20], основанные на гражданских убеждениях и опыте [25]. На материале российской выборки показано, что гражданская активность коррелирует с такими ценностями, как традиции, безопасность, универсализм, толерантность, забота о других, скромность, конформизм и стимуляция. Обнаружены взаимосвязи гражданской идентичности с коллективистскими ценностями, направленными на благо общества и своей страны [14]. В зарубежной литературе описана положительная взаимосвязь гражданской идентичности с ценностями стимулирования, универсализма и отрицательная взаимосвязь с традициями и личной безопасностью [28]. В исследованиях конструктивного патриотизма, который рассматривается в качестве близкого коррелята гражданской идентичности, показаны его взаимосвязи с ценностями роста, в противоположность ценностям сохранения [27; 29; 31]. При этом в статье израильских исследователей описывается позитивная связь ценностей безопасности и конформности с идентификацией со своей страной, что позволяет сделать вывод о гетерогенности данных в разных культурах [26].
Следует отметить, что представленные выше данные характеризуют взаимосвязи гражданской идентичности и ценностей, полученные на материале выборок взрослых респондентов. Однако известно, что ценностные ориентации подростков представляют собой иную структуру, нежели у взрослых людей, в частности у данной возрастной группы выше выраженность ценностей роста, самоутверждения, открытости изменениям, при этом ниже значимость ценностей сохранения [1]. Согласно исследованиям, уровень соответствия ценностей подростков и представляемых ими ценностных ориентацией референтной группы оказывает влияние на субъективное благополучие личности [9], при этом наибольший вклад в последнее вносят ценности роста [23]. Кроме того, для подростков высокое значение имеют такие ценности, как благожелательность, гедонизм, репутация, самостоятельность и достижения; в конце иерархии находятся ценности — конформность, власть и скромность [7], а также весомый вклад имеет характер семейного взаимодействия и общения со сверстниками [15; 19; 30]. Эмпирически подтверждено, что средовые факторы, такие как семейная ситуация и взаимодействие с одноклассниками, являются предикторами гражданской активности в подростковом возрасте [21]. Совокупность описанных фактов не позволяет переносить имеющиеся сведения о характере взаимосвязей между гражданской идентичностью и ценностями на подростковые выборки без их эмпирической проверки. Исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением подчеркивают смещение их ценностей от гуманистических и этических, которые присущи подросткам с нормативным поведением, к материальным [8], приоритет индивидуалистических ценностей над коллективистскими [10; 12], в отличие от их сверстников с условно нормативным поведением. Ориентация на индивидуалистические ценности у подростков с девиантным поведением может обусловливаться рядом факторов, например выбором неадаптивных копинг-стратегий (протест, активное избегание, отступление, агрессивность, самообвинение и др.) в трудных ситуациях, фрустрирующим потребности в совместной деятельности [2]. Наиболее выражены у подростков с девиантным поведением такие ценности, как власть, гедонизм и самостоятельность [13], обнаружены корреляции девиантного поведения и неудовлетворенности семейной ситуацией [17]. Такие данные позволяют предположить, что в основании гражданской идентичности подростков-девиантов лежит иная структура ценностных ориентаций, нежели у подростков с нормативным поведением. Однако эмпирических данных о ценностной детерминации гражданской идентичности подростков с девиантным поведением к данному этапу в литературе не представлено.
Таким образом, ранее уже предпринимались попытки изучения ценностей, которые лежат в основе гражданской идентичности россиян. При этом на данном этапе отсутствуют исследования, в которых данных вопрос рассматривается в контексте нормативности поведения подростков. Именно поэтому целью данного исследования стало изучение ценностных предикторов гражданской идентичности у подростков с девиантным и условно нормативным поведением.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 130 подростков в возрасте от 13 до 18 лет, из которых 52 подростка — с устойчивым девиантным поведением, среди них — 22 мальчика и 28 девочек, 2 подростка — без указания пола, средний возраст — 15,27 ± 1,33 (учащиеся специализированного образовательного учреждения интернатного типа, склонных к уклонению от обучения и мелкому воровству, эпизодическому употреблению алкоголя и иных психоактивных веществ) и 78 подростков — с условно нормативным поведением, 47 мальчиков, 27 девочек и 4 подростка — без указания пола, средний возраст составляет 15,24 ± 1,01 (учащиеся общеобразовательных школ). В ходе статистического анализа использовалась следующая кодировка групп: 1 — группа сравнения, 2 — подростки с девиантным поведением. Для изучения особенностей гражданской идентичности использовалась методика «Валентность гражданской идентичности» Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко [4], а исследование ценностных ориентаций подростков проводилось с помощью сокращенного варианта «Портретного ценностного опросника» Ш. Шварца [22]. Программа и протокол исследования были одобрены Этическим комитетом РГПУ имени А.И. Герцена (Протокол ЭК № 24 от 27.11.2023).
Обработка данных осуществлялась с помощью пакета прикладных статистических программ Microsoft Office Excel 2018, Statistica10.0, SPSS Ver.23 AMOS (Analysis of Moment Structures). Расчет первичных описательных статистик включал в себя такие показатели, как среднее значение (M), стандартное отклонение (SD) и медиана (Me). В соответствии с результатами анализа характера распределения данных (для показателей гражданской идентичности: K-S d = 0,11—0,15, при p < 0,10; для ценностей d = 0,14—0,25, при p < 0,05) использовались непараметрические методы анализа, а именно критерий Краскела—Уоллиса (Н), коэффициент корреляции Спирмена (rs), а также моделирование структурными уравнениями (asymptotically distribution-free метод).

Результаты и их обсуждение

Анализ первичных описательных статистик (см. табл. 1) позволяет сделать вывод о средней выраженности показателей гражданской идентичности у подростков независимо от нормативности поведения. Сравнительный анализ характеристик гражданской идентичности свидетельствует об отсутствии достоверных различий в выраженности гражданской идентичности и ее компонентов между группами подростков с девиантным и с условно нормативным поведением. Сравнительный анализ ценностей показал, что в их структуре у подростков с девиантным поведением достоверно менее выражены самостоятельность и универсализм, чем у их сверстников с условно нормативным поведением. На уровне тенденций отмечаются также различия в выраженности ценности гедонизма. В целом, у подростков с девиантным поведением наиболее выражены такие ценности, как самостоятельность, доброта, конформность, безопасность, наименее выражена ценность власти. В группе сравнения наиболее выраженными оказались ценности самостоятельности, безопасности, доброты, гедонизма, достижений, универсализма и стимулирования, низкую выраженность имеют ценности власти и традиций.
Таким образом, в структуре ценностных ориентацией у подростков независимо от нормативности поведения наиболее выражены самостоятельность, безопасность и доброта, тогда как наименьшую выраженность в обеих группах имеет ценность власти. Полученные нами результаты в целом совпадают с описанными в литературе тенденциями [11; 14], включая данные о том, что для российских подростков доминирующие места в иерархии ценностей занимают достижения, самостоятельность, гедонизм, безопасность и благожелательность, в то время как наименее значимыми ценностями являются конформность и власть [7]. В то же время, в отличие от данных, представленных в литературе, в нашем исследовании была зафиксирована слабая выраженность ценности традиции в группе подростков с условно нормативным поведением, а также высокое значение ценности конформности у подростков с девиантным поведением. Отметим, что выявленная в группе подростков с условно нормативным поведением иерархия ценностей в большей степени соответствует описанным в литературе тенденциям; при этом в группе подростков с девиантным поведением обнаруживаются существенные отличия, которые проявляются, прежде всего, в высокой значимости конформности и низкой значимости гедонизма в иерархии ценностей. Эти данные предполагают необходимость дифференцированного подхода к анализу ценностных ориентаций подростков с различными траекториями социализации и указывают на невозможность прямого переноса результатов, полученных на подростках с нормативным поведением на их сверстников с девиантным поведением. В структуре ценностей подростков с девиантным поведением, по всей вероятности, преобладают те ценности, которые ориентированы на поддержание стабильности и обеспечивают им избегание наказаний в просоциальных видах активности, а также интеграцию в референтные группы, отношения в которых, как правило, регламентируются жесткой иерархической структурой социальных ролей, в то время как подросткам с условно нормативным поведением в большей степени свойственны ценности роста и открытости изменениям.
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей гражданской идентичности и ценностей
в выборках подростков с девиантным и условно нормативным поведением

Показатели

Подростки
с девиантным
поведением

Подростки с условно нормативным
поведением

Различия между группами (Kruskal ̶̶Wallis H-test)

M

Me

SD

M

Me

SD

H

P-value

Сила гражданской
идентичности

6,17

6,00

2,27

6,08

6,00

1,99

0,21

0,65

Валентность гражданской идентичности

6,94

7,00

2,05

6,69

7,00

1,87

0,60

0,44

Гражданская идентичность (суммарный балл)

13,12

13,00

3,96

12,77

13,00

3,53

0,37

0,54

Ценности

Власть

3,65

4,00

2,54

4,03

4,00

2,23

1,02

0,31

Достижения

5,02

5,00

2,42

5,80

6,00

1,92

2,57

0,11

Гедонизм

4,92

5,00

2,74

5,91

6,00

2,13

3,46

0,06

Стимулирование

5,10

5,00

2,45

5,80

6,00

2,16

2,23

0,14

Самостоятельность

5,51

6,00

2,55

6,69

7,00

1,68

6,15

0,01

Универсализм

4,84

5,00

2,49

5,99

6,00

1,89

6,15

0,01

Доброта

5,43

6,00

2,52

6,07

6,50

2,02

1,44

0,23

Традиции

5,06

6,00

2,63

4,75

5,00

2,30

0,82

0,37

Конформность

5,49

6,00

2,39

5,18

5,00

2,43

0,64

0,42

Безопасность

5,59

6,00

2,43

6,31

7,00

2,02

2,40

0,12

Корреляционный анализ (табл. 2) позволил установить, что структура взаимосвязей показателей, полученных в группах подростков с девиантным и условно нормативным поведением, различается. В группе подростков с девиантным поведением показатель гражданской идентичности положительно коррелирует с ценностью гедонизма. В группе подростков с условно нормативным поведением выявлена положительная корреляционная взаимосвязь гражданской идентичности и ценности безопасности, что согласуется с данными, представленными в литературе [5; 6], и, помимо этого, отрицательная взаимосвязь между показателями гражданской идентичности и ценности власти.
Таблица 2
Взаимосвязи показателей гражданской идентичности и ценностей
подростков с девиантным и условно нормативным поведением

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

В выборке подростков с девиантным поведением

 

1. Гражданская идентичность

1,00

0,13

0,19

0,28*

0,12

0,20

0,12

0,20

0,27

0,14

0,04

2. Власть

 

1,00

0,60
**

0,46
**

0,48
**

0,50
**

0,48
**

0,49**

0,23

0,43
**

0,26

3. Достижения

   

1,00

0,64
**

0,64
**

0,63
**

0,48
**

0,61
**

0,30
*

0,47
**

0,36
**

4. Гедонизм

     

1,00

0,66
**

0,64
**

0,61
**

0,46
**

0,22

0,24

0,24

5. Стимулирование

       

1,00

0,54
**

0,50
**

0,58
**

0,28
*

0,34
*

0,30
*

6. Самостоятельность

         

1,00

0,66
**

0,67
**

0,38
**

0,60
**

0,49
**

7. Универсализм

           

1,00

0,58
**

0,38
**

0,36
**

0,49
**

8. Доброта

             

1,00

0,59
**

0,72
**

0,64
**

9. Традиции

               

1,00

0,68
**

0,51
**

10. Конформность

                 

1,00

0,65
**

11. Безопасность

                   

1,00

В выборке подростков с условно нормативным поведением

 

1. Гражданская идентичность

1,00

-0,23
*

0,09

-0,02

0,07

0,18

0,09

0,18

0,04

0,13

0,26
*

2. Власть

 

1,00

0,40
**

0,26
*

0,25
*

0,07

0,16

0,09

0,25
*

0,12

0,02

3. Достижения

   

1,00

0,56
**

0,60
**

0,37
**

0,37
**

0,35
**

0,20

0,27
*

0,42
**

4. Гедонизм

     

1,00

0,65
**

0,43
**

0,47
**

0,37
**

0,18

0,19

0,29
*

5. Стимулирование

       

1,00

0,58
**

0,51
**

0,41
**

0,17

0,24
*

0,35
**

6. Самостоятельность

         

1,00

0,43
**

0,36
**

0,15

0,24
*

0,55
**

7. Универсализм

           

1,00

0,41
**

0,29
**

0,51
**

0,45
**

8. Доброта

             

1,00

0,31
**

0,49
**

0,40
**

9. Традиции

               

1,00

0,48
**

0,27
*

10. Конформность

                 

1,00

0,44
**

11. Безопасность

                   

1,00

                         
Примечание: «*» — p<0,05; «**» — p<0,01.
В дополнение к данным, представленным в табл. 2, отметим, что у подростков с условно нормативным поведением выявлена положительная взаимосвязь ценности самостоятельности с возрастом (rs = 0,24; p < 0,05). Данный результат отражает ценностную динамику в контексте взросления, показывающую повышение значимости самостоятельности в процессе становления личности. При этом у подростков с девиантным поведением такой особенности не выявлено. Можно предположить, что это связано с более ранним становлением ощущения самостоятельности, а также высокой значимостью данной ценности у подростков с девиантным поведением, отмечаемой в исследованиях [13].
Для выявления влияния ценностей подростков на показатели гражданской идентичности использовался метод моделирования структурными уравнениями. Финальная модель (рис. 1) имеет следующие параметры: χ² = 46,6; df = 40; CFI = 0,98; RMSEA = 0,04.
Рис. 1. Предикторы гражданской идентичности у подростков («*» — p<0,05; «**» — p<0,01)
Ценность власти имеет прямое отрицательное влияние на гражданскую идентичность независимо от нормативности поведения подростков и их возраста. Ценность гедонизма положительно влияет на гражданскую идентичность, как напрямую, так и опосредованно через показатели возраста и нормативности поведения. Таким образом, власть является отрицательным предиктором гражданской идентичности независимо от нормативности поведения и возраста подростков, а гедонизм дифференцированно прогнозирует формирование гражданской идентичности у подростков с учетом их возрастных и поведенческих особенностей, определяя, в первую очередь, гражданскую идентичность подростков с девиантным поведением.
Можно предположить, что отрицательный вклад ценности власти в показатели гражданской идентичности, который не зависит от нормативности поведения и возраста подростков, в целом соотносится с идеей о том, что гражданская идентичность поддерживается, в первую очередь, не ценностями сохранения, а ценностями роста [18; 31]. Вклад ценности гедонизма в гражданскую идентичность, напротив, противоречит имеющимся данным, однако, как показано эмпирическими данными, он значительно более характерен для подростков с девиантным поведением, чем для их сверстников из группы сравнения. Можно предполагать, что для подростков с девиантным поведением декларация позитивной гражданской идентичности сопряжена с определенными выгодами, например, позволяет им получать одобрение от социума. Вполне вероятно, что ответы респондентов, составивших выборку подростков с девиантным поведением, опосредованы эффектом социальной желательности в большей степени, чем ответы их сверстников из группы сравнения. Другое возможное объяснение связано с предположением о том, что содержание гражданской идентичности подростков с девиантным поведением отличается от того, которое характерно для их сверстников с условно нормативным поведением — возможно, идентификация со своей страной связана в их сознании не с просоциальным поведением, а воспринимается как инструмент получения некоторых личных выгод, удовлетворения индивидуальных потребностей. Косвенным подтверждением этого предположения является отмеченное выше преобладание ценностей сохранения над ценностями роста у подростков с девиантным поведением, при том, что гражданская идентичность, как было показано, поддерживается, в первую очередь, ценностями роста. Эти предположения предполагают необходимость детального изучения содержания гражданской идентичности подростков с девиантным поведением, что составляет перспективы данного исследования.
Представленное исследование не лишено ограничений. Первое из них связано с использованием краткой версии ценностного опросника, которая, возможно, дает менее надежные данные в сравнении с полной версией. Второе ограничение связано с относительно небольшим объемом выборки, а также мягкими критериями включения подростков в основную группу. Вместе с тем полученные данные, на наш взгляд, можно рассматривать как основу для дальнейших, более детальных исследований этой проблематики.

Выводы

По результатам исследования можно констатировать, что у подростков независимо от нормативности поведения наблюдается средняя выраженность гражданской идентичности. Универсальным отрицательным предиктором гражданской идентичности у подростков, независимо от нормативности их поведения и возраста, является ценность власти, в то время как ценность гедонизма вносит опосредованный положительный вклад в показатели гражданской идентичности подростков с девиантным поведением: более высокие показатели силы и валентности гражданской идентичности обнаруживаются у тех подростков с девиантным поведением, для которых более значимой является ценность гедонизма. Полученные результаты необходимо учитывать в работе по психолого-педагогическому сопровождению становления гражданской идентичности у подростков с девиантным поведением, фокусируя внимание на просоциальность мотивации привязанности к своей стране и определяемых ею форм гражданской активности. Перспективы исследования связаны с содержательным анализом гражданской идентичности подростков с девиантным поведением, который позволил бы эмпирически уточнить гипотезу об особенностях содержания идентификации со своей страной у данной категории подростков.

Литература

  1. Галяпина В.Н. Взаимосвязь ценностей, идентичностей и установки на поддержание мультикультурной идеологии у русских в Краснодарском крае: межпоколенный анализ [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2021. Том 14. № 78. С 1–21. doi:10.54359/ps.v14i78.128
  2. Гарнаева Г.И., Шишова Е.О. Особенности психологических защит и копинг-стратегий несовершеннолетних правонарушителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 1. С. 107–118. doi:10.17759/psylaw.2023130108
  3. Гурина О.Д. Ксенофобия и девиантное поведение у подростков и молодежи: обзор отечественных исследований [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 3. С. 97–109. doi:10.17759/psylaw.2017070308
  4. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Функциональная роль гражданской идентичности в структуре социального капитала // Идентичность и организация в меняющемся мире: Сборник научных статей. М.: Издательский дом «ГУ-ВШЭ», 2009. С. 13–40.
  5. Лепшокова З.Х. Инклюзивные и эксклюзивные идентичности и контакты: роль ценностей и статуса этнической группы [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 61–75. doi:10.11621/npj.2021.0206
  6. Лепшокова З.Х., Лебедева Н.М. Инклюзивные и эксклюзивные идентичности представителей разных народов России: роль базовых ценностей [Электронный ресурс] // Межкультурный и межрелигиозный диалог в российских регионах. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022. С. 90–105. doi:10.46320/9785-9961-2950-8-2022-6-1-17
  7. Мартишина Д.Д. Ценностные ориентации и моральное развитие в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Том 10. № 51. doi:10.54359/ps.v10i51.401
  8. Никитская Е.А. Использование конфессионально-педагогических форм работы с несовершеннолетними в воспитании патриотизма и профилактике экстремизма [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 1. С. 150–162. doi:10.17759/psylaw.2021110112
  9. Радчикова Н.П., Сорокова М.Г. Ценностные ориентации в психологическом благополучии подростка: итоги структурного моделирования [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 1. С. 7–17. doi:10.17759/ssc.2023040101
  10. Сидоренко Н.С., Нижник Н.С. Детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних: значение правовой культуры при выборе личностью модели правового поведения // Общество и право. 2022. № 4 (82). С. 119–126.
  11. Татарко А.Н. Роль гражданской идентичности в структуре социального капитала // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 2. С. 62–69.
  12. Фокина И.В. Специфика ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 9. С. 61–63.
  13. Харитонова Е.В., Хамдамова А.Ю. Ценностные ориентации подростков, склонных к девиантному поведению [Электронный ресурс] // Южно-Российский журнал социальных наук. 2022. Том 23. № 4. С. 56–69. doi:10.31429/26190567-23-4-56-69
  14. Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Роль ценностей в приверженности молодежи различным видам социальной активности [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. Том 13. № 1. С. 124–141. doi:10.17759/sps.2022130108
  15. Benish-Weisman M., Oreg S., Berson Y. The Contribution of Peer Values to Children’s Values and Behavior // Personality and Social Psychology Bulletin. 2022. Vol. 48(6). P. 844– doi:10.1177/01461672211020193
  16. Danioni F., Villani D., Ranieri S. Personal values and substance use in adolescence and young adulthood: risk or protective factors? // Substance Use & Misuse. 2023. Vol. 58(2). P. 171– doi:10.1080/10826084.2022.2151312
  17. Dullas A.R., Yncierto K.D., Labiano M.A., Marcelo J.C. Determinants of a Variety of Deviant Behaviors: An Analysis of Family Satisfaction, Personality Traits, and Their Relationship to Deviant Behaviors Among Filipino Adolescents // Frontiers in Psychology. 2021. 12. doi:10.3389/fpsyg.2021.645126
  18. Elban M., Aslan S. The role of constructive patriotism in the relationship of basic human values and active citizenship for emerging adults in Türkiye // BMC Psychology. 2023. Vol. 11(1). doi:10.1186/s40359-023-01233-z
  19. Karataş S. Crocetti E., Rubini M. Developmental trajectories of ethnic and national identities in adolescents from migrant families: The role of social identification with family and classmates // European Journal of Personality. 2023. Vol. 37(6). P. 705– doi:10.1177/08902070221149602
  20. Klamut R. Different values as the predictors of various forms of civic engagement: the polish case // Humanities and Social Sciences Quarterly. 2023. Vol. 30(4). P. 135– doi:10.7862/rz.2023.hss.68
  21. Le T.U., Johnson S.K., Lerner J.V. The apple doesn’t fall far from the tree: Longitudinal associations among American adolescents’ civic engagement and family and school characteristics // Applied Developmental Science. 2023. Vol. 28(1). doi:10.1080/10888691.2023.2195183
  22. Lindeman М., Verkasalo М. Measuring Values with the Short Schwartz’s Value Survey // Journal of Personality Assessment. 2005. Vol. 85(2). P. 170–178. doi:10.1207/s15327752- jpa8502_09
  23. Mannerström R., Hietajärvi L., Kuusisto A., Salmela-Aro K., Kallioniemi A. Value Profiles Among Finnish Adolescents and Their Associations With Subjective and Social Well-Being // Child Indicators Research. 2023. Vol. 16(2). P. 509–531. doi:10.1007/s12187-022-09992-8
  24. Martini M., Rollero Ch., Rizzo M., Di Carlo S., De Piccoli N., Fedi A. Educating Youth to Civic Engagement for Social Justice: Evaluation of a Secondary School Project // Behavioral Sciences. 2023. Vol. 13(8). doi:10.3390/bs13080650
  25. Metzger A., Ferris K.A., Oosterhoff B. Adolescents’ Civic Engagement: Concordant and Longitudinal Associations Among Civic Beliefs and Civic Involvement // Journal of Research on Adolescence: the Official Journal of the Society for Research on Adolescence. 2019. Vol. 29(4). P. 879–896. doi:/10.1111/jora.12423
  26. Roccas S., Schwartz S.H., Amit A. Personal Value Priorities and National Identification // Political Psychology. 2010. Vol. 31(3). P. 393–419. doi:10.1111/j.1467-9221.2010.00763.x
  27. Schwartz S.H., Caprara G.V., Vecchione M. Basic personal values, core political values and voting: A longitudinal analysis // Political Psychology. 2010. Vol. 31(3). P. 421–452. doi:10.1111/j.1467-9221.2010.00764.x
  28. Schwartz S.H., Caprara G.V., Vecchione M., Bain P., Bianchi G., Caprara M.G., Cieciuch J., Kirmanoglu H., Baslevent C., Lonnqvist J.-E., Mamali C., Manzi J., Pavlopoulos V., Posnova T., Schoen H., Silvester J., Tabernero C., Torres C., Verkasalo M., Vondrakova E., Welzel Ch., Zaleski Z. Basic personal values underlie and give coherence to political values: A cross national study in 15 countries // Political Behavior. 2014. Vol. 36(4). P. 899–930. doi:10.1007/s11109-013-9255-z
  29. Sekerdej M., Roccas S. Love vs loving criticism: Disentangling conventional and constructive patriotism // The British Journal of Social Psychology. 2016. Vol. 55(3). P. 499–521. doi:10.1111/bjso.12142
  30. Wanders F.H.K., Dijkstra A.B., Maslowski R., van der Veen I., Amna E. The Role of Teachers, Parents, and Friends in Developing Adolescents’ Societal Interest // Scandinavian Journal of Educational Research. 2021. Vol. 65(5). P. 736–751. doi:10.1080/00313831.2020.1754901
  31. Yazici F. The values predicting patriotism attitudes in Turkey // Current Psychology. 2022. Vol. 41. P. 135–145. doi:10.1007/s12144-019-00559-5

Информация об авторах

Горьковая Ирина Алексеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психотерапии и психосоматики, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО «СПбГПМУ»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1488-4746, e-mail: iralgork@mail.ru

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Самойлов Олег Михайлович, лаборант-исследователь, научно-исследовательская лаборатория когнитивных исследований в образовании, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-1509-7225, e-mail: osamoilov1@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0