Психология и право
2024. Том 14. № 3. С. 69–83
doi:10.17759/psylaw.2024140306
ISSN: 2222-5196 (online)
Ценностные предикторы гражданской идентичности у подростков с девиантным поведением
Аннотация
На фоне роста интереса к проблемам формирования гражданской идентичности у подростков остается недостаточно изученным вопрос об особенностях ее становления у подростков с девиантным поведением, для которых характерна отличающая их от сверстников с условно нормативным развитием система ценностей. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление ценностных предикторов гражданской идентичности у подростков с девиантным поведением. Выборку составили респонденты (N = 130) в возрасте 13—18 лет (M = 15,25 ± 1,14), в том числе 52 подростка с устойчивым девиантным поведением, а также 78 их сверстников с условно нормативным поведением. Респонденты отвечали на вопросы методики «Валентность гражданской идентичности» (Н.М. Лебедева и А.Н. Татарко) и сокращенного варианта «Портретного ценностного опросника» (Ш. Шварц). По результатам исследования, в качестве наиболее значимых ценностей подростки в обеих группах выделяют доброту, самостоятельность и безопасность, а наименьшее значение отводят ценности власти. Кроме того, у подростков с девиантным поведением отмечается важность ценности конформности. Установлено, что ценность власти является отрицательным предиктором гражданской идентичности у подростков независимо от возраста и нормативности поведения, при этом для подростков с девиантным поведением значимым предиктором гражданской идентичности является также гедонизм. Обсуждаются перспективы изучения содержания гражданской идентичности у подростков с устойчивым девиантным поведением.
Общая информация
Ключевые слова: гражданская идентичность, подростки, подростки с девиантным поведением, ценности
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140306
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках гранта № 23-28-00482, https://rscf.ru/project/23-28-00482/
Получена: 20.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Горьковая И.А., Микляева А.В., Самойлов О.М. Ценностные предикторы гражданской идентичности у подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 3. С. 69–83. DOI: 10.17759/psylaw.2024140306
Полный текст
Введение
Материалы и методы исследования
Результаты и их обсуждение
в выборках подростков с девиантным и условно нормативным поведением
Показатели |
Подростки |
Подростки с условно нормативным |
Различия между группами (Kruskal ̶̶Wallis H-test) |
||||||
M |
Me |
SD |
M |
Me |
SD |
H |
P-value |
||
Сила гражданской |
6,17 |
6,00 |
2,27 |
6,08 |
6,00 |
1,99 |
0,21 |
0,65 |
|
Валентность гражданской идентичности |
6,94 |
7,00 |
2,05 |
6,69 |
7,00 |
1,87 |
0,60 |
0,44 |
|
Гражданская идентичность (суммарный балл) |
13,12 |
13,00 |
3,96 |
12,77 |
13,00 |
3,53 |
0,37 |
0,54 |
|
Ценности |
Власть |
3,65 |
4,00 |
2,54 |
4,03 |
4,00 |
2,23 |
1,02 |
0,31 |
Достижения |
5,02 |
5,00 |
2,42 |
5,80 |
6,00 |
1,92 |
2,57 |
0,11 |
|
Гедонизм |
4,92 |
5,00 |
2,74 |
5,91 |
6,00 |
2,13 |
3,46 |
0,06 |
|
Стимулирование |
5,10 |
5,00 |
2,45 |
5,80 |
6,00 |
2,16 |
2,23 |
0,14 |
|
Самостоятельность |
5,51 |
6,00 |
2,55 |
6,69 |
7,00 |
1,68 |
6,15 |
0,01 |
|
Универсализм |
4,84 |
5,00 |
2,49 |
5,99 |
6,00 |
1,89 |
6,15 |
0,01 |
|
Доброта |
5,43 |
6,00 |
2,52 |
6,07 |
6,50 |
2,02 |
1,44 |
0,23 |
|
Традиции |
5,06 |
6,00 |
2,63 |
4,75 |
5,00 |
2,30 |
0,82 |
0,37 |
|
Конформность |
5,49 |
6,00 |
2,39 |
5,18 |
5,00 |
2,43 |
0,64 |
0,42 |
|
Безопасность |
5,59 |
6,00 |
2,43 |
6,31 |
7,00 |
2,02 |
2,40 |
0,12 |
подростков с девиантным и условно нормативным поведением
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
В выборке подростков с девиантным поведением |
|
|||||||||||
1. Гражданская идентичность |
1,00 |
0,13 |
0,19 |
0,28* |
0,12 |
0,20 |
0,12 |
0,20 |
0,27 |
0,14 |
0,04 |
|
2. Власть |
1,00 |
0,60 |
0,46 |
0,48 |
0,50 |
0,48 |
0,49** |
0,23 |
0,43 |
0,26 |
||
3. Достижения |
1,00 |
0,64 |
0,64 |
0,63 |
0,48 |
0,61 |
0,30 |
0,47 |
0,36 |
|||
4. Гедонизм |
1,00 |
0,66 |
0,64 |
0,61 |
0,46 |
0,22 |
0,24 |
0,24 |
||||
5. Стимулирование |
1,00 |
0,54 |
0,50 |
0,58 |
0,28 |
0,34 |
0,30 |
|||||
6. Самостоятельность |
1,00 |
0,66 |
0,67 |
0,38 |
0,60 |
0,49 |
||||||
7. Универсализм |
1,00 |
0,58 |
0,38 |
0,36 |
0,49 |
|||||||
8. Доброта |
1,00 |
0,59 |
0,72 |
0,64 |
||||||||
9. Традиции |
1,00 |
0,68 |
0,51 |
|||||||||
10. Конформность |
1,00 |
0,65 |
||||||||||
11. Безопасность |
1,00 |
|||||||||||
В выборке подростков с условно нормативным поведением |
|
|||||||||||
1. Гражданская идентичность |
1,00 |
-0,23 |
0,09 |
-0,02 |
0,07 |
0,18 |
0,09 |
0,18 |
0,04 |
0,13 |
0,26 |
|
2. Власть |
1,00 |
0,40 |
0,26 |
0,25 |
0,07 |
0,16 |
0,09 |
0,25 |
0,12 |
0,02 |
||
3. Достижения |
1,00 |
0,56 |
0,60 |
0,37 |
0,37 |
0,35 |
0,20 |
0,27 |
0,42 |
|||
4. Гедонизм |
1,00 |
0,65 |
0,43 |
0,47 |
0,37 |
0,18 |
0,19 |
0,29 |
||||
5. Стимулирование |
1,00 |
0,58 |
0,51 |
0,41 |
0,17 |
0,24 |
0,35 |
|||||
6. Самостоятельность |
1,00 |
0,43 |
0,36 |
0,15 |
0,24 |
0,55 |
||||||
7. Универсализм |
1,00 |
0,41 |
0,29 |
0,51 |
0,45 |
|||||||
8. Доброта |
1,00 |
0,31 |
0,49 |
0,40 |
||||||||
9. Традиции |
1,00 |
0,48 |
0,27 |
|||||||||
10. Конформность |
1,00 |
0,44 |
||||||||||
11. Безопасность |
1,00 |
|||||||||||
Выводы
Литература
- Галяпина В.Н. Взаимосвязь ценностей, идентичностей и установки на поддержание мультикультурной идеологии у русских в Краснодарском крае: межпоколенный анализ [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2021. Том 14. № 78. С 1–21. doi:10.54359/ps.v14i78.128
- Гарнаева Г.И., Шишова Е.О. Особенности психологических защит и копинг-стратегий несовершеннолетних правонарушителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 1. С. 107–118. doi:10.17759/psylaw.2023130108
- Гурина О.Д. Ксенофобия и девиантное поведение у подростков и молодежи: обзор отечественных исследований [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 3. С. 97–109. doi:10.17759/psylaw.2017070308
- Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Функциональная роль гражданской идентичности в структуре социального капитала // Идентичность и организация в меняющемся мире: Сборник научных статей. М.: Издательский дом «ГУ-ВШЭ», 2009. С. 13–40.
- Лепшокова З.Х. Инклюзивные и эксклюзивные идентичности и контакты: роль ценностей и статуса этнической группы [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 61–75. doi:10.11621/npj.2021.0206
- Лепшокова З.Х., Лебедева Н.М. Инклюзивные и эксклюзивные идентичности представителей разных народов России: роль базовых ценностей [Электронный ресурс] // Межкультурный и межрелигиозный диалог в российских регионах. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022. С. 90–105. doi:10.46320/9785-9961-2950-8-2022-6-1-17
- Мартишина Д.Д. Ценностные ориентации и моральное развитие в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Том 10. № 51. doi:10.54359/ps.v10i51.401
- Никитская Е.А. Использование конфессионально-педагогических форм работы с несовершеннолетними в воспитании патриотизма и профилактике экстремизма [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 1. С. 150–162. doi:10.17759/psylaw.2021110112
- Радчикова Н.П., Сорокова М.Г. Ценностные ориентации в психологическом благополучии подростка: итоги структурного моделирования [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 1. С. 7–17. doi:10.17759/ssc.2023040101
- Сидоренко Н.С., Нижник Н.С. Детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних: значение правовой культуры при выборе личностью модели правового поведения // Общество и право. 2022. № 4 (82). С. 119–126.
- Татарко А.Н. Роль гражданской идентичности в структуре социального капитала // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 2. С. 62–69.
- Фокина И.В. Специфика ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 9. С. 61–63.
- Харитонова Е.В., Хамдамова А.Ю. Ценностные ориентации подростков, склонных к девиантному поведению [Электронный ресурс] // Южно-Российский журнал социальных наук. 2022. Том 23. № 4. С. 56–69. doi:10.31429/26190567-23-4-56-69
- Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Роль ценностей в приверженности молодежи различным видам социальной активности [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. Том 13. № 1. С. 124–141. doi:10.17759/sps.2022130108
- Benish-Weisman M., Oreg S., Berson Y. The Contribution of Peer Values to Children’s Values and Behavior // Personality and Social Psychology Bulletin. 2022. Vol. 48(6). P. 844– doi:10.1177/01461672211020193
- Danioni F., Villani D., Ranieri S. Personal values and substance use in adolescence and young adulthood: risk or protective factors? // Substance Use & Misuse. 2023. Vol. 58(2). P. 171– doi:10.1080/10826084.2022.2151312
- Dullas A.R., Yncierto K.D., Labiano M.A., Marcelo J.C. Determinants of a Variety of Deviant Behaviors: An Analysis of Family Satisfaction, Personality Traits, and Their Relationship to Deviant Behaviors Among Filipino Adolescents // Frontiers in Psychology. 2021. 12. doi:10.3389/fpsyg.2021.645126
- Elban M., Aslan S. The role of constructive patriotism in the relationship of basic human values and active citizenship for emerging adults in Türkiye // BMC Psychology. 2023. Vol. 11(1). doi:10.1186/s40359-023-01233-z
- Karataş S. Crocetti E., Rubini M. Developmental trajectories of ethnic and national identities in adolescents from migrant families: The role of social identification with family and classmates // European Journal of Personality. 2023. Vol. 37(6). P. 705– doi:10.1177/08902070221149602
- Klamut R. Different values as the predictors of various forms of civic engagement: the polish case // Humanities and Social Sciences Quarterly. 2023. Vol. 30(4). P. 135– doi:10.7862/rz.2023.hss.68
- Le T.U., Johnson S.K., Lerner J.V. The apple doesn’t fall far from the tree: Longitudinal associations among American adolescents’ civic engagement and family and school characteristics // Applied Developmental Science. 2023. Vol. 28(1). doi:10.1080/10888691.2023.2195183
- Lindeman М., Verkasalo М. Measuring Values with the Short Schwartz’s Value Survey // Journal of Personality Assessment. 2005. Vol. 85(2). P. 170–178. doi:10.1207/s15327752- jpa8502_09
- Mannerström R., Hietajärvi L., Kuusisto A., Salmela-Aro K., Kallioniemi A. Value Profiles Among Finnish Adolescents and Their Associations With Subjective and Social Well-Being // Child Indicators Research. 2023. Vol. 16(2). P. 509–531. doi:10.1007/s12187-022-09992-8
- Martini M., Rollero Ch., Rizzo M., Di Carlo S., De Piccoli N., Fedi A. Educating Youth to Civic Engagement for Social Justice: Evaluation of a Secondary School Project // Behavioral Sciences. 2023. Vol. 13(8). doi:10.3390/bs13080650
- Metzger A., Ferris K.A., Oosterhoff B. Adolescents’ Civic Engagement: Concordant and Longitudinal Associations Among Civic Beliefs and Civic Involvement // Journal of Research on Adolescence: the Official Journal of the Society for Research on Adolescence. 2019. Vol. 29(4). P. 879–896. doi:/10.1111/jora.12423
- Roccas S., Schwartz S.H., Amit A. Personal Value Priorities and National Identification // Political Psychology. 2010. Vol. 31(3). P. 393–419. doi:10.1111/j.1467-9221.2010.00763.x
- Schwartz S.H., Caprara G.V., Vecchione M. Basic personal values, core political values and voting: A longitudinal analysis // Political Psychology. 2010. Vol. 31(3). P. 421–452. doi:10.1111/j.1467-9221.2010.00764.x
- Schwartz S.H., Caprara G.V., Vecchione M., Bain P., Bianchi G., Caprara M.G., Cieciuch J., Kirmanoglu H., Baslevent C., Lonnqvist J.-E., Mamali C., Manzi J., Pavlopoulos V., Posnova T., Schoen H., Silvester J., Tabernero C., Torres C., Verkasalo M., Vondrakova E., Welzel Ch., Zaleski Z. Basic personal values underlie and give coherence to political values: A cross national study in 15 countries // Political Behavior. 2014. Vol. 36(4). P. 899–930. doi:10.1007/s11109-013-9255-z
- Sekerdej M., Roccas S. Love vs loving criticism: Disentangling conventional and constructive patriotism // The British Journal of Social Psychology. 2016. Vol. 55(3). P. 499–521. doi:10.1111/bjso.12142
- Wanders F.H.K., Dijkstra A.B., Maslowski R., van der Veen I., Amna E. The Role of Teachers, Parents, and Friends in Developing Adolescents’ Societal Interest // Scandinavian Journal of Educational Research. 2021. Vol. 65(5). P. 736–751. doi:10.1080/00313831.2020.1754901
- Yazici F. The values predicting patriotism attitudes in Turkey // Current Psychology. 2022. Vol. 41. P. 135–145. doi:10.1007/s12144-019-00559-5
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 100
В прошлом месяце: 59
В текущем месяце: 31
Скачиваний
Всего: 40
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 12