Типы профессионального взаимодействия современных российских нянь: социально-психологический анализ*

995

Аннотация

В статье представлены результаты социально-психологического исследования профессионального взаимодействия современных российских нянь. Впервые описаны значимые ситуации взаимодействия нянь с работодателями и воспитанником. Эмпирически выявлены четыре типа профессионального взаимодействия нянь, различающиеся в зависимости от мотивации выбора деятельности. Няни с позицией «старшая подруга ребенка» ориентированы на установление близкой психологической дистанции с воспитанником. Их профессиональное взаимодействие с воспитанником характеризуется гиперопекой.

Общая информация

* Государственное задание ФАНО РФ 0159-2015-0001.

Ключевые слова: типы профессионального взаимодействия, современная няня, наемный работник, стратегии профессионального взаимодействия, ситуации взаимодействия

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2015060306

Для цитаты: Дробышева Т.В., Романовская М.А. Типы профессионального взаимодействия современных российских нянь: социально-психологический анализ // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 3. С. 81–97. DOI: 10.17759/sps.2015060306

Фрагмент статьи

В более ранних публикациях авторов статьи был дан подробный анализ исто­рического аспекта становления профес­сии «няня» в российском обществе [2; 3 и др.]. Напомним, что речь шла об изме­нении статуса няни, которая длитель­ный период времени не являлась наем­ным работником и нередко воспринима­лась как низкостатусный член семьи. Содержание деятельности няни за не­сколько столетий не претерпело сущест­венных изменений.

Литература

  1. Алдашева А.А., Иноземцева В.Е. Опыт психологической подготовки к деятельнос­ти замещающих родителей // Методы психологического обеспечения профессио­нальной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 194—209.
  2. Дробышева Т.В., Романовская М.А. Системная детерминация эффектов ранней со­циализации: образ няни в представлениях мамы воспитанника // Развитие психоло­гии в системе человекознания: в 2 ч. Ч. 2. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 354—357.
  3. Дробышева Т.В., Романовская М.А. Представления в семье о статусе и деятельнос­ти современной няни как предмет социально-психологического исследования // Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 357—373.
  4. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Институт психологии РАН, 2008. 347 с.
  5. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика канди­датов в замещающие родители: практ. руководство. М.: Институт психологии РАН, 2013. 219 c.
  6. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Программа психологической диагностики личностных и семейных ресурсов в практике отбора, обучения и сопро­вождения замещающих родителей // Методы психологического обеспечения про­фессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов челове­ка / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 116—193.

Информация об авторах

Дробышева Татьяна Валерьевна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии, ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук» (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9578-4463, e-mail: DrobyshevaTV@ipran.ru

Романовская Мария Александровна, педагог-психолог высшей категории, Гимназия им. Бориса Пастернака, Москва, Россия, e-mail: m.a.romanovskaya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2181
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 995
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6