Н.В. НОЗИКОВА*,
Хабаровск, Россия, nv_nozikova@bk.ru
В статье изложены данные эмпирического изучения доминирующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социальнодемографических факторов (пол и наличие/отсутствие своей семьи в соответствии с возрастом). В исследовании участвовали: 50 девушек и 50 юношей 15—18 лет; 50 женщин в возрасте от 21 до 44 лет и 45 мужчин в возрасте от 20 до 42 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей. Применялась компьютерная программа Osgood модифицированной методики семантического дифференциала И.Л. Соломина. В соответствии с целью исследования подобраны: 1) категории понятий, относящихся к семейной жизни (люди и группы, события, виды деятельности и идеальные представления); 2) понятия-маркеры, определяющие базовые ценности, этапы жизненного пути, людей, группы людей и отношения к ним, гендерные понятия, занятия и виды деятельности, эмоциональные переживания и события. Выявлена зависимость доминирующих ценностей от фактора пола. Так, у девушек преобладает ценность «моя будущая семья», у юношей — «моя будущая жена». Для мужчин и женщин, воспитывающих детей и состоящих в браке, доминирует общая ценность — «рождение ребенка».
Проблемы изучения ценностных систем, являющихся основой для формирования цели деятельности, широко освещаются в психологических работах. Семейная целенаправленность представляет основы социально-обусловленной структуры личности, может свидетельствовать о ее зрелости, стать условием успешной самореализации, что определяет актуальность ее изучения.
Основные подходы к изучению доминирующих ценностей психосемантической системы семейной целенаправленности
Трансформация общественной жизни в нашей стране оказывает экономическое, правовое, социальное и психологическое воздействие на жизнь российской семьи. В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определена практическая задача повышения ценности семейного образа жизни, сохранения духовно-нравственных основ семейных отношений и семейного воспитания.
Повысить результативность решения указанных задач позволят теоретические и прикладные социально-психологические исследования системного ценностно-смыслового содержания индивидуального и общественного сознания, обусловливающего реализацию семейного поведения человека [16—21].
Семейное поведение человека, по определению А.И. Антонова, является социальным поведением с целью заключения брака, рождения и социализации детей в семье, реализации отношений супруже- ства—родительства—родства [Антонов, 2009].
Личностный смысл и цель осознанной и внутренне оправданной деятельности определяют ведущие, или смыслообразующие, мотивы в иерархическом содержании мотивационной сферы человека, рассмотренной в работах А.Н. Леонтьева [Леонтьев, 1983]. Процесс образования цели поведения определяется доминирующими смыслообразующими мотивами субъекта, сформированными во взаимосвязи с ценностными установками личности и законами общественной жизни [Борзенков, 2009; Васильев, 2009].
Проблема ценностной ориентации (ЦО), или системы ценностей, представляет одну из основных составляющих в мировоззрении личности и группы. По определению Н.А. Журавлевой, ЦО есть «... относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [Журавлева, 2001, с. 60].
Системы ценностей чувствительны к микро- и макросоциальным факторам особенно на этапе первичной социализации человека. Формирование ЦО происходит под влиянием, прежде всего, семьи, коллектива сверстников и образовательного пространства. Социальноэкономические трансформации в обществе детерминируют ресоциализацию личности и ведут к пересмотру ценностных приоритетов на основе объективных или личных обстоятельств [Авдулова, 2013; Елизаров, 2010; Журавлев, 2012].
Изучение особенностей ЦО в семейной жизни выделяется в отдельное направление психологических исследований:
— общая активность, характеризующая темперамент человека, также обусловливает приоритет самореализации в трудовой профессиональной деятельности, а также в семье и детях [Дубов, 2011];
— фактор наличия или отсутствия детей обладает наибольшим влиянием на систему ценности личности [Журавлева, 2001];
— эмоциональная ценность материнства и ребенка может рассматриваться как основа ценностно-смыслового блока мотивационно-потребностной сферы женщины [Филиппова, 2002];
— в ситуации репродуктивного выбора ценность роли матери определяет ценностно-смысловые факторы отношения женщин к аборту [Клюева, 2013].
Ценностно-смысловые категориальные системы в сознании человека изучаются опосредованно методами экспериментальной психосемантики, рассматривающей «... формы существования значения в человеческом сознании, ... содержание сознания субъекта, его картину мира, включающую как осознаваемые, так и неосознаваемые пласты ментальности» [Петренко, 2010, с. 58].
В нашем исследовании семейно-ориентированной и материнской целенаправленности девушек 15—22 лет, выполненном ранее, с помощью методов психосемантических исследований выявлены доминирующие ценностно-смысловые понятия моя будущая семья и мой будущий ребенок. Динамика ценностной привлекательности понятий семейной сферы коррелирует с характеристиками наиболее устойчивых особенностей личности и условиями воспитания. Указанные закономерности имеют ценность для планирования и проведения превентивных психологических мер по формированию репродуктивного поведения в последующие периоды онтогенеза [Нозикова, 2005].
Актуальность продолжения исследования в настоящей работе определяется отсутствием целостного научного знания о закономерностях системной организации психосемантической целостности семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально-демографических факторов.
Методология системного исследования позволяет изучить целостные свойства объекта [Блауберг, 2009] и раскрыть совокупность категорий его организации, включая структурный, функциональный, генетический и интегративный планы [Карпов, 2011]. Системный подход рассматривается как основной в анализе психосемантической системы семейной целенаправленности [18—21].
Изучение структурной организации объекта является определяющим для системного исследования его природы, включая содержание, состав и принципы организации, и реализуется в последовательных этапах эмпирической работы. Одним из них является «определение наличия или отсутствия у системы самостоятельной цели как критерия ее дифференциации от среды» [Карпов, 2011, с. 213].
Теоретические исследования и результаты эмпирического анализа [16— 21] позволили нам предложить рабочие операциональные понятия с целью изучения доминирующих ценностей семейной целенаправленности, обусловливающих семейное поведение человека.
Понятие семейная целенаправленность (family purposefulness) человека характеризует деятельность по достижению общей цели социального семейного поведения и обусловлена целями и мотивами, образованными на основе иерархической ценностной системы его личности и общественных законов.
Психосемантическая система семейной целенаправленности в сознании человека или группы представляет психосемантическую целостность, в которой взаимомосодействие доминирующих смыслообразующих ценностей и структурно-функциональных элементов определяет ценностно-смысловое содержание семейной целенаправленности и будет побуждать к поведению, реализующему функцию супружества—родитель- ства—родства.
Роль критерия-дискриминатора системной организации психосемантического объекта в данном исследовании будет выполнять семейный семантический критерий, характеристики которого основаны на специфике обобщенной, общесистемной цели — заключение брака, рождение и социализация детей в семье.
Гипотеза допускает, что исследование психосемантической системы позволит выявить доминирующие ценности семейной целенаправленности и выполнить их анализ в зависимости от социально-демографических факторов пола и наличия/отсутствия своей семьи в соответствии с возрастом. Для ее верификации необходимо выполнить следующие эмпирические задачи:
1) исследовать систему ценностносмысловых категорий и на основе семейного семантического критерия выявить доминирующие ценности, определяющие семейную целенаправленность;
2) провести сравнительный анализ доминирующих ценностей семейной целенаправленности на основе факторов пола и наличия/отсутствия своей семьи в соответствии с возрастом.
Программа исследования
Выборку составили всего 195 участников:
— учащиеся X-XI классов в возрасте от 15 до 18 лет, в том числе 50 девушек, средний возраст 16.5 лет, и 50 юношей, средний возраст 16.4 лет (на базе образовательных учреждений МБОУ СОШ № 30, № 32, № 80, гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова, лицея «Ступени» г. Хабаровска);
— 50 женщин 21—44 лет, средний возраст 32.5 лет, и 45 мужчин в возрасте от 20 до 42 лет, средний возраст 31.5 лет, состоящие в браке и воспитывающие детей (на базе заочного отделения и факультета дополнительного образования Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск).
Исследование проводилось с января по май 2014 г. в очной групповой форме во время, отведенное для этого администрацией учебных заведений. Респондентам предлагалось принять участие в изучении представлений о семье в современном обществе и анонимно ответить на вопросы методик исследования и анкеты «Моя семья», составленной нами для социально-демографического анализа групп. Мужчинам и женщинам, состоящим в браке, предлагалось привлечь к исследованию супругов. Для них передавался конверт с пакетом методик, который после заполнения возвращался запечатанным. Показатели объективных социально-демографических характеристик выборки представлены в табл. 1.
Социально-демографический анализ состава групп показал, что участники имели опыт семейной, супружеской жизни и воспитания детей.
Методики. Исследование семейной социально-психологической целенаправленности выполнено с помощью компьютерной программы Osgood для модифицированного варианта методики семантического дифференциала (СД) в пакете методик психосемантической диагностики мотивации (ПДМ), разработанного И.Л. Соломиным. Респондент с помощью 18 шкал оценивает по факторам ценности, потенции и активности предложенные понятия о видах и условиях деятельности, о целях и задачах, ценностях и потребностях, которые могут быть общими или особыми для некоторых категорий людей [Соломин, 2011].
Таблица 1
Характеристика выборки, сформированной с целью изучения
психосемантической системы семейной целенаправленности
|
Социально-демографические характеристики групп |
Девушки |
Юноши |
|
Выросли в полных семьях |
57 % |
56 % |
|
Матери, вступившие в повторный брак |
19 % |
11 % |
|
Отцы, вступившие в повторный брак |
2 % |
5 % |
|
Воспитывались одной матерью |
19 % |
21 % |
|
Воспитывались одним отцом |
1 % |
3 % |
|
Проживали с бабушкой и дедушкой |
2 % |
3 % |
|
Воспитывались опекуном |
- |
1 % |
|
|
Женщины |
Мужчины |
|
Состояли в регистрируемом браке |
84 % |
81.2 % |
|
Не регистрировали брак |
16 % |
18.8 % |
|
Продолжительность брака: — более 1 года, — более 5 лет, — более 10 лет, — более 15 лет, — более 20 лет |
25 % 28 % 20 % 22 % 5 % |
33 % 19 % 21 % 25 % 2 % |
|
Воспитывали от одного до семи детей |
84 % |
82 % |
|
Не имели детей |
16 % |
18 % |
|
Планировали рождение детей в будущем |
88 % |
85 % |
В соответствии с целью работы нами модифицирован принцип формирования списка понятий, предъявляемых для оценки. Респонденты оценивали всего 38 понятий, из них 17 понятий подобраны нами и представляют различные категории, относящиеся к семейной жизни, в том числе:
- семейственность (люди и группы, события, виды деятельности, связанные с семейной жизнью, и идеальные представления): моя мать; мой отец; моя родительская семья; мой будущий муж (моя будущая жена); моя семья (моя будущая семья); вступление в брак; материнство (отцовство); беременность; рождение ребенка; мой ребенок (мой будущий ребенок); уход за ребенком; воспитание ребенка; работа по дому; развод; идеальная мать; идеальный отец; идеальная семья.
Кроме того, в список включены 21 понятие-маркер, определяющие следующие категории:
- базовые ценности: мое увлечение, интересное занятие, материальное благополучие;
- этапы жизненного пути: мое прошлое, мое настоящее, мое будущее;
- люди, группы людей и идеальные представления о них: мои друзья, какой я на самом деле (какая я на самом деле), каким я хочу быть (какой я хочу быть), женщина, мужчина;
- занятия и виды деятельности: свободное время, отдых, моя работа, моя учеба, моя профессия, секс;
- эмоциональные переживания и события: радость, удача, угроза, страх.
Методы анализа данных основаны на применении программы Osgood, которая выполняет расчет среднего арифметического значения и стандартного отклонения по факторам ценности, потенции и активности для каждого из предложенных испытуемому понятий. Показатели стандартного отклонения выявляют устойчивость оценок понятия по фактору ценности для респондента и косвенно свидетельствуют о степени их надежности. Стандартное отклонение выше 2.0 указывает на затруднения респондента в оценке и сниженную надежность полученных результатов, а стандартное отклонение, равное нулю, говорит о ригидности респондента в оценочной деятельности или о нежелании быть откровенным [Соломин, 2011].
В настоящем исследовании показатели стандартного отклонения результатов оценки по фактору ценности понятий для групп, представленные в Приложении, не превысили 1.16 единиц, что подтвердило их надежность. Достоверность результатов обеспечивалась репрезентативностью и объемом выборки.
Результаты исследования
Для решения первой эмпирической задачи рассмотрим иерархию ценностносмысловых категорий в сознании участников исследования.
В классической процедуре семантического дифференциала, предложенной Ч. Осгудом, оценка набора понятий испытуемым проводится с помощью трех универсальных семантических факторов. Первый — фактор ценности — отражает эмоциональную привлекательность и ценность объекта [Соломин, 2011; Osgood, 1967].
Дифференцированный анализ рангов понятий на основе средних оценок фактора ценности в полученных результатах (Приложение) показал, что для девушек максимальные оценки имеет понятие моя будущая семья, для юношей — моя будущая жена и отдых, а для женщин и мужчин — рождение ребенка.
Следовательно, из 38 предложенных для оценки понятий разных категорий доминирующей ценностью обладали четыре понятия. В соответствии с семейным семантическим критерием три из них: «моя будущая семья», «моя будущая жена» и «рождение ребенка», относятся к семейной сфере жизни. Результаты изучения доминирующих ценностей представлены в табл. 2.

Для решения второй эмпирической задачи выполним сравнительный анализ доминирующих ценностей семейной целенаправленности для групп респондентов в зависимости от факторов пола и наличия/отсутствия своей семьи в соответствии с возрастом.
Сравнение полученных результатов по фактору пола показывает, что в юношеском возрасте доминирующие ценности семейной целенаправленности респондентов различаются. Так, для девушек наибольшей ценностью обладает понятие «моя будущая семья», для юношей преобладает ценность «моя будущая жена», а для женщин и мужчин, состоявших в браке и воспитывавших детей, доминирует общая смысловая ценность «рождение ребенка».
Следовательно, доминирующие ценности семейной целенаправленности в сознании женщин в юности побуждают их к созданию своей будущей семьи, а в зрелости — к рождению ребенка; у мужчин в юности формируют цель поиска будущей супруги, а в зрелости определяют их целенаправленность в семейной жизни на рождение детей.
Сравнительный анализ результатов по фактору наличия/отсутствия своей семьи в соответствии с возрастом испытуемых выявил следующие изменения доминирующих ценностей семейной сферы. Так, преобладание ценности «моя будущая семья» у девушек 16—18 лет, определяющей цель создания в будущем своей семьи, сменяется предпочтением ценности события «рождение ребенка» у женщин, состоящих в браке и воспитывающих детей. На смену приоритета ценности «моя будущая жена» для юношей 16—18 лет приходит ценность «рождение ребенка» у мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей.
Следовательно, в юношеском возрасте формируется целенаправленность на свою семейную жизнь, побуждающая юношей к выбору будущей супруги, а девушек — к созданию своей будущей семьи. В зрелости, при условии реализации семейной жизни, у женщин и у мужчин доминирует единая цель — рождение ребенка.
Таким образом, исследование позволило выявить изменения доминирующих смыслообразующих ценностей в психосемантических комплексах, определяющих семейную целенаправленность, в зависимости от пола и наличия/ отсутствия своей семьи в соответствии с возрастом респондентов.
Выводы
Современные проблемы семейного института и общее направление научных исследований определяют актуальность изучения доминирующих смыслообразующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально-демографических факторов (пол, наличие/отсутствие своей семьи в соответствии с возрастом). Полученные в нашем исследовании результаты выявили следующее:
— доминирующими смыслообразующими ценностями психосемантических комплексов семейной целенаправленности являются понятия «моя будущая семья», «моя будущая жена» или «рождение ребенка»;
— в зависимости от пола респондентов в юношеском возрасте различаются доминирующие ценности комплексов семейной целенаправленности. Преобладание ценности «моя будущая семья» для девушек побуждает их к образованию семейной социально-психологической общности. Приоритет ценности «моя будущая жена» у юношей ориентирует их на поиск супруги для будущей семейной жизни;
— независимо от фактора пола для респондентов, состоящих в браке и воспитывающих детей, единой доминирующей ценностью является событие семейной жизни — рождение ребенка;
— в зависимости от фактора наличие/ отсутствие своей семьи в соответствии с возрастом ценность понятия «моя будущая семья» для девушек 16-18 лет сменяется ценностью семейного события «рождение ребенка» для женщин, состоящих в браке и воспитывающих детей. Предпочтение ценности «моя будущая жена» для юношей сменяется ценностью «рождение ребенка» для мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей.
Следовательно, «семейная целенаправленность» определяется процессами целеобразования поведения, связанного с семейной жизнью, которое формируется при взаимодействии с доминирующими смыслообразующими ценностями «моя будущая семья», «моя будущая жена» или «рождение ребенка» в зависимости от пола и наличия/отсутствия семьи в соответствии с возрастом.
Полученные в исследовании результаты позволят в дальнейшем раскрыть структурно-уровневую и функциональную организацию психосемантической целостности семейной целенаправленности, проявляющейся в семейном поведении человека, а также разработать методы развития рефлексивности с целью формирования ценностно-смысловых категориальных структур в сознании [5; 7; 8 и др.], в том числе и в отношении семейной жизни.