Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально-демографических факторов

732

Аннотация

В статье изложены данные эмпирического изучения доминирующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально-демографических факторов (пол и наличие/отсутствие своей семьи в соответствии с возрастом). В исследовании участвовали: 50 девушек и 50 юношей 15—18 лет; 50 женщин в возрасте от 21 до 44 лет и 45 мужчин в возрасте от 20 до 42 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей. Применялась компьютерная программа Osgood модифицированной методики семантического дифференциала И.Л. Соломина. В соответствии с целью исследования подобраны: 1) категории понятий, относящихся к семейной жизни (люди и группы, события, виды деятельности и идеальные представления); 2) понятия-маркеры, определяющие базовые ценности, этапы жизненного пути, людей, группы людей и отношения к ним, гендерные понятия, занятия и виды деятельности, эмоциональные переживания и события. Выявлена зависимость доминирующих ценностей от фактора пола. Так, у девушек преобладает ценность «моя будущая семья», у юношей — «моя будущая жена». Для мужчин и женщин, воспитывающих детей и состоящих в браке, доминирует общая ценность — «рождение ребенка».

Общая информация

Ключевые слова: семья, целенаправленность , семейная целенаправленность, ценности, пол, возраст, психосемантика

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070404

Для цитаты: Нозикова Н.В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально-демографических факторов // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 4. С. 56–67. DOI: 10.17759/sps.2016070404

Полный текст

Н.В. НОЗИКОВА*,

Хабаровск, Россия, nv_nozikova@bk.ru

В статье изложены данные эмпирического изучения доминирующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально­демографических факторов (пол и наличие/отсутствие своей семьи в соответствии с возрастом). В исследовании участвовали: 50 девушек и 50 юношей 15—18 лет; 50 женщин в возрасте от 21 до 44 лет и 45 мужчин в возрасте от 20 до 42 лет, состоящих в браке и воспитывающих детей. Применялась компьютерная программа Osgood модифицированной методики семантического дифференциала И.Л. Соломина. В соответствии с целью исследования подобраны: 1) категории понятий, относящихся к семейной жизни (люди и группы, события, виды деятельности и идеальные представления); 2) понятия-маркеры, определяющие базовые ценности, этапы жизненного пути, людей, группы людей и отношения к ним, гендерные понятия, занятия и виды деятельности, эмоциональные переживания и события. Выявлена зависимость доминирующих ценностей от фактора пола. Так, у девушек преобладает ценность «моя будущая семья», у юношей — «моя будущая жена». Для мужчин и женщин, воспитывающих детей и состоящих в браке, доминирует общая ценность — «рождение ребенка».

Проблемы изучения ценностных систем, являющихся основой для формирования цели деятельности, широко освещаются в психологических работах. Семейная целенаправленность представляет основы социально-обусловленной структуры личности, может свидетельствовать о ее зрелости, стать условием успешной самореализации, что определяет актуальность ее изучения.

Основные подходы к изучению доминирующих ценностей психосемантической системы семейной целенаправленности

Трансформация общественной жизни в нашей стране оказывает экономическое, правовое, социальное и психологическое воздействие на жизнь российской семьи. В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определена практическая задача повышения ценности семейного образа жизни, сохранения духовно-нравственных основ семейных отношений и семейного воспитания.

Повысить результативность решения указанных задач позволят теоретические и прикладные социально-психологические исследования системного ценностно-смыслового содержания индивидуального и общественного сознания, обусловливающего реализацию семейного поведения человека [16—21].

Семейное поведение человека, по определению А.И. Антонова, является социальным поведением с целью заключения брака, рождения и социализации детей в семье, реализации отношений супруже- ства—родительства—родства [2].

Личностный смысл и цель осознанной и внутренне оправданной деятельности определяют ведущие, или смыслообра­зующие, мотивы в иерархическом содержании мотивационной сферы человека, рассмотренной в работах А.Н. Леонтье­ва [15]. Процесс образования цели поведения определяется доминирующими смыслообразующими мотивами субъекта, сформированными во взаимосвязи с ценностными установками личности и законами общественной жизни [4; 6].

Проблема ценностной ориентации (ЦО), или системы ценностей, представляет одну из основных составляющих в мировоззрении личности и группы. По определению Н.А. Журавлевой, ЦО есть «... относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [12, с. 60].

Системы ценностей чувствительны к микро- и макросоциальным факторам особенно на этапе первичной социализации человека. Формирование ЦО происходит под влиянием, прежде всего, семьи, коллектива сверстников и образовательного пространства. Социально­экономические трансформации в обществе детерминируют ресоциализацию личности и ведут к пересмотру ценностных приоритетов на основе объективных или личных обстоятельств [1; 10; 11].

Изучение особенностей ЦО в семейной жизни выделяется в отдельное направление психологических исследований:

  общая активность, характеризующая темперамент человека, также обусловливает приоритет самореализации в трудовой профессиональной деятельности, а также в семье и детях [9];

  фактор наличия или отсутствия детей обладает наибольшим влиянием на систему ценности личности [12];

  эмоциональная ценность материнства и ребенка может рассматриваться как основа ценностно-смыслового блока мотивационно-потребностной сферы женщины [24];

— в ситуации репродуктивного выбора ценность роли матери определяет цен­ностно-смысловые факторы отношения женщин к аборту [14].

Ценностно-смысловые категориальные системы в сознании человека изучаются опосредованно методами экспериментальной психосемантики, рассматривающей «... формы существования значения в человеческом сознании, ... содержание сознания субъекта, его картину мира, включающую как осознаваемые, так и неосознаваемые пласты ментальности» [22, с. 58].

В нашем исследовании семейно-ориентированной и материнской целенаправленности девушек 15—22 лет, выполненном ранее, с помощью методов психосемантических исследований выявлены доминирующие ценностно-смысловые понятия моя будущая семья и мой будущий ребенок. Динамика ценностной привлекательности понятий семейной сферы коррелирует с характеристиками наиболее устойчивых особенностей личности и условиями воспитания. Указанные закономерности имеют ценность для планирования и проведения превентивных психологических мер по формированию репродуктивного поведения в последующие периоды онтогенеза [16].

Актуальность продолжения исследования в настоящей работе определяется отсутствием целостного научного знания о закономерностях системной организации психосемантической целостности семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально-демографических факторов.

Методология системного исследования позволяет изучить целостные свойства объекта [3] и раскрыть совокупность категорий его организации, включая структурный, функциональный, генетический и интегративный планы [13]. Системный подход рассматривается как основной в анализе психосемантической системы семейной целенаправленности [18—21].

Изучение структурной организации объекта является определяющим для системного исследования его природы, включая содержание, состав и принципы организации, и реализуется в последовательных этапах эмпирической работы. Одним из них является «определение наличия или отсутствия у системы самостоятельной цели как критерия ее дифференциации от среды» [13, с. 213].

Теоретические исследования и результаты эмпирического анализа [16— 21] позволили нам предложить рабочие операциональные понятия с целью изучения доминирующих ценностей семейной целенаправленности, обусловливающих семейное поведение человека.

Понятие семейная целенаправленность (family purposefulness) человека характеризует деятельность по достижению общей цели социального семейного поведения и обусловлена целями и мотивами, образованными на основе иерархической ценностной системы его личности и общественных законов.

Психосемантическая система семейной целенаправленности в сознании человека или группы представляет пси­хосемантическую целостность, в которой взаимомосодействие доминирующих смыслообразующих ценностей и структурно-функциональных элементов определяет ценностно-смысловое содержание семейной целенаправленности и будет побуждать к поведению, реализующему функцию супружества—родитель- ства—родства.

Роль критерия-дискриминатора системной организации психосемантиче­ского объекта в данном исследовании будет выполнять семейный семантический критерий, характеристики которого основаны на специфике обобщенной, общесистемной цели — заключение брака, рождение и социализация детей в семье.

Гипотеза допускает, что исследование психосемантической системы позволит выявить доминирующие ценности семейной целенаправленности и выполнить их анализ в зависимости от социально-демографических факторов пола и наличия/отсутствия своей семьи в соответствии с возрастом. Для ее верификации необходимо выполнить следующие эмпирические задачи:

1)    исследовать систему ценностно­смысловых категорий и на основе семейного семантического критерия выявить доминирующие ценности, определяющие семейную целенаправленность;

2)    провести сравнительный анализ доминирующих ценностей семейной целенаправленности на основе факторов пола и наличия/отсутствия своей семьи в соответствии с возрастом.

Программа исследования

Выборку составили всего 195 участников:

  учащиеся X-XI классов в возрасте от 15 до 18 лет, в том числе 50 девушек, средний возраст 16.5 лет, и 50 юношей, средний возраст 16.4 лет (на базе образовательных учреждений МБОУ СОШ № 30, № 32, № 80, гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова, лицея «Ступени» г. Хабаровска);

  50 женщин 21—44 лет, средний возраст 32.5 лет, и 45 мужчин в возрасте от 20 до 42 лет, средний возраст 31.5 лет, состоящие в браке и воспитывающие детей (на базе заочного отделения и факультета дополнительного образования Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск).

Исследование проводилось с января по май 2014 г. в очной групповой форме во время, отведенное для этого администрацией учебных заведений. Респондентам предлагалось принять участие в изучении представлений о семье в современном обществе и анонимно ответить на вопросы методик исследования и анкеты «Моя семья», составленной нами для социально-демографического анализа групп. Мужчинам и женщинам, состоящим в браке, предлагалось привлечь к исследованию супругов. Для них передавался конверт с пакетом методик, который после заполнения возвращался запечатанным. Показатели объективных социально-демографических характеристик выборки представлены в табл. 1.

Социально-демографический анализ состава групп показал, что участники имели опыт семейной, супружеской жизни и воспитания детей.

Методики. Исследование семейной социально-психологической целенаправленности выполнено с помощью компьютерной программы Osgood для модифицированного варианта методики семантического дифференциала (СД) в пакете методик психосемантической диагностики мотивации (ПДМ), разработанного И.Л. Соломиным. Респондент с помощью 18 шкал оценивает по факторам ценности, потенции и активности предложенные понятия о видах и условиях деятельности, о целях и задачах, ценностях и потребностях, которые могут быть общими или особыми для некоторых категорий людей [23].

 

Таблица 1

Характеристика выборки, сформированной с целью изучения
психосемантической системы семейной целенаправленности

Социально-демографические характеристики групп

Девушки

Юноши

Выросли в полных семьях

57 %

56 %

Матери, вступившие в повторный брак

19 %

11 %

Отцы, вступившие в повторный брак

2 %

5 %

Воспитывались одной матерью

19 %

21 %

Воспитывались одним отцом

1 %

3 %

Проживали с бабушкой и дедушкой

2 %

3 %

Воспитывались опекуном

-

1 %

 

Женщины

Мужчины

Состояли в регистрируемом браке

84 %

81.2 %

Не регистрировали брак

16 %

18.8 %

Продолжительность брака:

более 1 года,

более 5 лет,

более 10 лет,

более 15 лет,

более 20 лет

25 %

28 %

20 %

22 % 5 %

33 %

19 %

21 %

25 % 2 %

Воспитывали от одного до семи детей

84 %

82 %

Не имели детей

16 %

18 %

Планировали рождение детей в будущем

88 %

85 %

 

 

В соответствии с целью работы нами модифицирован принцип формирования списка понятий, предъявляемых для оценки. Респонденты оценивали всего 38 понятий, из них 17 понятий подобраны нами и представляют различные категории, относящиеся к семейной жизни, в том числе:

-    семейственность (люди и группы, события, виды деятельности, связанные с семейной жизнью, и идеальные представления): моя мать; мой отец; моя родительская семья; мой будущий муж (моя будущая жена); моя семья (моя будущая семья); вступление в брак; материнство (отцовство); беременность; рождение ребенка; мой ребенок (мой будущий ребенок); уход за ребенком; воспитание ребенка; работа по дому; развод; идеальная мать; идеальный отец; идеальная семья.

Кроме того, в список включены 21 понятие-маркер, определяющие следующие категории:

-     базовые ценности: мое увлечение, интересное занятие, материальное благополучие;

-    этапы жизненного пути: мое прошлое, мое настоящее, мое будущее;

-     люди, группы людей и идеальные представления о них: мои друзья, какой я на самом деле (какая я на самом деле), каким я хочу быть (какой я хочу быть), женщина, мужчина;

-     занятия и виды деятельности: свободное время, отдых, моя работа, моя учеба, моя профессия, секс;

-    эмоциональные переживания и события: радость, удача, угроза, страх.

Методы анализа данных основаны на применении программы Osgood, которая выполняет расчет среднего арифметического значения и стандартного отклонения по факторам ценности, потенции и активности для каждого из предложенных испытуемому понятий. Показатели стандартного отклонения выявляют устойчивость оценок понятия по фактору ценности для респондента и косвенно свидетельствуют о степени их надежности. Стандартное отклонение выше 2.0 указывает на затруднения респондента в оценке и сниженную надежность полученных результатов, а стандартное отклонение, равное нулю, говорит о ригидности респондента в оценочной деятельности или о нежелании быть откровенным [23].

В настоящем исследовании показатели стандартного отклонения результатов оценки по фактору ценности понятий для групп, представленные в Приложении, не превысили 1.16 единиц, что подтвердило их надежность. Достоверность результатов обеспечивалась репрезентативностью и объемом выборки.

Результаты исследования

Для решения первой эмпирической задачи рассмотрим иерархию ценностно­смысловых категорий в сознании участников исследования.

В классической процедуре семантического дифференциала, предложенной Ч. Осгудом, оценка набора понятий испытуемым проводится с помощью трех универсальных семантических факторов. Первый — фактор ценности — отражает эмоциональную привлекательность и ценность объекта [23; 25].

Дифференцированный анализ рангов понятий на основе средних оценок фактора ценности в полученных результатах (Приложение) показал, что для девушек максимальные оценки имеет понятие моя будущая семья, для юношей — моя будущая жена и отдых, а для женщин и мужчин — рождение ребенка.

Следовательно, из 38 предложенных для оценки понятий разных категорий доминирующей ценностью обладали четыре понятия. В соответствии с семейным семантическим критерием три из них: «моя будущая семья», «моя будущая жена» и «рождение ребенка», относятся к семейной сфере жизни. Результаты изучения доминирующих ценностей представлены в табл. 2.


Для решения второй эмпирической задачи выполним сравнительный анализ доминирующих ценностей семейной целенаправленности для групп респондентов в зависимости от факторов пола и наличия/отсутствия своей семьи в соответствии с возрастом.

Сравнение полученных результатов по фактору пола показывает, что в юношеском возрасте доминирующие ценности семейной целенаправленности респондентов различаются. Так, для девушек наибольшей ценностью обладает понятие «моя будущая семья», для юношей преобладает ценность «моя будущая жена», а для женщин и мужчин, состоявших в браке и воспитывавших детей, доминирует общая смысловая ценность «рождение ребенка».

Следовательно, доминирующие ценности семейной целенаправленности в сознании женщин в юности побуждают их к созданию своей будущей семьи, а в зрелости — к рождению ребенка; у мужчин в юности формируют цель поиска будущей супруги, а в зрелости определяют их целенаправленность в семейной жизни на рождение детей.

Сравнительный анализ результатов по фактору наличия/отсутствия своей семьи в соответствии с возрастом испытуемых выявил следующие изменения доминирующих ценностей семейной сферы. Так, преобладание ценности «моя будущая семья» у девушек 16—18 лет, определяющей цель создания в будущем своей семьи, сменяется предпочтением ценности события «рождение ребенка» у женщин, состоящих в браке и воспитывающих детей. На смену приоритета ценности «моя будущая жена» для юношей 16—18 лет приходит ценность «рождение ребенка» у мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей.

Следовательно, в юношеском возрасте формируется целенаправленность на свою семейную жизнь, побуждающая юношей к выбору будущей супруги, а девушек — к созданию своей будущей семьи. В зрелости, при условии реализации семейной жизни, у женщин и у мужчин доминирует единая цель — рождение ребенка.

Таким образом, исследование позволило выявить изменения доминирующих смыслообразующих ценностей в психосемантических комплексах, определяющих семейную целенаправленность, в зависимости от пола и наличия/ отсутствия своей семьи в соответствии с возрастом респондентов.

Выводы

Современные проблемы семейного института и общее направление научных исследований определяют актуальность изучения доминирующих смыслообразу­ющих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально-демографических факторов (пол, наличие/отсутствие своей семьи в соответствии с возрастом). Полученные в нашем исследовании результаты выявили следующее:

  доминирующими смыслообразую­щими ценностями психосемантических комплексов семейной целенаправленности являются понятия «моя будущая семья», «моя будущая жена» или «рождение ребенка»;

  в зависимости от пола респондентов в юношеском возрасте различаются доминирующие ценности комплексов семейной целенаправленности. Преобладание ценности «моя будущая семья» для девушек побуждает их к образованию семейной социально-психологической общности. Приоритет ценности «моя будущая жена» у юношей ориентирует их на поиск супруги для будущей семейной жизни;

  независимо от фактора пола для респондентов, состоящих в браке и воспитывающих детей, единой доминирующей ценностью является событие семейной жизни — рождение ребенка;

  в зависимости от фактора наличие/ отсутствие своей семьи в соответствии с возрастом ценность понятия «моя будущая семья» для девушек 16-18 лет сменяется ценностью семейного события «рождение ребенка» для женщин, состоящих в браке и воспитывающих детей. Предпочтение ценности «моя будущая жена» для юношей сменяется ценностью «рождение ребенка» для мужчин, состоящих в браке и воспитывающих детей.

Следовательно, «семейная целенаправленность» определяется процессами целеобразования поведения, связанного с семейной жизнью, которое формируется при взаимодействии с доминирующими смыслообразующими ценностями «моя будущая семья», «моя будущая жена» или «рождение ребенка» в зависимости от пола и наличия/отсутствия семьи в соответствии с возрастом.

Полученные в исследовании результаты позволят в дальнейшем раскрыть структурно-уровневую и функциональную организацию психосемантической целостности семейной целенаправленности, проявляющейся в семейном поведении человека, а также разработать методы развития рефлексивности с целью формирования ценностно-смысловых категориальных структур в сознании [5; 7; 8 и др.], в том числе и в отношении семейной жизни.

Литература

  1. Авдулова Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 31. С. 9. URL: http://psystudy. ru (дата обращения: 09.01.2015).
  2. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА-М, 2009. 368 с.
  3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г., Садовский В.Н. Системный подход // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавин. М.: «Канон+» при РООИ «Реабилитация», 2009. С. 869—870.
  4. Борзенков В.Г. Функция. Цель. Целенаправленность // Энциклопедия эписте- мологии и философии науки / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавин. М.: «Канон+» при РООИ «Реабилитация», 2009. С. 1106—1113.
  5. Борзова Т.В. Нарративное понимание субъектом себя и окружающей действи- тельности в процессе обучения // Известия Самарского научного центра Россий- ской академии наук. 2015. Т. 17. № 1—1. С. 72—78.
  6. Васильев И.А. Целеобразование // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавин. М.: «Канон+» при РООИ «Реабилитация», 2009. С. 1113—1114.
  7. Вязникова Л.Ф. Улитенко Т.В. Соотношение значимости и доступности ценност- ных ориентаций у студентов гуманитарных вузов // Педагогическое образование и наука. 2011. № 5. С. 60—64.
  8. Долгих Н.П. Рефлексивная культура как основа безопасности профессиональной деятельности // Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 80—82.
  9. Дубов И.Г., Толстых Н.Н. Связь жизненных целей людей и их активности // Со- циальная психология и общество. 2011. № 2. С. 37—51.
  10. Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в соци- альную систему (систему групп) различных типов (на примере исследования моло- дежных учебных групп): автореф. …докт. психол. наук. Курск, 2010. 51 с.
  11. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Влияние раннего экономического образования на ценностные ориентации младших школьников // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 181—190.
  12. Журавлева Н.А. Ценностные ориентации личности с разным семейным стату- сом // Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2001. С. 60—76.
  13. Карпов А.В. Психология сознания: метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1088 с.
  14. Клюева Н.В., Руновская Е.Г. Особенности ценностно-смысловой сферы женщин фертильного возраста с различным типом отношения к аборту // Вестник Ярослав- ского государственного университета имени П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 86—90.
  15. Леонтьев А.Н. Очерк развития психики // А.Н. Леонтьев. Избранные психоло- гические произведения: в 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  16. Нозикова Н.В. Материнская и семейно-ориентированная направленность деву- шек 15—22 лет: автореф. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 24 с.
  17. Нозикова Н.В. Становление семейно-ориентированной и материнской направ- ленности девушек-студенток // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 90—97.
  18. Нозикова Н.В. Психосемантический подход в исследованиях семейной и мате- ринской направленности девушек 15—17 лет // Культурно-историческая психоло- гия. 2014. Т. 10. № 2. С. 69—77.
  19. Нозикова Н.В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности // Рос- сийский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 3. С. 89—104.
  20. Нозикова Н.В. Структурный анализ психосемантической системы семейной со- циально-психологической целенаправленности // Культурно-историческая психо- логия. 2015. Т. 11. № 4. С. 44—54.
  21. Нозикова Н.В. Анализ психосемантической системы семейной целенаправлен- ности у мужчин // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 69—79.
  22. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Но- вый хронограф, 2010. 440 с.
  23. Соломин И.Л. Методика психосемантической диагностики мотивации (ПДМ). СПб.: Речь. 2011. 10 c.
  24. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 240 с.
  25. Osgood Ch.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Urbana etc.: Univ. of Illinois press, 1967. 346 p.

Информация об авторах

Нозикова Наталья Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедра психологии, факультет психологии и социально-гуманитарных технологий, Тихоокеанский государственный университет (ФГБОУ ВО ТОГУ), Хабаровск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3467-0729, e-mail: nv_nozikova@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2130
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 732
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0