Языковая компетентность, развитие группы и социометрический статус иностранных студентов в российском вузе (на примере исследования китайских студентов)

616

Аннотация

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования социально-психологических характеристик развития студенческих групп китайских студентов, обучающихся в российских вузах. В исследовании приняли участие 132 китайских студента в возрасте 18—26 лет, обучающихся на подготовительных факультетах российских вузов. Для проведения исследования был подобран исследовательский инструментарий, необходимый для выявления характеристик группы. На основе полученных результатов было показано, что в китайских студенческих группах существует взаимосвязь социометрического и референтометрического статуса с языковой компетентностью на протяжении всего учебного года. Предполагается, что полученные результаты обусловлены тремя факторами: социально-психологическими, где межличностные отношения зависят от учебной успеваемости человека в группе; культурно- специфическими, где присутствует значимость ценности упорства и усердия в работе (параметр «долгосрочная ориентация на будущее» Г. Хофстеде); а также процессами социокультурной адаптации.

Общая информация

Ключевые слова: китайские студенты, группообразование, социально-психологические характеристики группы, языковая компетентность, социометрический статус

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080106

Для цитаты: Чибисова М.Ю., Верченова Е.А. Языковая компетентность, развитие группы и социометрический статус иностранных студентов в российском вузе (на примере исследования китайских студентов) // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 93–107. DOI: 10.17759/sps.2017080106

Фрагмент статьи

Мировое образовательное пространство в настоящее время характеризуется активным международным сотрудничеством, направленным на расширение сферы деятельности образовательных учреждений, повышение качества образования за счет обмена знаниями в международной образовательной деятельности.

Литература

  1. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 с.
  2. Арефьев А.Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 54—66.
  3. Афонасенко Е.В. Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая и России: дисс. канд. психол. наук. М., 2004. 229 с.
  4. Васильева Е. Образовательные обмены в сотрудничестве высших школ России и Китая // Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквар- тальной студенческой научной конференции. Т. VII: Материалы седьмой заочной сессии (1—9 марта 2015 г.) Санкт-Петербург: Оргкомитет ежеквартальной студенче- ской научной конференции «Международные гуманитарные связи», 2015. С. 29—36.
  5. Верченова Е.А. О применении социометрии в кросс-культурном исследовании (на материале китайских студентов) // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 3. С. 142—151.
  6. Кондратьев Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости в систе- мах «студент — студент» и «преподаватель — студент» в современном российском вузе: дисс. … канд. психол. наук. М., 2005. 131 с.
  7. Ларин А.Г. Китай и зарубежные китайцы. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008. 94 с.
  8. Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. М.: Вос- точная книга, 2009. 512 с.
  9. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 688 с.
  10. Панасенко Л.П. Влияние академической группы на успешность учения студен- тов: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Л., 1974. 22 c.
  11. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  12. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 1979. 240 с.
  13. Расходчикова М.Н. Взаимосвязь этапов вхождения в ученическую группу и статус- ной позиции старшеклассников и студентов: дисс. … канд. психол. наук. М., 2009. 122 с.
  14. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познава- тельной активности личности: Психологическая служба в вузе. Казань: Изд-во Ка- занского университета, 1981. 240 с.
  15. Рязанцев С.В. Китайская миграция в Россию: тенденции и стратегии регулиро- вания [Электронный ресурс] // Россия в БРИКС brics.mid.ru. 2011. URL:http:// www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/72E2FE67858A3B65C3257859005A82 AD (дата обращения: 10.08.2015).
  16. Сомов М.А. Влияние успеваемости школьника на его положение в системе меж- личностных отношений в классе: дисс. … канд. психол. наук. М., 1984. 135 с.
  17. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2004. 368 с.
  18. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагности- ка развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 339 с.
  19. Цунъин Л. Особенности этнического самосознания современной учащейся моло- дежи Китая: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2006. 269 с.
  20. Чеснокова Н.В. Этнокультурные аспекты адаптации китайских студентов в Рос- сии // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2012. № 1. С. 80—86.
  21. Adeogun A.A., Olisaemeka B.U. Influence of school climate on students’ achievement and teachers’ productivity for sustainable development // US-China education. 2011. Vol. 8. № 4. P. 552—557.
  22. Alfaro R.R., Navarrete R.R. Interactivity in second language via social identity and group cohesiveness // Letras. 2010. Vol. 2. № 48. P. 193—208.
  23. Berry J.W. Acculturation: Living successfully in two cultures // International Journal of Intercultural Relations. 2005. Vol. 29. P. 697—712. doi: 10.1016/j.ijintrel.2005.07.013
  24. Berry J.W. Psychology of acculturation: Understanding individuals moving between cul- tures // Ethnic psychology: Research and practice with immigrants, refugees, Native Peoples, eth- nic groups and sojourners / J.W. Berry. RC. Annis (ed.). Lisse.: Swets and Zeitlinger, 1988. P. 1—40.
  25. Chen X., Kenneth H.R., Li D. Relation between academic achievement and social adjustment: evidence from Chinese children // Developmental psychology. 1997. Vol. 33. № 3. P. 518—525.
  26. Cheung, C.K., Llu, S.C. Acculturation, social integration and school achievement among low-ability seventh graders’ school achievement in Hong Kong // International Journal of Adolescence and Youth. 2000. Vol. 8. № 1. P. 81—108.
  27. Children’s peer relations: Issues in assessment and intervention / Schneider B.H., Ru- bin K.H., Ledingham J.E. (ed.). N. Y.:Springer-Verlag, 1985. 281 p.
  28. Hambleton R.K., Zenisky A.L. Translating and adapting tests for cross-cultural assessments // Cross-Cultural Research Methods in Psychology / D. Matsumoto, F.J.R. van de Vijver (ed.). N.Y.: Cambridge University Press, 2011. P. 46—70. doi: 10.1017/CBO9780511779381.004
  29. Hofstede G., Bond M.H. The confucius Connection: from cultural roots to economic growth // Organizational dynamics. 1988. Vol. 16. № 4. P. 4—21.
  30. Kelo M. The challenges of QA of CBHE: Higher education institutions [Электронный ресурс] // Presentation of the higher education providers survey at the European Re- gional Forum. 2014. URL: http://www.enqa.eu/wp-content/uploads/2014/12/QA- CHE-European-HEI-London_MK.pdf (дата обращения: 13.08.2016).
  31. Miranda A.O, Umhoefer D.L. Depression and social interest differences between La- tinos in dissimilar acculturation stages // Journal of Mental Health Counseling. 1998. Vol. 20. № 2. P. 159—171.
  32. Rubenfeld S., Sinclair L., Clément R., 2007. Second language learning and accultura- tion: The role of motivation and goal content congruence // Canadian Journal of Applied Linguistics. 2007. Vol. 10. № 3. P. 308—322.
  33. Soponaru C., Tincu C., Iorga M. The influence of the sociometric status of students on academic achievement // An international review of the humanities and social sciences. 2014. Vol. 5. Iss 2. P. 149—168.
  34. SupportingandEnhancingtheExperienceofInternationalStudentsintheUK[Электронный ресурс] // The Quality Assurance Agency for Higher Education. 2015. URL: http://www.qaa. ac.uk/en/Publications/Documents/quality-code-B10.pdf (дата обращения: 04.08.2016).
  35. Thapa A., Cohen J., Guffey S., Higgins-D’Alessandro A. A review of school climate research // Review of educational research. 2013. Vol. 83. P. 357—385. doi: 10.3102/0034654313483907.
  36. The Development of the Social and Academic Identities of International Students in Eng- lish speaking Higher Education Institutions [Электронный ресурс] // School of Foundation and English Language Studies. 2014. URL: http://www.bpp.com/delegate/r/content/The- Development-of-the-Social-and-Academic-Identities-of-International-Students-in-English- Speaking-Higher-Education-Institutions.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

Информация об авторах

Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8174-6001, e-mail: marina_jurievna@mail.ru

Верченова Екатерина Андреевна, аспирант, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: katept@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1869
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 616
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0