Факторы, влияющие на социометрический статус ребенка в старшем дошкольном возрасте

228

Аннотация

Цель работы — выявить особенности когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников, которые могут являться определяющими в вопросах принятия ребенка сверстниками, а также его позиции в группе. В результате анализа литературы были выявлены факторы, связанные с социометрическим статусом детей, и те факторы, для которых были получены неоднозначные результаты (прежде всего, речевое развитие). В рамках эмпирического исследования были проведены диагностика речевого развития, сформированности регуляторных функций (с применением субтестов комплекса the NEPSY II), эмоционально-личностного (Test of Emotional Comprehension) и общего интеллектуального развития (цветные прогрессивные матрицы Равена), а также социометрический эксперимент у детей в период их нахождения в подготовительной группе детского сада. В исследовании приняли участие 252 воспитанника подготовительных групп ДОУ г. Москва, в том числе 50,2% мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет (M=83,10, SD=5,74). Было показано, что тремя наиболее значимыми предикторами социальной успешности стали программирование рассказа, понимание эмоций, обусловленных внешними причинами, и когнитивный сдерживающий контроль. Программирование рассказа отражает коммуникативную компетентность ребенка, его способность к построению связного рассказа, тогда как объем словарного запаса не влияет на социальную успешность. Понимание эмоций, обусловленных внешними причинами, является одним из важнейших показателей способности ребенка к распознаванию эмоций, а значит, и к его эмоциональному развитию в целом. Эти результаты свидетельствуют о том, что в той или иной степени на социальную успешность ребенка влияют и регуляторные функции, и эмоциональная компетентность, и уровень речевого развития. Однако различные аспекты перечисленных факторов влияют по-разному. В дальнейшем мы считаем необходимым проследить, насколько будут изменяться факторы, влияющие на социальную успешность детей в младшей школе.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольная образовательная среда, регуляторные функции, речевое развитие, социометрический статус, понимание эмоций

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.402

Финансирование. Исследование выполнено в рамках гранта РНФ № 21-18-00581 «Факторы и эффекты развития речи у детей 6–8 лет в моно- и билингвальной среде».

Для цитаты: Веракса А.Н., Ощепкова Е.С., Асланова М.С., Якупова В.А. Факторы, влияющие на социометрический статус ребенка в старшем дошкольном возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 410–430. DOI: 10.21638/spbu16.2022.402

Литература

Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А., Веракса А. Н. Диагностика уровня развития регуляторных функций в дошкольном возрасте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 2. С. 94–109.

Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А., Веракса А. Н., Якупова В. А. Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 3. С. 293–311. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.306

Ахутина Т. В. (ред.). Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет. М.: В. Секачев; ПБОЮЛ, 2016.

Веракса А. Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014а. № 4. С. 91–101.

Веракса А. Н. Регуляторные функции как показатель познавательного развития ребенка // Народное образование. 2014б. № 3. С. 65–70.

Веракса А. Н., Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А. Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик // Психологический журнал. 2020. T. 41, № 6. C. 108–118. https://doi.org/10.31857/S020595920012593-8

Веракса А. Н., Веракса Н. Е. Взаимосвязь метапознания и регуляторных функций в детстве: культурно-исторический контекст // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2021. № 1. С. 79–113. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.04

Витковская И. М. Обучение младших школьников в совместной деятельности. М.: АСТ, 2000.

Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. С. 21.

Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1986.

Карелина И. О. Проблема взаимосвязи понимания детьми эмоций и социометрического статуса в группе сверстников // Akademicka psychologie. 2020. №. 1. С. 26–31.

Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: cистема личных взаимоотношений. Минск, 1984.

Лауткина С. В., Селезнева И. Н. Взаимосвязь характеристик общения, самооценки и межличностного статуса у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 96–103.

Леонова А. Б., Блинникова И. В., Капица М. С. Трансформация системы когнитивных ресурсов при возрастании эмоциональной напряженности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2019. № 1. С. 69–90. https://doi.org/10.11621/vsp.2019.01.69

Ляхова Е. В. Коммуникативная компетентность дошкольников с разным групповым статусом // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 3. С. 30–32.

Мельникова Н. В., Семеновских Т. В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Шадринск: Исеть, 2003.

Ощепкова Е. С., Бухаленкова Д. А., Якупова В. А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2020. Т. 99, № 3. С. 32–39.

Ощепкова Е. С., Картушина Н. А., Бухаленкова Д. А. Связь развития речи и эмоций у детей дошкольного возраста: теоретический обзор // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2021. № 3. С. 260–287.

Пронина А. Н., Яковлева И. В. Характеристика речевой активности детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2018. № 7 (196). С. 96–102.

Репина Т. А. Психологическая характеристика группы детского сада: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1989.

Смирнова Е., Холмогорова В. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. Литрес, 2022.

Adolphs R. The social brain: neural basis of social knowledge // Annual Review of Psychology. 2009. Vol. 60. P. 693.

Black B. Negotiating social pretend play: Communication differences related to social status and sex // Merrill-Palmer Quarterly. 1992. Vol. 38, no. 2 (April). P. 212–232.

Blandon A. Y., Calkins S. D., Grimm K. J., Keane S. P., O’Brien M. Testing a developmental cascade model of emotional and social competence and early peer acceptance // Development and Psychopathology. 2010. No. 22 (4). P. 737–748.

Buhs E. S., Ladd G. W. Peer rejection as antecedent of young children’s school adjustment: An examination of mediating processes // Developmental psychology. 2001. No. 37 (4). P. 550.

Cillessen A. H. N. Sociometric methods // K. H. Rubin, W. M. Bukowski, B. Laursen (eds). Handbook of peer interactions, relationships, and groups. New York: The Guilford Press, 2009. P. 82–99.

Custrini R., Feldman R. Children’s social competence and nonverbal encoding and decoding of emotions // Journal of Clinical Child Psychology. 1989. No. 18. P. 336–342.

Denham S. Emotional development in young children. New York: Guilford Press, 1998.

Denham S. A., Bassett H. H., Thayer S. K., Mincic M. S., Sirotkin Y. S., Zinsser K. Observing preschoolers’ social-emotional behavior: Structure, foundations, and prediction of early school success // The Journal of genetic psychology. 2012. No. 173 (3). P. 246–278.

Denham S., Blair K., DeMulder E., Levitas J., Sawyer K., Auerbach-Major S., Queenan P. Preschool emotional competence: Pathway to social competence? // Child Development. 2003. No. 74 (1). P. 238–256.

Dodge K. A., Schlundt D. C., Schocken I., Delugach J. D. Social competence and children’s sociometric status: The role of peer group entry strategies // Merrill-Palmer Quarterly. 1983. Vol. 29, no. 3. P. 309–336.

Ellis M. L., Weiss B., Lochman J. E. Executive functions in children: Associations with aggressive behavior and appraisal processing //Journal of abnormal child psychology. 2009. Vol. 37, no. 7. P. 945–956. https://doi.org/10.1007/s10802-009-9321-5

Fink E., Begeer S., Peterson C. C., Slaughter V., de Rosnay M. Friendlessness and theory of mind: A prospective longitudinal study // British Journal of Developmental Psychology. 2015. No. 33 (1). P. 1–17.

Franz D. Z., Gross A. M. Child sociometric status and parent behaviors: An observational study // Behavior Modification. 2001. No. 25 (1). P. 3–20. https://doi.org/10.1177/0145445501251001

Gower A. L., Lingras K. A., Mathieson L. C., Kawabata Y., Crick N. R. The role of preschool relational and physical aggression in the transition to kindergarten: Links with social-psychological adjustment // Early education and development. 2014. No. 25 (5). P. 619–640.

Holmes C., Kim-Spoon J., Deater-Deckard K. Executive function and social interaction: the role of peer stress // Journal of Abnormal Child Psychology. 2016. No. 44. P. 31–42.

Jacobson I. M., McHutchison J. G., Dusheiko G., Di Bisceglie A. M., Reddy K. R., Bzowej N. H., Marcellin P., Muir A. J., Ferenci P., Flisiak R., George J., Rizetto M., Shouval D., Sola R., Terg R. A., Yoshida E. M., Adda N., Bengtsson L., Sankoh A. J., Kieffer T. L., George Sh., Kauffman R. S., Zeuzem S. Telaprevir for previously untreated chronic hepatitis C virus infection // New England Journal of Medicine. 2011. Vol. 364, no. 25. P. 2405–2416.

Korkman M. Applying Luria’s diagnostic principles in the neuropsychological assessment of children // Neuropsychology Review. 1999. Vol. 9 (2). P. 89–105.

Korkman M., Kirk U., Kemp S. L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Harcourt Assessment, 2007.

Kovyazina M., Oschepkova E., Airapetyan Z., Ivanova M., Dedyukina M., Gavrilova M. Executive functions’ impact on vocabulary and verbal fluency among mono- and bilingual preschool-aged children // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. No. 14 (4). P. 66–78. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0405

Ladd G. W., Herald‐Brown S. L., Reiser M. Does chronic classroom peer rejection predict the development of children’s classroom participation during the grade school years? // Child development. 2008. No. 79 (4). P. 1001–1015.

Lancelotta G. X., Vaughn S. Relation between types of aggression and sociometric status: Peer and teacher perceptions // Journal of Educational Psychology. 1989. No. 81 (1). P. 86–90. https://doi.org/10.1037/0022-0663.81.1.86

Lezak M. D. The problem of assessing executive functions // International Journal of Psychology. 1982. No. 17 (1–4). P. 281–297.

McCabe P. C., Altamura M. Empirically valid strategies to improve social and emotional competence of preschool children // Psychology in the Schools. 2011. No. 48 (5). P. 513–540.

McCabe P. C., Meller P. J. The relationship between language and social competence: How language impairment affects social growth // Psychology in the Schools. 2004. No. 41 (3). P. 313–321.

McGuire J. M. Aggression and sociometric status with preschool children // Sociometry. 1973. No. 36 (4). P. 542–549.

Miyake A., Emerson M. J., Friedman N. P. Assessment of executive functions in clinical settings: Problems and recommendations // Seminars in speech and language. 2000. No. 21 (2). P. 0169–0183.

Moreno J. L. The sociometric school and the science of man // Sociometry. 1955. No. 18 (4). P. 15–35.

Morris C. A., Denham S. A., Bassett H. H., Curby T. W. Relations among teachers’ emotion socialization beliefs and practices and preschoolers’ emotional competence // Early Education & Development. 2013. No. 24 (7). P. 979–999.

Mostow A., Izard C., Fine S., Trentacosta C. Modeling emotional, cognitive and, behavioral predictors of peer acceptance // Child Development. 2002. No. 73. P. 1775–1787.

Newcomb A. F., Bukowski W. M., Pattee L. Children’s peer relations: A meta-analytic review of popular, rejected, neglected, controversial, and average sociometric status // Psychological Bulletin. 1993. No. 113 (1). P. 99–128. https://doi.org/10.1037/0033-2909.113.1.99

Ollendick T. H., Weist M. D., Borden M. C., Greene R. W. Sociometric status and academic, behavioral, and psychological adjustment: a five-year longitudinal study // Journal of consulting and clinical psychology. 1992. No. 60 (1). P. 80–87. https://doi.org/10.1037/0022-006X.60.1.80

Palermo F., Hanish L. D., Martin C. L., Fabes R. A., Reiser M. Preschoolers’ academic readiness: What role does the teacher — child relationship play? // Early Childhood Research Quarterly. 2007. No. 22 (4). P. 407–422.

Piaget J. Psychology / Transl. from the French by M. Sturm // The Monist. 1926. Vol. 36, no. 3. P. 430–455.

Pons F., Harris P. L. Test of Emotion Comprehension. Oxford: Oxford University Press, 2000.

Price J. M., Dodge K. A. Reactive and proactive aggression in childhood: Relations to peer status and social context dimensions // Journal of Abnormal Child Psychology. 1989. No. 17 (4). P. 455–471.

Putallaz M. Maternal behavior and children’s sociometric status // Child development. 1987. No. 58 (2). P. 324–340.

Raven J., Raven J. C., Court J. H. Manual for Raven’s Progressive Matrices and Vocabulary Scales. Section 2: The Coloured Progressive Matrices. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1998.

Razza R. A., Blair C. Associations among false-belief understanding, executive function, and social competence: A longitudinal analysis //Journal of Applied Developmental Psychology. 2009. Vol. 30, no. 3. P. 332–343.

Rhoades B. L., Greenberg M. T., Domitrovich C. E. The contribution of inhibitory control to preschoolers’ social — emotional competence // Journal of applied developmental psychology. 2009. No. 30 (3). P. 310–320.

Rosenthal F. Some relationships between sociometric position and language structure of young children // Journal of Educational Psychology. 1957. No. 48 (8). P. 483–497. https://doi.org/10.1037/h0049259

Rubin K. H., Daniels-Beirness T., Hayvren M. Social and social-cognitive correlates of sociometric status in preschool and kindergarten children // Canadian Journal of Behavioural Science / Revue canadienne des sciences du comportement. 1982. No. 14 (4). P. 338–349.

Santos A. J., Vaughn B. E., Peceguina I., Daniel J. R., Shin N. Growth of social competence during the preschool years: A 3‐year longitudinal study // Child Development. 2014. Vol. 85, no. 5. P. 2062–2073.

Slaughter V., Imuta K., Peterson C. C., Henry J. D. Meta‐analysis of theory of mind and peer popularity in the preschool and early school years // Child development. 2015. No. 86 (4). P. 1159–1174.

Spies T. G., Xu Yu. Scaffolded academic conversations: Access to 21st-Century collaboration and communication skills // Intervention in School and Clinic. 2018. No. 54 (1). P. 22–30.

Spinrad T. L., Stifter C. A., Donelan‐McCall N., Turner L. Mothers’ regulation strategies in response to toddlers’ affect: Links to later emotion self‐regulation // Social Development. 2004. No. 13 (1). P. 40–55.

Spivak A. L., Farran D. C. Predicting first graders’ social competence from their preschool classroom interpersonal context // Early Education and Development. 2016. No. 27 (6). P. 735–750.

Trentacosta C. J., Fine S. E. Emotion knowledge, social competence, and behavior problems in childhood and adolescence: A meta-analytic review // Social Development. 2010. No. 19 (1). P. 1–29.

Veraksa A., Almazova O., Bukhalenkova D. Studying executive functions in senior preschoolers // PsyCh Journal. 2020. No. 9 (1). P. 144–146.

Veraksa N., Veraksa A., Gavrilova M., Bukhalenkova D., Tarasova K. The Russian version of the test of emotion comprehension: Adaptation and validation for use in preschool children psychology // Journal of Higher School of Economics. 2021. No. 18 (1). P. 56–70.

van der Wilt F., Froehlich D. E., van der Veen C. The Role of Language Competence in Building Peer Relationships in Early Childhood: A Social Network Perspective // Studia paedagogica. 2021. No. 26 (2). P. 11–29.

van der Wilt F., van der Veen C., van Kruistum C., van Oers B. Popular, rejected, neglected, controversial, or average: Do young children of different sociometric groups differ in their level of oral communicative competence? // Social Development. 2018. No. 27. P. 793–807. https://doi.org/10.1111/sode.12316

Zelazo P. D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): A method of assessing executive function in children / /Nature protocols. 2006. Vol. 1, no. 1. P. 297–301.

Zorza J., Marino J., De Lemus S., Acosta Mesas A. Academic performance and social competence of adolescents: Predictions based on effortful control and empathy // The Spanish Journal of Psychology. 2013. No. 16. P. E87. https://doi.org/10.1017/sjp.2013.87

Информация об авторах

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Ощепкова Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6199-4649, e-mail: oshchepkova_es@iling-ran.ru

Асланова Маргарита Сергеевна, Младший научный сотрудник, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3150-221X, e-mail: simomargarita@yandex.ru

Якупова Вера Анатольевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9472-8283, e-mail: vera.a.romanova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 186
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 228
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 26