Рецензия на учебно-методическое пособие «Управление конфликтами в образовательной среде: теория и практика». Астрахань, Издательский дом «Астраханский университет», 2019. 146 с.

214

Аннотация

Рецензируемое учебно-методическое пособие отражает степень разработанности в современной конфликтологии проблемы управления конфликтами в образовании, включая анализ конфликтов в поликультурной среде школы. Авторы предлагают большое количество инновационных методов и способов, эвристических заданий и техник по исследованию, разрешению и профилактике конфликтов в образовательных учреждениях разного уровня, что позволяет использовать материалы учебного пособия для формирования конфликтологической компетентности, а также при подготовке и проведении лекционно- практических занятий по конфликтологии, социальной и педагогической психологии.

Общая информация

Ключевые слова: исследование, прогнозирование и профилактика конфликтов, управление конфликтами в образовательной среде, конфликтологическая компетентность субъектов образования

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: рецензия

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110212

Для цитаты: Водопьянова Н.Е. Рецензия на учебно-методическое пособие «Управление конфликтами в образовательной среде: теория и практика». Астрахань, Издательский дом «Астраханский университет», 2019. 146 с. // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 200–203. DOI: 10.17759/sps.2020110212

Полный текст

Учебно-методическое пособие «Управление конфликтами в образовательной среде: теория и практика» вышло в свет в Издательском доме «Астраханский университет» в 2019 году. Оно написано коллективом преподавателей факультета психологии Астраханского государственного университета и адресовано студентам-конфликтологам, посредникам в урегулировании конфликтов, медиаторам, школьным учителям и педагогам-психологам, администрации образовательных учреждений, преподавателям вузов и ссузов, а также другим специалистам, заинтересованным в упреждении, разрешении и профилактике конфликтов между всеми участниками образовательного процесса.

Следует отметить актуальность данной работы, продолжающей ряд научно­практических публикаций по проблемам конфликтов в социуме. Интересен общий замысел пособия, которое хорошо структурировано.

Так, в Главе 1 «Понимание конфликта в современной науке» рассматриваются виды, типы, структура и функции конфликта; отдельное внимание отводится функциональным возможностям конфликтов в образовательной среде; наглядно и с пояснениями представлена динамика конфликта — конструктивного и деструктивного; рассказывается о традиционных и инновационных методах исследования конфликтов, среди которых разбирается диаграмма Исикавы.

Следует заметить, что каждая глава пособия заканчивается контрольными вопросами и заданиями. Например, в конце первой главы приводятся контрольные вопросы, которые посвящены теоретическим основам исследования конфликта; здесь описаны практические ситуационные задачи, решение которых способствует пониманию этапов развития конфликтов, встречающихся в образовательной сфере, типичных причин и нетипичных инцидентов, а также кон- фликтогенов, знание которых может служить упреждению конфликтов между участниками образовательного процесса. Приводятся также «Карты конфликтов» для трех и более участников с примерами их анализа для такой распространенной в школе проблемы, как «опоздание на урок», и для актуальной проблемы современного образования — «качество подготовки специалистов».

Социальная психология и общество. 2020 г. Том 11. № 2

Глава 2 «Методы управления конфликтами в образовательной среде» содержит параграфы о прогнозировании, профилактике и предотвращении конфликтов в образовательной среде, об урегулировании трудовых конфликтов и разрешении межличностных конфликтов в образовательных учреждениях.

В данной главе подчеркивается, что педагоги, родители и дети должны знать о таких конфликтных явлениях школьной жизни, как моббинг и буллинг, поскольку эти виды травли, физического и психологического насилия со стороны одних одноклассников по отношению к другим приводят к появлению аутсайдеров, что усиливает конфликтность между детьми и делает жизнь изгоев невыносимой.

Достоинством второй главы является описание направлений первичной, вторичной и третичной профилактики конфликтов в образовательной среде. Приводятся правила успешного общения в конфликте, а также этапы его разрешения при помощи посредника и медиатора (следует заметить, что таких специалистов для системы образования и социальной сферы готовят в магистратуре Астраханского государственного университета).

Внимания преподавателей и других работников системы образования заслуживает описание креативной игры «Счастливый случай», по итогам которой у обучающихся студентов можно выявить уровень творческой переработки изученного материала, а у кадров, повышающих свою квалификацию, — креативный потенциал на основе переосмысления имеющегося практического опыта работы.

Среди форм контроля знаний студентов следует отметить 8 практико-ориентированных заданий, позволяющих на основе приведенных авторами примеров научиться оценивать характер конфликта, давать тот или иной прогноз его развитию, планировать оптимальное решение по его урегулированию. Здесь же авторы предлагают читателям выполнить тест, направленный на изучение конструктивности мотивации и степени выраженности стратегий поведения в конфликте. Интересным и полезным является также разработанный авторами пособия тест, позволяющий осуществить контроль остаточных знаний по пройденным разделам и темам.

Глава 3 «Формирование конфликтоло­гической компетентности субъектов образования» интересна тем, что коллектив авторов стремится донести до читателей идею о необходимости формирования кон­фликтологической компетентности педагогов и школьников с учетом полиэтниче­ского контингента в системе образования Астраханского региона и общества в целом, что очень важно в ситуации миграции населения, взаимовлияния национальных и конфессиональных мировоззрений.

Авторы пособия предлагают различные формы практической работы по формированию конфликтологической компетентности, чтобы от низкого ее уровня — интуитивного — субъекты образования перешли к высокому — продуктивному. Для реализации этой важной задачи предлагаются такие методы и способы, как диагностические, информационные, личностного развития, коллективного взаимодействия и прогностические. Особое внимание уделяется методам игры, брейнсторминга, группового и арт-терапевтического тренинга, позволяющим неудачи в общении и взаимодействии разными путями перевести в ресурс развития потенциалов личности, коммуникативно и конфликтологически компетентной.

Заслуживает особого внимания библиографический список, сопровождающий каждую главу рецензируемого пособия. Он содержит источники, ставшие уже «классическими», а также ссылки на современные интернет-ресурсы, на диссертационные работы, касающиеся проблем, связанных с исследованием конфликтов в современных реалиях.

Хочется отметить хорошее полиграфическое оформление пособия, которое делает чтение его содержания наглядным, удобным и доступным для понимания людьми, которые не обучаются по программе или специальности «Конфликтология», но хотят знать о достижениях этой прикладной науки с целью упреждения и конструктивного разрешения конфликтов, с которыми связана наша жизнь в окружающем мире, а теперь уже и в интернет-пространстве.

В Заключении авторы пособия справедливо полагают, что дополненному переизданию данного проекта может служить научная коллаборация с учеными из других вузов, ведущих подготовку конфликтологов и медиаторов для российских учреждений и организаций.

Считаю, что главное достоинство учебно-методического пособия состоит в том, что имеющийся в нем контент позволяет формировать конфликтологи­ческую компетентность, необходимую каждому современному человеку, заинтересованному в мирном сосуществовании со всеми субъектами социума.

Литература

1.                   Управление конфликтами в образовательной среде: теория и практика: Учебно- методическое пособие / Н.Г. Брюхова [и др.] / Под ред. Н.В. Майсак, Л.В. Тимашевой, Д.А. Яковец. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2019. 146 с.

Информация об авторах

Водопьянова Наталия Евгеньевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности, Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9751-913X, e-mail: vodop@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 570
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 214
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4