Социальная психология и общество
2022. Том 13. № 2. С. 209–215
doi:10.17759/sps.2022130214
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Онтологическая неопределенность и отношения «нелюбви» Рецензия на книгу Е. Иллуз «Почему любовь уходит? Социология негативных отношений». Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2022. 352 с.
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: любовь, сексуальность, свобода, негативный выбор, онтологическая неопределенность, сексуальное обесценивание, независимость, привязанность
Рубрика издания: Критика и библиография
Тип материала: рецензия
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130214
Получена: 20.04.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Белинская Е.П. Онтологическая неопределенность и отношения «нелюбви» Рецензия на книгу Е. Иллуз «Почему любовь уходит? Социология негативных отношений». Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2022. 352 с. // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. С. 209–215. DOI: 10.17759/sps.2022130214
Полный текст
Почему любовь уходит? Почему на фоне взлета романтических чувств, после всех сомнений выбора, перипетий опыта повседневного партнерства, попыток преодоления разногласий (как самостоятельных: через «практики осознанности», «работу над отношениями» и «отстаивание личных границ», так и оснащенных профессиональной психологической и психотерапевтической помощью) любовь-таки уходит, оставляя нас на пепелище негативных межличностных отношений, отношений «нелюбви»? От чего или кого это зависит? И что нам всем дальше делать?
Вышедшая на языке оригинала в 2018 году книга «Почему любовь уходит? Социология негативных отношений» известного социолога Евы Иллуз продолжает исследование социологических и психологических противоречий современных партнерских отношений, начало которого было представлено в ее знаменитой книге «Почему любовь ранит? Социологическое объяснение», уже рецензированной в журнале [1]. Однако, хотя данный анализ «уходящей любви» в определенной степени является логическим продолжением поиска возможных причин «любовных ран», содержательно новая книга Е. Иллуз является не только и не столько продолжением, сколько новым поворотом в анализе актуальной социальной реальности — эпохи уже не постмодерна, а пост-постмодерна, задающей новые основания экономической и политической власти/подчинения в социальных общностях и, соответственно, новую феноменологию психического для каждого из нас. Автор подчеркивает, что хотя, как и ранее, одним из центральных сюжетов ее научного интереса (впрочем, как и многих других социологов, начиная с Э. Дюркгейма) является изучение распада социальных отношений и отсутствия оснований солидаризации в любых социальных общностях, современные проявления аномии и отчуждения, будучи следствием «распада близких и интимных связей (воображаемых и/или реальных), глубоко связаны с ростом социальных сетей, реальных или виртуальных, с технологиями и мощным экономическим механизмом предоставления советов и оказания помощи» [3, с. 341].
Отметим, что сама по себе мысль о влиянии «технологизации» и «виртуализации» повседневности, а также о воздействии «психотерапевтического поворота» на социально-психологические реалии (в частности, на практику межличностных отношений) сегодня уже достаточно распространена1. Интересной же, на наш взгляд, является попытка Е. Иллуз связать эти новые реалии с метаморфозами социальных ценностей, прежде всего — ценности свободы, которая «слишком широкий термин… она включает в себя и, возможно, скрывает различные логики» [3, с. 339]. По сути, новая книга (помимо феноменологического анализа «нелюбви», негативного выбора в виде отказа от близости и т.п.) является попыткой ответа на фундаментальный и одновременно парадоксально звучащий вопрос: как современная трактовка ценности свободы становится способом усиления старых отношений власти и подчинения? И в этом смысле данная книга, конечно же, не про любовь или ее отсутствие — она про амбивалентное бегство человека от/к свободе в условиях нарастающей онтологической неопределенности.
Подчеркнем, что, как и ранее, автор основывает свой анализ на богатом культурологическом, социологическом и психологическом материале, а также собственных исследованиях (преимущественно — методом глубинных интервью, взятых у женщин-респондентов в разных европейских странах), и потому итоговые ответы имеют трансдисциплинарную доказательную базу. Складывающаяся картина современной феноменологии отчуждения в межличностных отношениях не только содержательно полна и интересна, но структурно стройна и логична; она наглядно демонстрирует возможности разноуровневого анализа проблемы: от социально-философского до психолого-практического. И потому эта книга, несомненно, будет интересна широкому кругу специалистов (прежде всего социологам, психологам, культурологам), а в максимальной степени — социальным психологам, чья традиционная «оптика междисциплинарности» в сочетании с современной приверженностью принципам социального конструкционизма представляется в наибольшей степени соответствующей авторской позиции2. Более широкий читатель, особенно принадлежащий к молодому поколению, также, как представляется, не обойдет ее своим вниманием — хотя бы в силу очень узнаваемых реалий партнерских отношений, сегодня постоянно балансирующих между поиском столь желаемой близости и отказом от всех и всяческих обязательств. Конечно, как и в случае предшествующего анализа «ран любви», авторское изучение «нелюбви», возможно, вызовет неоднозначное отношение у психотерапевтического сообщества: Е. Иллуз напрямую связывает все большее распространение «негативного социального выбора» с развитием индустрии психологической помощи. Последняя, с ее точки зрения, сначала абсолютизировала в общественном сознании ценность человеческой свободы (как свободы любого выбора, самореализации в индивидуально выбранном направлении, внимания исключительно к своему внутреннему миру чувств), а затем позволила «щупальцам скопического3 капитализма захватить власть и в сфере нашей деятельности, и в нашем воображении, чтобы помочь справиться с многочисленными эмоциональными и психическими нарушениями, которые она же и создает» [3, с. 10].
Выбирая в качестве центральной темы книги все большее отсутствие любви в повседневной жизни нашего современника (последовательно изучая «нелюбовь» как процесс, чувство и событие), Е. Иллуз показывает, что экономические, социальные, психологические факторы негативного выбора, на индивидном уровне выступающие в виде «ухода от близости» с кем бы то ни было, переплетаются друг с другом в сфере сексуальных отношений, образуя своего рода воронку, некий порочный круг взаимозависимых причин и следствий, в котором «свобода для» превращается в «свободу от» и обратно, не только не достигая «свободы во имя», но отменяя само понятие свободы. И заметим, что хотя, как и в первой книге, автор преимущественно обращается к анализу женского переживания этой новой странной «свободы», ее итоговые рассуждения далеки от жесткой гендерной оптики — ведь актуальная тотальная онтологическая неопределенность затрагивает всех, а потому субъект ее переживания и проживания не имеет гендерной принадлежности.
Автор строит свой анализ вокруг трех содержательных дихотомий: выявления характеристик социальной определенности/неопределенности («Глава 2. Сватовство и ухаживание в прошлом, социальная определенность и рост негативных отношений», «Глава 4. Скопический капитализм и рост онтологической неопределенности»), выделения особенностей позитивного/негативного выбора («Глава 1. Отсутствие любви», «Глава 5. Свобода с многочисленными ограничениями») и описания содержания современной сексуальности/сексуального обесценивания («Глава 3. Секс, вводящий в заблуждение», «Глава 6. Развод как негативные отношения»). Собственно, на их взаимных пересечениях и проявляется феноменология той «новой свободы», которая оказывается полна непримиримых противоречий.
Отметим, что самостоятельной темой книги является рассмотрение вопроса о том, как указанные противоречия проявляются и поддерживаются в современном мире новых информационных технологий. Так, например, в Твиттере бесконечные возможности и легкость как выбора романтических партнеров, так и отказа без объяснения причин определяют эмоциональное отчуждение в созданных на этой основе межличностных отношениях. Последнее, в свою очередь, приводит к отсутствию взаимных обязательств и долженствований при любой длительности отношений, а также подразумевает невозможность моральной оценки тех или иных вариантов социального поведения в случае их разрыва. Переход всех видов сексуального поведения из реальности в виртуальность приводит, по мысли автора, к тому, что поиск партнеров превращается в сугубо личное стремление к выбору, удовлетворению потребностей и совершенствованию собственной индивидуальности, слегка напоминающее покупку новой одежды: «товаров много и они легко доступны… поэтому, если вы встречаете кого-то в реальной жизни, вы также можете “примерить” его на некоторое время, а затем вернуть обратно на полку без объяснения причин» [3, с. 261]. Е. Иллуз подчеркивает, что разрыв партнерских взаимодействий стал одним из элементов повседневной жизни до такой степени, что многим или большинству отношений изначально свойственно предчувствие их конца, — «и это, как теперь уже очевидно, прежде всего относится к дивному новому миру интернет-знакомств, где люди обычно не отвечают на телефонные звонки, не приходят на встречи, прерывают переписку без объяснения причин, резко уходят со свидания и неожиданно прекращают отношения» [3, с. 258].
Подобный опыт взаимодействия в интимной сфере не проходит для человека бесследно — новые переживания порождают и новые личностные особенности: поведенческую гибкость и когнитивную многофункциональность, устойчивость к риску и неудачам, самостоятельность и независимость в принятии решений, а заодно и новые варианты психологической защиты собственного достоинства и самоценности, среди которых ведущее место занимают отказ от глубоких чувств, эмоциональная холодность и недоверие ко всему и вся. И тем самым свобода личного выбора превращается в свободу отвергать других. Подчеркнем при этом, что подобные метаморфозы свободного выбора на социально-психологическом уровне, в сфере межличностных отношений Е. Иллуз связывает с трансформациями ценности свободы в социальном плане: рынок как один из институтов свободы не только способствует рациональности производства и потребления, расширяя отношения товарообмена в разные области человеческого существования (в том числе и в область психического), но и создает «мучительную неопределенность в отношении правил и природы взаимодействий, а также неуверенность в отношении собственной и чужой ценности» [3, с. 344]4.
Очевидно, что обращение к новой работе Е. Иллуз может не только расширить кругозор читателя, задавая максимально разнообразные рамки анализа проблемы отчуждения в современной социальной ситуации, но и ввергнуть его в изрядный пессимизм. Современный мир онтологической неопределенности заставляет нас в полной мере столкнуться с собственной мотивационной «спутанностью», т.е. невозможностью точно сформулировать, чего я хочу и кто я в тех или иных отношениях. Наша растерянность перед исчезновением, нередко насильственным и потому не зависящим от нас, многих и многих оснований для социального признания неизбежно приводит к неспособности каждого отрефлексировать, что сегодня составляет основу его личного чувства собственной значимости. Наш добровольно-вынужденный отказ от нравственных оценок своего и чужого социального поведения переживается как крушение собственных и социальных идеалов. И да — в таком мире трудно сохранять надежду.
Но занимая демонстративно нейтральную, подчеркнуто исследовательскую позицию5, Е. Иллуз, тем не менее, дает нам шанс. А именно — размышляя в заключении о современных метаморфозах свободы, все более понимаемой как «нелюбовь», она обращается к понятию солидарности. Конечно, «свобода сама по себе не может обеспечить социальную активность» для достижения солидарных, подлинно человеческих отношений — хотя бы потому, что «требует очень высокой психической цены от социальных субъектов» [3, с. 347]. По словам Е. Иллуз, она «нуждается в ритуалах» для достижения социальной солидарности — прежде всего, в признании ценности жизни как таковой. Которая сегодня слишком сложна, чтобы справиться с ней в одиночку.
________________________________________
1 См., например, новую интересную работу коллектива авторов [4].
2 К сожалению, отсутствие в книге итоговой библиографии и наличие только постраничных ссылок на источники не только затрудняет чтение, но и создает трудности общей оценки и «присвоения» использованного автором научного аппарата.
3 Опуская в рецензии детально представленные в книге характеристики скопического капитализма как новой формы капиталистической формации, отметим, что его основную особенность автор видит в насильственном изменении интимных отношений: «Сексуальность и любовь теперь преимущественно являются областью воспроизводства потребительского капитализма и оттачивания навыков уверенности в собственных силах и самостоятельности, востребованных и практикуемых повсеместно» [3, с. 338]. Иными словами, сущность скопического капитализма составляет обесценивание сексуальности и эмоционально близких партнерских отношений, имеющее экономическую и социальную детерминацию.
4 С этой точки зрения наиболее яркой иллюстрацией близости психологического содержания современных производственных и сексуальных отношений, безусловно, является параграф с выразительным названием «Свидание как оценочное собеседование» [3, с. 181—184].
5 «Я выступаю не за и не против случайного секса, не за и не против долгосрочных обязательств. Моя цель в описании различных способов, с помощью которых присвоение сексуального тела скопическим капитализмом преобразует индивидуальность, чувство собственного достоинства и правила формирования отношений» [3, с. 346].
Литература
- Белинская Е.П. Парадоксы эпохи эмоциональной неопределенности. Рецензия на книгу Е. Иллуз «Почему любовь ранит? Социологическое объяснение». Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020. 400 с. // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 204—208. DOI:10.17759/sps.2020110213
- Иллуз Е. Почему любовь ранит? Социологическое объяснение / Пер. с нем. С.В. Сидоровой. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020. 400 с.
- Иллуз Е. Почему любовь уходит? Социология негативных отношений / Пер. с нем. С.В. Сидоровой. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2022. 352 с.
- Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности / Под ред. П. Аронсон. М.: Индивидуум, 2022. 288 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 622
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 268
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3