Онтологическая неопределенность и отношения «нелюбви» Рецензия на книгу Е. Иллуз «Почему любовь уходит? Социология негативных отношений». Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2022. 352 с.

263

Аннотация

Рецензируемая книга представляет социологический взгляд на современную динамику партнерских отношений и является содержательным продолжением вышедшей ранее работы автора «Почему любовь ранит? Социологическое объяснение» (2020), зафиксировавшей на обшир-ном теоретическом и эмпирическом материале основной парадокс повседневной жизни нашего современника — наличие высокой ценности любовных отношений для самоидентификации и одновременно крайне слабую выраженность самого чувства любви в силу нарастающей эмоцио-нальной холодности и отчуждения в межличностных отношениях. И потому закономерно, что теперь в фокусе внимания оказываются актуальные социальные и психологические причины избегания любви как таковой, а также поиск ответов на вопрос о том, как и почему следование ценностям свободы выбора партнера превратилось в требования свободы выхода из отношений близости, утверждая фактическое отсутствие любви. С точки зрения Е. Иллуз, в основе подобной трансформации, задающей на индивидуальном уровне переживание постоянного конфликта между независимостью и привязанностью, лежит так называемая «негативная социальность»: нарастающая онтологическая неопределенность как ведущее переживание нашего современника в своей основе имеет жизнь в обществе, управляемом сексуальной свободой. Тем самым формирование негативных партнерских отношений без обязательств (отношений «нелюбви») при всей интимности своей психологической феноменологии оказывается закономерным следствием современных социальных процессов: динамики потребления в условиях информационного общества, атомизации общественной структуры, социального обесценивания женского тела и сексуальности.

Общая информация

Ключевые слова: любовь, сексуальность, свобода, негативный выбор, онтологическая неопределенность, сексуальное обесценивание, независимость, привязанность

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: рецензия

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130214

Получена: 20.04.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Белинская Е.П. Онтологическая неопределенность и отношения «нелюбви» Рецензия на книгу Е. Иллуз «Почему любовь уходит? Социология негативных отношений». Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2022. 352 с. // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. С. 209–215. DOI: 10.17759/sps.2022130214

Полный текст

Почему любовь уходит? Почему на фоне взлета романтических чувств, после всех сомнений выбора, перипетий опыта повседневного партнерства, попыток преодоления разногласий (как самостоятельных: через «практики осознанности», «работу над отношениями» и «отстаивание личных границ», так и оснащенных профессиональной психологической и психотерапевтической помощью) любовь-таки уходит, оставляя нас на пепелище негативных межличностных отношений, отношений «нелюбви»? От чего или кого это зависит? И что нам всем дальше делать?

Вышедшая на языке оригинала в 2018 году книга «Почему любовь уходит? Социология негативных отношений» известного социолога Евы Иллуз продолжает исследование социологических и психологических противоречий современных партнерских отношений, начало которого было представлено в ее знаменитой книге «Почему любовь ранит? Социологическое объяснение», уже рецензированной в журнале [1]. Однако, хотя данный анализ «уходящей любви» в определенной степени является логическим продолжением поиска возможных причин «любовных ран», содержательно новая книга Е. Иллуз является не только и не столько продолжением, сколько новым поворотом в анализе актуальной социальной реальности — эпохи уже не постмодерна, а пост-постмодерна, задающей новые основания экономической и политической власти/подчинения в социальных общностях и, соответственно, новую феноменологию психического для каждого из нас. Автор подчеркивает, что хотя, как и ранее, одним из центральных сюжетов ее научного интереса (впрочем, как и многих других социологов, начиная с Э. Дюркгейма) является изучение распада социальных отношений и отсутствия оснований солидаризации в любых социальных общностях, современные проявления аномии и отчуждения, будучи следствием «распада близких и интимных связей (воображаемых и/или реальных), глубоко связаны с ростом социальных сетей, реальных или виртуальных, с технологиями и мощным экономическим механизмом предоставления советов и оказания помощи» [3, с. 341].

Отметим, что сама по себе мысль о влиянии «технологизации» и «виртуализации» повседневности, а также о воздействии «психотерапевтического поворота» на социально-психологические реалии (в частности, на практику межличностных отношений) сегодня уже достаточно распространена1. Интересной же, на наш взгляд, является попытка Е. Иллуз связать эти новые реалии с метаморфозами социальных ценностей, прежде всего — ценности свободы, которая «слишком широкий термин… она включает в себя и, возможно, скрывает различные логики» [3, с. 339]. По сути, новая книга (помимо феноменологического анализа «нелюбви», негативного выбора в виде отказа от близости и т.п.) является попыткой ответа на фундаментальный и одновременно парадоксально звучащий вопрос: как современная трактовка ценности свободы становится способом усиления старых отношений власти и подчинения? И в этом смысле данная книга, конечно же, не про любовь или ее отсутствие — она про амбивалентное бегство человека от/к свободе в условиях нарастающей онтологической неопределенности.

Подчеркнем, что, как и ранее, автор основывает свой анализ на богатом культурологическом, социологическом и психологическом материале, а также собственных исследованиях (преимущественно — методом глубинных интервью, взятых у женщин-респондентов в разных европейских странах), и потому итоговые ответы имеют трансдисциплинарную доказательную базу. Складывающаяся картина современной феноменологии отчуждения в межличностных отношениях не только содержательно полна и интересна, но структурно стройна и логична; она наглядно демонстрирует возможности разноуровневого анализа проблемы: от социально-философского до психолого-практического. И потому эта книга, несомненно, будет интересна широкому кругу специалистов (прежде всего социологам, психологам, культурологам), а в максимальной степени — социальным психологам, чья традиционная «оптика междисциплинарности» в сочетании с современной приверженностью принципам социального конструкционизма представляется в наибольшей степени соответствующей авторской позиции2. Более широкий читатель, особенно принадлежащий к молодому поколению, также, как представляется, не обойдет ее своим вниманием — хотя бы в силу очень узнаваемых реалий партнерских отношений, сегодня постоянно балансирующих между поиском столь желаемой близости и отказом от всех и всяческих обязательств. Конечно, как и в случае предшествующего анализа «ран любви», авторское изучение «нелюбви», возможно, вызовет неоднозначное отношение у психотерапевтического сообщества: Е. Иллуз напрямую связывает все большее распространение «негативного социального выбора» с развитием индустрии психологической помощи. Последняя, с ее точки зрения, сначала абсолютизировала в общественном сознании ценность человеческой свободы (как свободы любого выбора, самореализации в индивидуально выбранном направлении, внимания исключительно к своему внутреннему миру чувств), а затем позволила «щупальцам скопического3 капитализма захватить власть и в сфере нашей деятельности, и в нашем воображении, чтобы помочь справиться с многочисленными эмоциональными и психическими нарушениями, которые она же и создает» [3, с. 10].

Выбирая в качестве центральной темы книги все большее отсутствие любви в повседневной жизни нашего современника (последовательно изучая «нелюбовь» как процесс, чувство и событие), Е. Иллуз показывает, что экономические, социальные, психологические факторы негативного выбора, на индивидном уровне выступающие в виде «ухода от близости» с кем бы то ни было, переплетаются друг с другом в сфере сексуальных отношений, образуя своего рода воронку, некий порочный круг взаимозависимых причин и следствий, в котором «свобода для» превращается в «свободу от» и обратно, не только не достигая «свободы во имя», но отменяя само понятие свободы. И заметим, что хотя, как и в первой книге, автор преимущественно обращается к анализу женского переживания этой новой странной «свободы», ее итоговые рассуждения далеки от жесткой гендерной оптики — ведь актуальная тотальная онтологическая неопределенность затрагивает всех, а потому субъект ее переживания и проживания не имеет гендерной принадлежности.

Автор строит свой анализ вокруг трех содержательных дихотомий: выявления характеристик социальной определенности/неопределенности («Глава 2. Сватовство и ухаживание в прошлом, социальная определенность и рост негативных отношений», «Глава 4. Скопический капитализм и рост онтологической неопределенности»), выделения особенностей позитивного/негативного выбора («Глава 1. Отсутствие любви», «Глава 5. Свобода с многочисленными ограничениями») и описания содержания современной сексуальности/сексуального обесценивания («Глава 3. Секс, вводящий в заблуждение», «Глава 6. Развод как негативные отношения»). Собственно, на их взаимных пересечениях и проявляется феноменология той «новой свободы», которая оказывается полна непримиримых противоречий.

Отметим, что самостоятельной темой книги является рассмотрение вопроса о том, как указанные противоречия проявляются и поддерживаются в современном мире новых информационных технологий. Так, например, в Твиттере бесконечные возможности и легкость как выбора романтических партнеров, так и отказа без объяснения причин определяют эмоциональное отчуждение в созданных на этой основе межличностных отношениях. Последнее, в свою очередь, приводит к отсутствию взаимных обязательств и долженствований при любой длительности отношений, а также подразумевает невозможность моральной оценки тех или иных вариантов социального поведения в случае их разрыва. Переход всех видов сексуального поведения из реальности в виртуальность приводит, по мысли автора, к тому, что поиск партнеров превращается в сугубо личное стремление к выбору, удовлетворению потребностей и совершенствованию собственной индивидуальности, слегка напоминающее покупку новой одежды: «товаров много и они легко доступны… поэтому, если вы встречаете кого-то в реальной жизни, вы также можете “примерить” его на некоторое время, а затем вернуть обратно на полку без объяснения причин» [3, с. 261]. Е. Иллуз подчеркивает, что разрыв партнерских взаимодействий стал одним из элементов повседневной жизни до такой степени, что многим или большинству отношений изначально свойственно предчувствие их конца, — «и это, как теперь уже очевидно, прежде всего относится к дивному новому миру интернет-знакомств, где люди обычно не отвечают на телефонные звонки, не приходят на встречи, прерывают переписку без объяснения причин, резко уходят со свидания и неожиданно прекращают отношения» [3, с. 258].

Подобный опыт взаимодействия в интимной сфере не проходит для человека бесследно — новые переживания порождают и новые личностные особенности: поведенческую гибкость и когнитивную многофункциональность, устойчивость к риску и неудачам, самостоятельность и независимость в принятии решений, а заодно и новые варианты психологической защиты собственного достоинства и самоценности, среди которых ведущее место занимают отказ от глубоких чувств, эмоциональная холодность и недоверие ко всему и вся. И тем самым свобода личного выбора превращается в свободу отвергать других. Подчеркнем при этом, что подобные метаморфозы свободного выбора на социально-психологическом уровне, в сфере межличностных отношений Е. Иллуз связывает с трансформациями ценности свободы в социальном плане: рынок как один из институтов свободы не только способствует рациональности производства и потребления, расширяя отношения товарообмена в разные области человеческого существования (в том числе и в область психического), но и создает «мучительную неопределенность в отношении правил и природы взаимодействий, а также неуверенность в отношении собственной и чужой ценности» [3, с. 344]4.

Очевидно, что обращение к новой работе Е. Иллуз может не только расширить кругозор читателя, задавая максимально разнообразные рамки анализа проблемы отчуждения в современной социальной ситуации, но и ввергнуть его в изрядный пессимизм. Современный мир онтологической неопределенности заставляет нас в полной мере столкнуться с собственной мотивационной «спутанностью», т.е. невозможностью точно сформулировать, чего я хочу и кто я в тех или иных отношениях. Наша растерянность перед исчезновением, нередко насильственным и потому не зависящим от нас, многих и многих оснований для социального признания неизбежно приводит к неспособности каждого отрефлексировать, что сегодня составляет основу его личного чувства собственной значимости. Наш добровольно-вынужденный отказ от нравственных оценок своего и чужого социального поведения переживается как крушение собственных и социальных идеалов. И да — в таком мире трудно сохранять надежду.

Но занимая демонстративно нейтральную, подчеркнуто исследовательскую позицию5, Е. Иллуз, тем не менее, дает нам шанс. А именно — размышляя в заключении о современных метаморфозах свободы, все более понимаемой как «нелюбовь», она обращается к понятию солидарности. Конечно, «свобода сама по себе не может обеспечить социальную активность» для достижения солидарных, подлинно человеческих отношений — хотя бы потому, что «требует очень высокой психической цены от социальных субъектов» [3, с. 347]. По словам Е. Иллуз, она «нуждается в ритуалах» для достижения социальной солидарности — прежде всего, в признании ценности жизни как таковой. Которая сегодня слишком сложна, чтобы справиться с ней в одиночку.

________________________________________

1 См., например, новую интересную работу коллектива авторов [4].

2 К сожалению, отсутствие в книге итоговой библиографии и наличие только постраничных ссылок на источники не только затрудняет чтение, но и создает трудности общей оценки и «присвоения» использованного автором научного аппарата.

3 Опуская в рецензии детально представленные в книге характеристики скопического капитализма как новой формы капиталистической формации, отметим, что его основную особенность автор видит в насильственном изменении интимных отношений: «Сексуальность и любовь теперь преимущественно являются областью воспроизводства потребительского капитализма и оттачивания навыков уверенности в собственных силах и самостоятельности, востребованных и практикуемых повсеместно» [3, с. 338]. Иными словами, сущность скопического капитализма составляет обесценивание сексуальности и эмоционально близких партнерских отношений, имеющее экономическую и социальную детерминацию.

4 С этой точки зрения наиболее яркой иллюстрацией близости психологического содержания современных производственных и сексуальных отношений, безусловно, является параграф с выразительным названием «Свидание как оценочное собеседование» [3, с. 181—184].

5 «Я выступаю не за и не против случайного секса, не за и не против долгосрочных обязательств. Моя цель в описании различных способов, с помощью которых присвоение сексуального тела скопическим капитализмом преобразует индивидуальность, чувство собственного достоинства и правила формирования отношений» [3, с. 346].

Литература

  1. Белинская Е.П. Парадоксы эпохи эмоциональной неопределенности. Рецензия на книгу Е. Иллуз «Почему любовь ранит? Социологическое объяснение». Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020. 400 с. // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 204—208. DOI:10.17759/sps.2020110213
  2. Иллуз Е. Почему любовь ранит? Социологическое объяснение / Пер. с нем. С.В. Сидоровой. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020. 400 с.
  3. Иллуз Е. Почему любовь уходит? Социология негативных отношений / Пер. с нем. С.В. Сидоровой. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2022. 352 с.
  4. Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности / Под ред. П. Аронсон. М.: Индивидуум, 2022. 288 с.

Информация об авторах

Белинская Елена Павловна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3057-5273, e-mail: elena_belinskaya@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 611
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 263
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2