Седьмая конференция памяти М.Ю. Кондратьева: международный форум специалистов в сфере решения социально-психологических проблем

121

Аннотация

В статье представлен отчет о работе VII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики», состоявшейся 12—13 мая 2022 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Отражены основные события форума. Показана значимость конференции для развития перспективных направлений социально-психологических исследований, а также их практического приложения. Отмечается важность обмена опытом исследователей различных научных школ для решения актуальных социально-психологических проблем обучения и воспитания развивающейся личности.

Общая информация

Ключевые слова: конференция, социальная психология, личность, образование, семья, психологический тренинг, киберпсихология, этнопсихология, организационная психология, дорожный трафик

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: отчет о событии

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130215

Получена: 30.05.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Орлов В.А. Седьмая конференция памяти М.Ю. Кондратьева: международный форум специалистов в сфере решения социально-психологических проблем // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 2. С. 216–222. DOI: 10.17759/sps.2022130215

Полный текст

12—13 мая 2022 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете состоялась VII Международная научно-практическая конференция памяти основателя факультета социальной психологии МГППУ, выдающегося социального психолога, организатора науки М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» [2]. Форум продолжил традицию ежегодных конференций, организуемых факультетом социальной психологии МГППУ [1].

В программный комитет конференции под председательством профессора Н.Н. Толстых вошли известные ученые из России (Москва, Саратов, Кострома, Ростов-на-Дону), Казахстана (Алматы), Латвии (Рига), Молдовы (Кишинев), США (Фэрфакс). Форум объединил более трехсот участников, включая авторов 179 публикаций сборника материалов конференции (свободный доступ по ссылке: https://psyjournals.ru/socpsy2022/index.shtml). Авторы статей — исследователи, психологи и педагоги, а также руководители и специалисты, работающие с людьми в различных сферах профессиональной деятельности [3]. Многие работы выполнены преподавателями отечественных и зарубежных вузов в соавторстве со студентами.

География конференции представлена городами России (Астрахань, Барнаул, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Калуга, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курск, Москва, Нижний Новгород, Омск, Орел, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Ульяновск, Хабаровск, Чита, Ярославль) и зарубежья — Алматы (Казахстан), Богота (Колумбия), Брюссель (Бельгия), Днепр (Украина), Донецк (Донецкая Народная Республика), Кишинев (Молдова), Лондон (Великобритания), Минск (Беларусь), Рига (Латвия), Фэрфакс (США), Цхинвал (Южная Осетия), Эль-Кувейт (Кувейт).

Конференция открылась приветствием декана факультета социальной психологии МГППУ Т.Ю. Мариновой.

Теоретическому осмыслению происходящих в современном обществе изменений была посвящена дискуссия участников пленарного заседания конференции, актуализированная выступлением Е.П. Белинской, профессора кафедры социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова «Социальная психология личности в эпоху онтологической неопределенности».

В докладах пленарного заседания нашли отражение новейшие достижения социальной психологии образования и возможности их практического применения.

Так, академик РАО В.С. Собкин на основе результатов масштабного (с участием 40575 школьников) исследования показал роль полноты семьи и интрагруппового статуса школьников среди одноклассников в построении взаимоотношений подростков с их родителями. В частности, было доказано, что отверженность подростка сверстниками во многом спровоцирована позицией родителей по отношению к нему.

Ведущий научный сотрудник ПИ РАО Р.И. Суннатова поделилась результатами исследования влияния удовлетворенности взаимоотношениями подростка со значимыми взрослыми на его нормативное поведение. Она подчеркнула, что родителям и учителям необходимо не только понимать чувства, желания, действия школьников, но и уметь проявлять на действенном уровне сопереживание и поддерживающее отношение к ним.

Профессор факультета социальной коммуникации МГППУ А.Н. Камнев рассказал о том, как сегодня реализуется опыт его 27-летней психолого-педагогической работы со школьниками и студентами на базе детских оздоровительных лагерей. Результаты его исследований открывают широкие перспективы для воспитания и обучения, для социализации современных детей.

Уникальным опытом исследовательской и практической профилактической работы с автомобилистами-водителями поделился дорожный психолог из Брюсселя, разработчик европейских программ работы с водителями-нарушителями Л. Клюплес.

По завершении пленарного заседания работа конференции продолжилась в соответствии с ее тематическими направлениями. Отметим несколько сообщений, которые привлекли особое внимание участников конференции.

На секции «Практическая этнопсихология» (руководитель — доцент О.Е. Хухлаев) старший научный сотрудник, доцент Центра Этнологии Института культурного наследия Республики Молдова И.И. Кауненко рассказала о влиянии ситуации неопределенности на процессы этнической идентичности у социальных групп разных поколений. Результаты исследования, выполненного на примере Республики Молдова, способствуют научному осмыслению процессов этнической идентичности и у представителей других стран.

Проблема очевидной нехватки природных ресурсов побуждает ученых искать психологические средства формирования экоцентрических убеждений у населения планеты. Согласно исследованию экологического сознания, которое провела представительница Боготы Сара Патрисия Саламанка, в колумбийской культуре преобладают экоцентрические социальные установки.

На секции «Актуальные проблемы социальной психологии групп» (руководитель — профессор М.Е. Сачкова) обсуждались предпосылки формирования личностных ценностей сотрудников с разным неформальным статусом в организации (доклад Ю.И. Лазаревой, студентки магистратуры «Современные технологии в психологической практике» МГППУ) и ряд других научных проблем. Так, профессор кафедры общей психологии РАНХиГС М.Е. Сачкова и профессор кафедры общей и социальной психологии НГУ им. Н.И. Лобачевского Л.Э. Семенова познакомили слушателей со спецификой представлений о враче у разных групп учащейся молодежи в условиях новой коронавирусной инфекции: согласно результатам исследования, у студентов медицинских факультетов сформирован более положительный образ врача, чем у студентов гуманитарных специальностей. Ассистент кафедры психологии Курского государственного университета М.И. Логвинова рассказала о том, что наиболее значимыми личностными ценностями представителей молодежных субкультур просоциальной направленности выступают здоровье, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь и активная, деятельная жизнь. В докладе также были даны психолого-педагогические рекомендации по работе с представителями таких субкультур. Логическим продолжением темы психологических особенностей молодежи стали доклады студентов магистратуры кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Р.И. Гвоздковой о тактиках самопрезентации и жизненных ценностях представителей поколения Z и Ю.В. Дубовских — о ценностях супружества, родительства и родства у людей различных поколений. Завершил работу секции доклад доцента кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета А.Ю. Маленовой, посвященный исследованию репродуктивного поведения молодежи, согласно результатам которого модель идеальной семьи для подавляющего большинства юношей и девушек подразумевает рождение двух и трех детей.

Особое место в работе конференции было отведено заседанию круглого стола, посвященного творческому и научному наследию профессора, доктора педагогических наук О.В. Хухлаевой в области практической психологии (модератор — педагог-психолог АНО ШКОЛА ПРЕЗИДЕНТ, доцент А.С. Кривцова). Ученики и коллеги Ольги Владимировны поделились ценными воспоминаниями и видеоматериалами о ее творческой, научной и практической деятельности, обсудили вопросы реализации в современной школьной службе психологического сопровождения идей о психологическом здоровье школьников и учителей, о влиянии взаимодействия школы и родителей на жизнь и успеваемость учеников. На заседании выступили сотрудники и руководители психологических служб образовательных учреждений, в которых О.В. Хухлаева реализовывала свои профессиональные идеи: заведующая детским садом «Скандисад» Л.А. Боголюбская и руководитель психолого-логопедической службы ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа» Л.А. Кобзева.

Во второй день конференции продолжилась работа секций, а также состоялись два мастер-класса.

В рамках направления «Актуальные проблемы социальной психологии личности» (руководители — профессор Н.Н. Толстых и профессор А.А. Нестерова) преподаватель Ижевской медицинской академии Е.Н. Леонова рассказала о том, как альтруистическая установка личности участвует в регуляции выбора проактивных копинг-стратегий. Социокультурные различия в совладании с трудными ситуациями у молодых людей обсуждались в докладе профессора РАНХиГС Е.В. Куфтяк, доцента Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск) А.А. Бехтер, старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии Н.М. Газзаевой и заведующей кафедрой педагогики и психологии Е.Г. Сиукаевой Юго-Осетинского государственного университета имени А.А. Тибилова (Цхинвал).

Результаты исследования, представленного в докладе студентки факультета социальной психологии МГППУ В.Д. Судаковой и доцента Н.В. Кочеткова, показали, что чем более ответственно люди разного возраста подходят к решению о вступлении в брак, тем выше вероятность удовлетворенности супружескими отношениями. В докладе эксперта-психолога И.С. Седенковой и студентки Н.Е. Пригожевой из Калужского государственного университета обоснована связь между опытом переживания насилия и гендерными стереотипами у женщин. Исследование показало, что женщины с определенными стереотипами чаще других становятся жертвами гендерного насилия в межличностных отношениях. Гендерно-ролевым представлениям студентов разного пола был также посвящен доклад студентки Е.Н. Нигоренко и профессора О.И. Даниленко факультета психологии СПбГУ.

Высокий уровень жизнеспособности личности — необходимое условие преодоления жизненных проблем. Результатам исследования связей между показателями жизнеспособности, ответственности, зрелости и автономности личности на секции был посвящен доклад студентки Т.А. Сорокиной и профессора А.А. Нестеровой из Московского государственного областного университета.

Ценностные ориентации определяют и направляют активность личности, поэтому очень важно изучение места и роли воспитанности в ценностной картине мира молодых людей. Изучение различных аспектов этой проблемы представил в своем докладе А.М. Лесин, доцент кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета.

На секции «Киберпсихология и общество» (руководители — доцент Н.В. Кочетков и профессор Т.Ю. Маринова) обсуждались проблемы влияния виртуальной среды на социализацию личности. В частности, влияние массовых коммуникаций на формирование личностных мотивов потребления рассматривалось в докладе студентки магистратуры МГППУ «Социально-психологическое консультирование» К.А. Снисар и ведущего научного сотрудника Института социологии ФНИСЦ РАН, доцента И.М. Кузнецова.

Аспирантка А.А. Феклисова и профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета А.А. Нестерова познакомили слушателей с результатами исследования, согласно которым фаббинг оказывает преимущественно негативное влияние на качество обучения и контакты между участниками образовательного процесса, способствует снижению сплоченности в ученической группе и конфликтности межличностных коммуникаций, а также снижению качества усвоения информации.

Материалы секции «Современные технологии в психологии и образовании» (руководитель — профессор О.Б. Крушельницкая) были посвящены особенностям практического приложения закономерностей, выявленных в сфере социальной психологии образования. Докладчики представили методики работы с психическим выгоранием педагогов, развития коммуникативных способностей у подростков с ОВЗ средствами театрального искусства, выработки социально-психологических инструментов формирования предпринимательских компетенций студентов, а также диагностики риска аддиктивного поведения молодежи методом айтрекинга.

Участники конференции с большим интересом встретили доклад нашей американской коллеги — школьного психолога из штата Вирджиния Т.В. Коттл. Она поделилась опытом организации и внедрения травма-информированного подхода в работе школьной психологической службы.

Возможности и специфику практического применения «коммуникативного танца» с целью социализации и творческого развития дошкольников представила магистр психолого-педагогического образования Ю.А. Свечникова — художественный руководитель Центра эстетического развития Эль-Кувейта.

В докладе аспиранта НИУ ВШЭ Н.И. Колачева на секции «Современное состояние и тенденции развития организационной психологии» (руководитель — профессор А.В. Погодина) была затронута тема роли личностных ресурсов в динамике профессионального выгорания и трудовой мотивации сотрудников городских публичных библиотек. Ее логическим продолжением можно считать выступление доцента кафедры психологии и педагогики Гжельского государственного университета А.А. Хвана об особенностях копинг-поведения учителей в контексте задач организационной психологии. Эксперт научно-образовательного центра современных кадровых технологий Е.В. Селезнева и директор научно-образовательного центра оценки руководителей и управленческих команд ФОиР ВШГУ РАНХиГС А.В. Рожок рассказали об исследовании, согласно результатам которого российские госслужащие обозначили представления о сферах своей ответственности, а также выразили готовность приносить пользу обществу и государству, быть справедливыми и беспристрастными.

Во второй день конференции состоялись также два мастер-класса. Первый (ведущие — коллеги из Уральского государственного педагогического университета И.В. Воробьева, О.В. Кружкова и А.И. Матвеева) был посвящен развитию эмоционального интеллекта в пространстве цифрового взаимодействия. Участники мероприятия обсудили особенности проявления эмоционального интеллекта в цифровой образовательной среде, а затем продемонстрировали упражнения на развитие эмоционального интеллекта и контроля эмоциональных состояний. Второй мастер-класс (ведущий — В.В. Истомин, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе ВКК МАОУ СОШ № 17 с УИОП г. Екатеринбурга, автор проекта «Время Взрослеть») основывался на теоретической методологии транзактного анализа. На занятии были представлены современные технологии помощи педагогам, обучающимся и их родителям в развитии позитивных, ресурсных качеств личности субъектов образования.

Подводя итоги, можно сказать, что конференция была посвящена актуальным проблемам современной социальной психологии. Результаты представленных на ней исследований выполнены квалифицированными специалистами, аспирантами и студентами из университетов, научных лабораторий, образовательных, производственных и других организаций в различных отраслях современной социальной психологии. Большое внимание уделено актуальным проблемам социальной психологии личности и группы, организационной психологии, межкультурной коммуникации, взаимодействия субъектов образовательного процесса, участников дорожного трафика, киберпсихологии. Методологические основания представленных на конференции исследований варьируются от классических социально-психологических подходов до междисциплинарных, позволяющих анализировать новые общественно значимые явления.

В заключение следует отметить, что среди отечественных работ на конференции были представлены результаты исследований, выполненных в русле всех наиболее известных научных социально-психологических школ: Курской, Московской, Санкт-Петербургской, а также научной психологической школы академика РАО А.В. Петровского, действующей на факультете социальной психологии МГППУ. Значительная часть работ была посвящена проблемам, которыми занимается социальная психология образования, главным образом — решению задач оптимизации психологического сопровождения образовательной деятельности.

Литература

  1. Кочетков Н.В. Конференция памяти М.Ю. Кондратьева: многократно отраженная субъектность // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 2. С. 217—221. DOI:10.17759/sps.2021120213
  2. Крушельницкая О.Б., Маринова Т.Ю. О научном наследии М.Ю. Кондратьева // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 9—22. DOI:10.17759/sps.2016070102
  3. Социальная психология: вопросы теории и практики [Электронный ресурс]. Материалы VII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12—13 мая 2022 г.) М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 566 с. URL: https://psyjournals.ru/socpsy2022/index.shtml (дата обращения: 28.05.2022).

Информация об авторах

Орлов Владимир Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4708-4312, e-mail: vladimirorlov@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 778
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 121
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1