Возрастная социальная психология: традиции и развитие

279

Аннотация

Специальный выпуск журнала «Социальная психология детства, отрочества и юности» посвящен такой области, как возрастная социальная психология. В выпуске делается попытка сформулировать наиболее важные особенности социальной психологии детско-юношеского этапа развития, а также выделить те фундаментальные основы, которые лежат в ее основе, и определить дальнейшие перспективы

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140301

Благодарности. Автор благодарит Ольгу Борисовну Чеснокову за многолетнее плодотворное сотрудничество, интересные беседы и взаимные конструктивные замечания.

Получена: 01.09.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Дубовская Е.М. Возрастная социальная психология: традиции и развитие // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 3. С. 5–10. DOI: 10.17759/sps.2023140301

Полный текст

Социальная психология детства, отрочества и юности являет собой проявление общей тенденции реализации двух противоположных сюжетов, существующих в психологии: дифференциация на составляющие ее самостоятельные дисциплины и интеграция, обобщение, формулирование наиболее общих принципов и закономерностей, объединяющих все направления данной науки в единое целое. Необходимо отметить, что важнейшим фактором данных сюжетов является их взаимодействие, т.е. развитие самой научной дисциплины и прикладных и практических ее областей.
Теоретико-методологические проблемы современной социальной психологии развития (этот термин в последнее время становится все более популярным), несомненно, берут начало в культурно-историческом подходе Л.С. Выготского. Конечно, начать следует с фундаментального положения о социокультурной детерминации психического вообще, а также отдельных психологических процессов и феноменов. Недаром Л.С. Выготский писал, что ему не нравится термин «социальная психология», так как психология вся социальная. А то, что сейчас называется социальной психологией, Л.С. Выготский предлагал называть коллективной. Не будем разворачивать этот сюжет дальше, но упомянуть его представляется необходимым [2; 3].
Представленные в нашем номере статьи демонстрируют обе эти тенденции.
Важным вектором продвижения в этом направлении, на мой взгляд, оказываются исследования проблем трансформации социокультурного контекста: его содержания, структуры и динамики. Быстрота, с которой меняется окружающий нас мир, со всей очевидностью оказывает воздействие на процесс освоения его современным человеком, и, как следствие, исследования социализации становятся все более актуальными [4; 5; 8; 9; 10]. Интерпретация социализации личности в транзитивном обществе – это переход от представлений о социализации как процессе «вхождения» личности в стабильный, определенный, жестко структурированный социум к рассмотрению социализации как процесса конструирования человеком своего социального пространства, построения системы связей с множеством других социальных пространств. В процессе социализации существует бесконечное число индивидуальных различий, которые отражают общее направление изменений самого процесса социализации. Сюда же относится принцип вероятностной детерминации социализации личности, который состоит в том, что нет ни однозначных детерминант того или иного явления, ни четкого следствия, причинной зависимости от какого-то одного параметра жизни человека [4; 5; 8; 9; 10 и др.].
В качестве еще одной идеи, объединяющей социальных и «возрастных» психологов, можно рассмотреть идею новой теоретической парадигмы современной социализации – парадигмы индивидуального пути развития, суть которой сводится к тому, что жизненный путь каждой личности уникален и неповторим. В каждый отдельный момент перед человеком предстает бесконечность вариантов его развития, и выбор субъектом направления движения связан с огромным числом возможностей и имеет вероятностную детерминацию [5]. Хотелось бы отметить, что подобный подход к изучению социализации приводит к постановке новых задач.
Во-первых, необходимо более четкое определение взаимоотношений двух составляющих социализации – усвоения и воспроизводства социального опыта личности.
Во-вторых, более детальное изучение взаимодействия социальных норм разного уровня. Так, актуальными становятся исследования того, как связаны между собой индивидуальные (психологические) и социальные (общественные) нормы, как они взаимодействуют внутри нормативно-ценностной структуры отдельной личности. Особое место занимают работы по изучению подросткового и юношеского этапа социализации как периода интенсивного формирования нормативно-ценностной структуры развивающейся личности.
В-третьих, исследование противоречия и способов его решения, связанного с тем, что «нормативная сфера поведения личности» связана с определенностью и однозначностью, а условие социальной транзитивности, наоборот, выдвигает на первый план множественность и неопределенность социальной ситуации развития.
Этот тезис позволяет плавно перейти к еще одной теме, которая связывает традиционные исследования возрастной психологии (имеющие основания в работах Л.С. Выготского) и современный социально-психологический ракурс научных исследований. Имею в виду проблематику социальной ситуации развития. По словам нашей коллеги, возрастного психолога, кандидата психологических наук О.Б. Чесноковой, в возрастной психологии социальная ситуация развития – это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Принципиальное отличие понимания социальной среды Л.С. Выготским [3] состоит в том, что для него среда – не обстановка развития, не внешний, объективный фактор существования ребенка, а детерминанта развития. Это значит, что само развитие происходит в единстве связей ребенка с социальным окружением, специфичным для каждого возрастного этапа. На современном этапе это понятие конкретизируется. Например, в работах О.А. Карабановой в структуре социальной ситуации развития выделяются различные социальные контексты (домашняя образовательная среда, типы семей, образовательно-воспитательных учреждений, групп сверстников и т.д.). Эти социальные контексты задают ориентирующие образы, выполняющие планирующую, регулирующую и познавательную функции, опосредующие активность ребенка в отношениях со значимым социальным окружением [6; 7]. Если для современной психологии развития социальным контекстом развития ребенка является семейная микросоциальная ситуация или группа сверстников, то для социальной психологии детства в соответствии с пониманием предмета социальной психологии ориентирующим образом будет положение ребенка как члена группы в системе групповых отношений.
Таким образом, очевидно высвечивается взаимная необходимость, интеграция социальной психологии и психологии развития не только на прикладном поле, где система образования в широком смысле выступает заказчиком психологических знаний, но и в научно-исследовательском плане. Так, например, понятие социальной ситуации развития становится значительно более содержательным и многослойным.
И наконец, конечно, требует упоминания расширение цифровизации современной жизни. Этот процесс имеет много аспектов и уровней исследований в психологии. Особое место занимает вопрос о цифровой социализации подрастающего поколения. Интерес привлекают особенности возрастных параметров взаимодействия ребенка с информационной средой. Так, например, с одной стороны, информационные технологии усложняют и чрезвычайно расширяют пути усвоения человеком представлений об окружающем его мире, с другой – в них заложены специфические механизмы реализации усвоенного. Информационное пространство расширяет поле эмпирического опыта личности почти до бесконечности и одновременно делает этот опыт конкретным и символическим, что приводит к противоречию между виртуальной реальностью и реальным миром [1].
Конкретные направления практической работы в этой сфере одновременно требуют и анализа со стороны «разных психологий», и сочетания разнообразных методов, методик и процедур, которые интегрируют разработки большинства психологических дисциплин.
Представленные в нашем номере статьи охватывают многие из перечисленных вопросов. Интересными нам кажутся эмпирические исследования фундаментальных проблем, например, вопросы цифровой социализации, ее особенности в разных возрастах. Этим вопросам посвящены статьи Г.У. Солдатовой и Е.И. Рассказовой, а также Н.С. Денисенковой и П.И. Тарунтаева. В статье Е.В. Анисимовой и О.Б. Крушельницкой рассматривается взаимосвязь ценностной составляющей личности школьников и студентов и эмоциональной компоненты. Важное место в современных исследованиях занимает сюжет детско-родительских отношений. В нашем номере эту проблематику представляет исследование М.В. Булыгиной. Радует возможность показать читателям предметное разнообразие исследований в области возрастной социальной психологии: ценностные ориентации несовершеннолетних правонарушителей в работе М.В. Кроза и Н.А. Ратиновой, место макиавеллизма в отношениях подростков в статье Е.И. Лебедевой и ее коллег. В.И. Панов и И.В. Плаксина предлагают нашим читателям исследование о взаимосвязи стадий субъектности школьников и экопсихологических типов взаимодействия с образовательной средой. Особое место в социальной психологии занимают вопросы изучения этнических характеристик личности, исследование которых нашло свое отражение в работе И.А. Баевой и соавторов.
Часто мы ощущаем дефицит методических публикаций, они всегда вызывают повышенный интерес. Этот номер нашего журнала представляет вниманию читателей три публикации в разделе «Методический инструментарий». Статья О.Г. Лопуховой и Л.Р. Нурхамитовой посвящена диагностике установок родителей детей-спортсменов. О.А. Ульянина и ее коллеги предлагают к рассмотрению результаты стандартизации способа психодиагностики ценностных ориентаций подростков. В статье В.Г. Ерофеевой мы находим методику диагностики черт становящейся взрослости.
И наконец, в рубрике «Научная жизнь» приводятся описание и анализ работы круглого стола «Социально-психологическая компетентность учителя», который проводился в рамках Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики».
 
 

Литература

  1. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Том 6. DOI:54359/ps.v6i30.679
  2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание cочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. С. 244–268.
  3. Выготский Л.С. Собрание cочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  4. Дубовская Е.М. Транзитивность общества как фактор социализации личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. Т. 7. DOI:54359/ps.v7i36.605
  5. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2002. С. 148–161.
  6. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 4. С. 73–82.
  7. Карабанова О.А. Понятие «Социальной ситуации развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. № 4. С. 40–56.
  8. Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015. 248 с.
  9. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2011. 624 с.
  10. Толстых Н.Н. Социальная психология развития: интеграция идей Л.С. Выготского и А.В. Петровского // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 25–34. DOI:10.17759/chp.2020160103

Информация об авторах

Дубовская Екатерина Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2923-1422, e-mail: Dubovskaya13@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 491
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 279
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 11