Социальная психология детства, отрочества и юности являет собой проявление общей тенденции реализации двух противоположных сюжетов, существующих в психологии: дифференциация на составляющие ее самостоятельные дисциплины и интеграция, обобщение, формулирование наиболее общих принципов и закономерностей, объединяющих все направления данной науки в единое целое. Необходимо отметить, что важнейшим фактором данных сюжетов является их взаимодействие, т.е. развитие самой научной дисциплины и прикладных и практических ее областей.
Теоретико-методологические проблемы современной социальной психологии развития (этот термин в последнее время становится все более популярным), несомненно, берут начало в культурно-историческом подходе Л.С. Выготского. Конечно, начать следует с фундаментального положения о социокультурной детерминации психического вообще, а также отдельных психологических процессов и феноменов. Недаром Л.С. Выготский писал, что ему не нравится термин «социальная психология», так как психология вся социальная. А то, что сейчас называется социальной психологией, Л.С. Выготский предлагал называть коллективной. Не будем разворачивать этот сюжет дальше, но упомянуть его представляется необходимым [2; 3].
Представленные в нашем номере статьи демонстрируют обе эти тенденции.
Важным вектором продвижения в этом направлении, на мой взгляд, оказываются исследования проблем трансформации социокультурного контекста: его содержания, структуры и динамики. Быстрота, с которой меняется окружающий нас мир, со всей очевидностью оказывает воздействие на процесс освоения его современным человеком, и, как следствие, исследования социализации становятся все более актуальными [4; 5; 8; 9; 10]. Интерпретация социализации личности в транзитивном обществе – это переход от представлений о социализации как процессе «вхождения» личности в стабильный, определенный, жестко структурированный социум к рассмотрению социализации как процесса конструирования человеком своего социального пространства, построения системы связей с множеством других социальных пространств. В процессе социализации существует бесконечное число индивидуальных различий, которые отражают общее направление изменений самого процесса социализации. Сюда же относится принцип вероятностной детерминации социализации личности, который состоит в том, что нет ни однозначных детерминант того или иного явления, ни четкого следствия, причинной зависимости от какого-то одного параметра жизни человека [4; 5; 8; 9; 10 и др.].
В качестве еще одной идеи, объединяющей социальных и «возрастных» психологов, можно рассмотреть идею новой теоретической парадигмы современной социализации – парадигмы индивидуального пути развития, суть которой сводится к тому, что жизненный путь каждой личности уникален и неповторим. В каждый отдельный момент перед человеком предстает бесконечность вариантов его развития, и выбор субъектом направления движения связан с огромным числом возможностей и имеет вероятностную детерминацию [5]. Хотелось бы отметить, что подобный подход к изучению социализации приводит к постановке новых задач.
Во-первых, необходимо более четкое определение взаимоотношений двух составляющих социализации – усвоения и воспроизводства социального опыта личности.
Во-вторых, более детальное изучение взаимодействия социальных норм разного уровня. Так, актуальными становятся исследования того, как связаны между собой индивидуальные (психологические) и социальные (общественные) нормы, как они взаимодействуют внутри нормативно-ценностной структуры отдельной личности. Особое место занимают работы по изучению подросткового и юношеского этапа социализации как периода интенсивного формирования нормативно-ценностной структуры развивающейся личности.
В-третьих, исследование противоречия и способов его решения, связанного с тем, что «нормативная сфера поведения личности» связана с определенностью и однозначностью, а условие социальной транзитивности, наоборот, выдвигает на первый план множественность и неопределенность социальной ситуации развития.
Этот тезис позволяет плавно перейти к еще одной теме, которая связывает традиционные исследования возрастной психологии (имеющие основания в работах Л.С. Выготского) и современный социально-психологический ракурс научных исследований. Имею в виду проблематику социальной ситуации развития. По словам нашей коллеги, возрастного психолога, кандидата психологических наук О.Б. Чесноковой, в возрастной психологии социальная ситуация развития – это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Принципиальное отличие понимания социальной среды Л.С. Выготским [3] состоит в том, что для него среда – не обстановка развития, не внешний, объективный фактор существования ребенка, а детерминанта развития. Это значит, что само развитие происходит в единстве связей ребенка с социальным окружением, специфичным для каждого возрастного этапа. На современном этапе это понятие конкретизируется. Например, в работах О.А. Карабановой в структуре социальной ситуации развития выделяются различные социальные контексты (домашняя образовательная среда, типы семей, образовательно-воспитательных учреждений, групп сверстников и т.д.). Эти социальные контексты задают ориентирующие образы, выполняющие планирующую, регулирующую и познавательную функции, опосредующие активность ребенка в отношениях со значимым социальным окружением [6; 7]. Если для современной психологии развития социальным контекстом развития ребенка является семейная микросоциальная ситуация или группа сверстников, то для социальной психологии детства в соответствии с пониманием предмета социальной психологии ориентирующим образом будет положение ребенка как члена группы в системе групповых отношений.
Таким образом, очевидно высвечивается взаимная необходимость, интеграция социальной психологии и психологии развития не только на прикладном поле, где система образования в широком смысле выступает заказчиком психологических знаний, но и в научно-исследовательском плане. Так, например, понятие социальной ситуации развития становится значительно более содержательным и многослойным.
И наконец, конечно, требует упоминания расширение цифровизации современной жизни. Этот процесс имеет много аспектов и уровней исследований в психологии. Особое место занимает вопрос о цифровой социализации подрастающего поколения. Интерес привлекают особенности возрастных параметров взаимодействия ребенка с информационной средой. Так, например, с одной стороны, информационные технологии усложняют и чрезвычайно расширяют пути усвоения человеком представлений об окружающем его мире, с другой – в них заложены специфические механизмы реализации усвоенного. Информационное пространство расширяет поле эмпирического опыта личности почти до бесконечности и одновременно делает этот опыт конкретным и символическим, что приводит к противоречию между виртуальной реальностью и реальным миром [1].
Конкретные направления практической работы в этой сфере одновременно требуют и анализа со стороны «разных психологий», и сочетания разнообразных методов, методик и процедур, которые интегрируют разработки большинства психологических дисциплин.
Представленные в нашем номере статьи охватывают многие из перечисленных вопросов. Интересными нам кажутся эмпирические исследования фундаментальных проблем, например, вопросы цифровой социализации, ее особенности в разных возрастах. Этим вопросам посвящены статьи Г.У. Солдатовой и Е.И. Рассказовой, а также Н.С. Денисенковой и П.И. Тарунтаева. В статье Е.В. Анисимовой и О.Б. Крушельницкой рассматривается взаимосвязь ценностной составляющей личности школьников и студентов и эмоциональной компоненты. Важное место в современных исследованиях занимает сюжет детско-родительских отношений. В нашем номере эту проблематику представляет исследование М.В. Булыгиной. Радует возможность показать читателям предметное разнообразие исследований в области возрастной социальной психологии: ценностные ориентации несовершеннолетних правонарушителей в работе М.В. Кроза и Н.А. Ратиновой, место макиавеллизма в отношениях подростков в статье Е.И. Лебедевой и ее коллег. В.И. Панов и И.В. Плаксина предлагают нашим читателям исследование о взаимосвязи стадий субъектности школьников и экопсихологических типов взаимодействия с образовательной средой. Особое место в социальной психологии занимают вопросы изучения этнических характеристик личности, исследование которых нашло свое отражение в работе И.А. Баевой и соавторов.
Часто мы ощущаем дефицит методических публикаций, они всегда вызывают повышенный интерес. Этот номер нашего журнала представляет вниманию читателей три публикации в разделе «Методический инструментарий». Статья О.Г. Лопуховой и Л.Р. Нурхамитовой посвящена диагностике установок родителей детей-спортсменов. О.А. Ульянина и ее коллеги предлагают к рассмотрению результаты стандартизации способа психодиагностики ценностных ориентаций подростков. В статье В.Г. Ерофеевой мы находим методику диагностики черт становящейся взрослости.
И наконец, в рубрике «Научная жизнь» приводятся описание и анализ работы круглого стола «Социально-психологическая компетентность учителя», который проводился в рамках Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики».