Конференция памяти М.Ю. Кондратьева: актуальные вопросы оптимизации межличностного и межгруппового взаимодействия

26

Аннотация

В статье представлен отчет о работе ежегодной IХ Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики», состоявшейся 15-16 мая 2024 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Отражены основные события научного форума, подчеркнута его значимость для продвижения перспективных направлений социально-психологических исследований, а также их практического применения. Отмечается важность обмена опытом между исследователями из различных научных школ для решения актуальных социально-психологических проблем в области обучения и развития личности.

Общая информация

Ключевые слова: конференция, студенты, социальная психология, образование, личность, возрастная психология, семья, психология групп, киберпсихология, практическая этнопсихология, организационная психология, дорожный трафик, коучинг

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: материалы конференции

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150214

Получена: 14.06.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Абалмасова А.Д. Конференция памяти М.Ю. Кондратьева: актуальные вопросы оптимизации межличностного и межгруппового взаимодействия // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 2. С. 205–213. DOI: 10.17759/sps.2024150214

Полный текст

            15-16 мая 2024 года в ФГБОУ ВО Московском государственном психолого-педагогическом университете состоялась ежегодная IХ Международная научно-практическая конференция памяти Михаила Юрьевича Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики», организованная факультетом «Социальная психология». На конференции собрались студенты, аспиранты, а также молодые ученые-исследователи, вместе с психологами из различных областей, чьи работы и исследования связаны с современной социальной психологией. В ходе мероприятия участники познакомились с последними отечественными и зарубежными методами организации и проведения научных исследований, выдвинули перспективные направления для исследования социально-психологических проблем, а также обменялись опытом в научной и практической деятельностях.

            В этом году в конференции приняли участие несколько сотен человек из разных городов России: Астрахань, Барнаул, Белгород, Владимир, Воронеж, Донецк, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Калуга, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курск, Мариуполь, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Новый Уренгой, Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саратов, Санкт-Петербург, Симферополь, Смоленск, Сочи, Таганрог, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Херсон, Чебоксары, Челябинск,  и из зарубежных стран: Беларусь, Бразилия,  Великобритания, Вьетнам, Казахстан, Киргизия, Молдова, США, Узбекистан [1]. Председателем программного комитета конференции выступила зав. каф. «Социальная психология развития» факультета «Социальная психология» МГППУ д-р психол. наук, проф. Н.Н. Толстых.

            Пленарное заседание конференции открыла с приветственным обращением декан факультета социальной психологии МГППУ, канд. биол. наук, проф. кафедры теоретических основ социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ  Т.Ю. Маринова. Татьяна Юрьевна подчеркнула важность данного события в поддержании передачи опыта, обмене научно-практическими знаниями, обсуждении важных социально-психологических вопросов. Также, Т.Ю. Мариновой было отмечено, что данная конференция, посвященная М.Ю. Кондратьеву, совпала со 100-тием А.В. Петровского. Именно Михаил Юрьевич Кондратьев был одним из лучших учеников А.В. Петровского, который будучи студентом работал в его лаборатории и был последователем его научных идей.

           На пленарном заседании было заслушано 7 докладов. Направление обсуждаемых на конференции проблем задал доклад профессора кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» ФГБОУ ВО МГППУ, д-р психол. наук, проф., акад. РАО Н.Н. Нечаева на тему: «Роль категории развития в психологии образования». Докладчик обратил внимание слушателей на тот факт, что при всей важности положения для психологии - содержание категории развития не может ограничиваться только проблематикой психологии развития.

             В докладе руководителя лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования» ФГБНУ ФНЦ ПМИ, д-р психол. наук, проф., акад. РАО В.С. Собкина и вед. науч. сотр. лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования» ФГБНУ ФНЦ ПМИ, канд. психол. наук Е.А. Калашниковой на тему: «Влияние социально-стратификационных факторов на представления родителей о целях образования своего ребенка». Обсуждались цели образования, которые выступают важным показателем особенностей социализации подрастающего поколения и находятся в тесной взаимосвязи с представлениями родителей о социальных навыках, личностных качествах, необходимых для дальнейшей самореализации ребенка.

             Профессор кафедры социальной и педагогической психологии ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», д-р психол. наук, проф. Т.И. Шульга в своем выступлении «Социально-психологический анализ восприятия социальной напряженности жителями России и Казахстана» обратила внимание слушателей на одну из актуальнейших тем, что такое феномен социальной напряженности, как он проявляется, как люди его понимают и как переживают. Татьяна Ивановна поделилась со слушателями результатами исследования, которое было проведено на жителях России и Казахстана. В докладе было отмечено, что существуют различия между странами в переживании социальной напряженности и то, как люди выходят из такого состоянии психоэмоционального напряжения.

              В выступлении доц. кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Костромской государственный университета имени Н.А. Некрасова» канд. психол. наук, доц. И.В. Тихоновой на тему «Стресс и родительство: взгляд молодежи» была раскрыта тема социокультурных факторов в процессе выбора копинг-стратегий и концептуальность разных копинг-стратегий в различных культурах.

              В заключение пленарного заседания прозвучал доклад доцента Департамента образовательных программ, вед. эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, канд. психол. наук, доц. А.С. Обухова на тему: «Территориальная самостоятельность детей и подростков как социальный аспект взросления», основным выводом которого является тезис о том, что территориальный фактор, то есть где проживает ребенок, является главным социокультурным фактором представления в поведенческой модели взросления ребенка. 

            В течение двух дней на конференции активно работали 7 секций, прошли 2 круглых стола и 4 мастер-класса. С докладами в ходе конференции выступили более 150 человек, а всего для участия в конференции зарегистрировались более 450 человек, которые очно и онлайн приняли участие в мероприятиях конференции.

            После выступлений на пленарном заседании состоялась работа по секциям. Основные направления работы конференции — «Актуальные проблемы социальной психологии личности», «Актуальные проблемы социальной психологии групп», «Киберпсихология и общество», «Возрастная социальная психология», «Современные технологии в психологии и образовании», «Практическая этнопсихология», «Социальная психология дорожного трафика», «Современное состояние и тенденции развития организационной психологии».

            В ходе работы секции «Актуальные проблемы социальной психологии личности» (руководители — д-р психол. наук, проф. Н.Н. Толстых, канд. психол. наук, старший преподаватель П.А. Бабанин) с интересом были заслушаны и обсуждены выступления проф. и д-ра психол. наук Е.Н. Волковой (Москва)  на тему «Психологические критерии благополучия подростков в контексте цифровой социализации»; аспирантка кафедры социальной и педагогической психологии О.Г. Щукиной (Москва)  на тему «Специфика психологического консультирования по проблемам ревности в романтических отношениях»; доц. и канд. психол. наук Т.С. Леви (Москва) на тему «Методика «Психологическая граница личности»: возможности диагностики и коррекции межличностных отношений»; доц. и канд. психол. наук О.Б. Михайловой (Москва) совместно со студенткой филологического факультета (РУДН им.П.Лумумбы) А.И. Корж на тему «Нарциссизм как психологическая проблема: норма или патология?».

           В рамках работы секции «Актуальные проблемы социальной психологии групп» (руководитель — д-р психол. наук, проф. М.Е. Сачкова) были заслушаны и обсуждены доклады д-р психол. наук и проф. кафедры общей психологии ИОН РАНХиГС М.Е.Сачковой (Москва) и проф. кафедры общей и социальной психологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского Л.Э. Семеновой (Нижний Новгород) на тему «Решение социальных проблем и вера в паранормальное студентов разных курсов»; канд. психол. наук и ст. науч. сотр. ФГБНУ А.В.Петраковой (Москва) и канд. психол. наук и вед. науч. сотр. ФГБНУ Т.А.Лыковой (Москва) на тему «Опыт применения методологии теории социальных ролей в изучении киносъемочной команды»; проф. и д-р психол. наук Г.Б.Горской (Краснодар) совместно с аспиранткой кафедры психологии  А.А.Витер (Краснодар) на тему «Психологические предпосылки коллективной эффективности спортивных команд»; канд. психол. наук Е.И. Бериловой (Краснодар) на тему «Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, уровня развития группы и копинг-стратегий у спортсменов, занимающихся командными видами спорта»; канд. психол. наук Ю.М.Босенко (Краснодар) на тему «Взаимосвязь отношений спортсменов-подростков с ближайшим окружением и мотивационного климата в команде».

           В рамках работы секции «Киберпсихология и общество» (ведущие — канд. психол. наук, доц. Н.В. Кочетков, канд. биол. наук, доц. Т.Ю. Маринова) были заслушаны и обсуждены выступления мл. науч. сотр. Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ Э.С. Цигеман (Санкт-Петербург) и канд. психол. наук, ст. науч. сотр. Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ Л.В. Марарицы (Санкт-Петербург) на тему «Сравнение психологических аспектов качества коммуникации в офлайн и онлайн коммуникации: обзор исследований»; д-ра психол. наук и проф. А.А. Нестеровой (Москва) совместно с аспиранткой А.А. Феклистовой (Москва) на тему «Фаббинг: исследование социально-психологических предикторов»; проф. кафедры общей, возрастной и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы А.В. Сергеевой (Санкт-Петербург) на тему «Личностная готовность к переменам студенческой молодежи в условиях киберобучения»; студентки факультета социальных наук и массовых коммуникаций М.А. Фроловой (Москва) и д-ра психол. наук, проф. кафедры психологии и развития человеческого капитала М.В. Клементьевой (Москва) на тему «Соотношение типов привязанности и базовых ценностей у молодежи в реальной и виртуальной среде»; студентки факультета социальных наук и массовых коммуникаций М.Ю. Никулиной на тему «Самоотношение и выбор стратегий конфликтного поведения в офлайн и онлайн-средах»; студента факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород) Н.А. Назарова и канд. психол. наук,  доц. В.А. Демаревой (Нижний Новгород) на тему «Пилотное исследование эффекта созрителя при просмотре фильма жанра триллер».

            На секции «Возрастная социальная психология» (ведущие — канд. психол. наук, доц. Н.С. Денисенкова, канд. психол. наук, старший преподаватель П.А. Бабанин) большой интерес у слушателей вызвали доклады научных сотрудников Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН И.В. Ларионова (Москва)  и С.В. Тарасова (Москва), и вед. науч. сотр. Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, д-ра психол. наук Т.В. Дробышевой (Москва) на тему «Ожидаемая удовлетворенность жизнью на пенсии в группе российских предпенсионеров: результаты первичного анализа»; канд. психол. наук, доц. А.В. Полиной (Москва) и студентки факультета психологии А.Д. Балиной на тему «Депривация доверия у подростков, воспитывающихся в трудной жизненной ситуации»; канд. психол.наук, доц. Е.М. Ивановой (Москва) и студентов ИКПСР (Москва) И.В. Карунина, М.А. Коркиной, Т.А. Шкиндера на тему «Влияние утраты родителя в подростковом возрасте на уровень экзистенциальной исполненности жизни молодых людей».

            В рамках работы секции «Современные технологии в психологии и образовании» (руководитель — канд. психол. наук, доц. О.Б. Крушельницкая) большой интерес был проявлен к докладу зав. сектором психологического сопровождения  МГППУ Е.В. Анисимовой на тему «Особенности проявления эмпатических способностей у студентов и старшеклассников», в котором Екатерина Владимировна поделилась результатами психологического исследования и опытом практической работы с обучающимися по развитию эмпатических способностей как основы успешной социализации; не меньший интерес у слушателей вызвал доклад школьного психолога из США Т. В. Коттл на тему «Психологическая помощь учителю в профилактике и преодолении негативных переживаний у школьников». Также, хочется отметить выступление канд. психол. наук, доц. О.В. Кружковой (Екатеринбург) на тему «Обесценивание как социально-психологический механизм вандализма», в котором поднимается вопрос к изучению интересного подхода вандализма. С актуальным докладом выступила студентка ФГБОУ ВО МГУ имени А.И. Куинджи С.В. Маштакова (Мариуполь) на тему «Развитие навыков стрессоустойчивости у женщин г. Мариуполя. Светлана Васильевна поделилась ценным опытом психологической помощи, результаты которого были подтверждены эмпирическим исследованием. В своем докладе аспирантка и преподаватель ГБУ РГУ им. А.Н. Косыгина С.А. Исаева (Москва) на тему «Проблемы социально-психологической адаптации комбатантов с ПТСР» рассказала про актуальный практический опыт работы по содействию адаптации. Также, хочется отметить доклад аспиранта ОАНО ВО «МПСУ» К.А.  Богатырева (Москва) на тему «Некоторые этические вопросы использование нейросетей в образовании», в котором были подняты актуальные вопросы. Интересное выступление доц., канд. психол. наук Т.Н. Кочетковой (Санкт-Петербург) на тему «Последствия объектного восприятия собственного тела», про объектное восприятие своего тела (отношение к своему телу как к объекту) как основа стремления следовать моде.

           Большое количество докладов прозвучало на секциях «Современное состояние и тенденции развития организационной психологии», (руководители – канд. психол. наук, доц. А.В. Погодина, канд. физ.-мат. наук, доц. М.А. Харченко) и «Социальная психология дорожного трафика» (руководитель — канд. психол. наук, доц. Т.В. Кочетова). Актуальные вопросы были подняты в выступлениях ведущего научного сотрудника, зав. каф. психологии труда и инженерной психологии факультета психологии, д-ра психол. наук  А.А. Алдашевой (Москва) и аспирантки ИП РАН Ю.А. Абдулиной (Москва) на тему «Личностные особенности специалистов с разным уровнем удовлетворенности трудом»; студентки факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ И.И. Игнатенко (Москва) на тему «К вопросу привлечения и удержания молодых специалистов на крупном промышленном предприятии»; магистра психологии Э.А. Городковой (Москва) и доц., канд. психол. наук А.С. Мельничук (Москва) на тему «Взаимосвязь выраженности стресса руководителей и предпочитаемых ими форм власти в организации»; студентки факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ М.А. Логачевой (Москва) и проф. каф. психологии управления ФГБОУ ВО МГППУ, канд. психол. наук, доцента А.В. Погодиной (Москва) на тему «Сравнительный анализ социально-психологических факторов профессиональной деятельности работников ресторанного бизнеса в зависимости от специфики их деятельности»; аспиранта ФГБОУ ВО КНИТУ И. В. Шавкина (Казань) и канд. психол. наук, доцента Куприяновой Р.В. (Казань) на тему «Формирование корпоративной культуры в организациях индустрии гостеприимства»; канд. психол. наук, доц. Н.В. Волковой (Санкт-Петербург), ассистента кафедры организационного поведения и управления персоналом СПбГУ А.К. Бордунос (Санкт-Петербург) и канд. психол. наук, доц. В.А. Чикер (Санкт-Петербург) на тему «Социальный капитал поколений в организациях: тематическое моделирование предметного поля»; студентки факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ А.А. Каракаш (Москва) на тему «Базовые психологические потребности сотрудников организации и их представления об организационной культуре»; студентки факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ О.В. Шмелевой (Москва) на тему «К вопросу об организации процесса адаптации в условиях организационных изменений»; студента факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ А.С. Барсукова (Москва) на тему «Трудности изучения межличностных отношений между инструкторами по вождению и выпускниками автошкол и пути их преодоления»; студентки факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ Э.К. Баясевой (Москва) на тему «Проблема исследования представлений взрослых о детях как участниках дорожно-транспортной среды»; аспиранта Российского государственного социального университета А.Ю. Саенко (Москва) на тему     «Социально-психологические особенности отношения личности к технологии беспилотного автомобильного транспорта: возрастной аспект».

          Заседание круглого стола «Развитие у детей традиционных ценностей в союзе семьи и школы» (ведущий – канд. психол. наук, доц. кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ФГБОУ ВО МГППУ А.С. Кривцова) было посвящено обсуждению особенностям традиционного общества и специфики традиционных ценностей в современном обществе; особенности традиций разных народов, в частности этнопедагогических и связанных с обучением традиций, а также была поднята тема этнокультурных специфик традиционных ценностей, и то, как они проявляются в школе.

           На заседании круглого стола «Социально-психологические факторы гармонизации семейных отношений» (ведущие  – д-р психол. наук, проф. кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ Л.Б. Шнейдер; канд. психол. наук, доц. кафедры теоретических основ социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ В.А. Орлов). Были затронуты актуальные вопросы, что в последние десятилетия семейные ценности, классическое понимание семьи как ячейки общества не утратило своего значения. Человек – существо социальное, он не может существовать вне общества, как и социум не существует без человека. Начальным же социумом безусловно для человека является семья. Обсуждалось нравственное поведение, которое строится на взаимном уважении и учете ценностей и потребностей всех участников взаимодействия. Для сохранения необходимого жизненного пространства, развития доверительных отношений и реализации потенциала семьи необходимо эффективное внутрисемейное коммуникативное поле.

           На протяжении двух дней работы конференции прошли четыре мастер-класса:

           На мастер-классе «Групповой коучинг как одна из современных технологий работы с группой» (ведущие – канд. психол. наук, председатель президиума ФПКиН О.В. Рыбина; член президиума ФПКиН Л.Б. Бузало) участников познакомили с одной из современных и эффективных технологий работы с группой — групповой коучинг в формате мини-сессий. Рассказали про групповой коучинг, его преимущества, и отличия от других форм работы с группами. Какие форматы группового коучинга наиболее эффективны для краткосрочной и долгосрочной работы с группами. Также, ведущие мастер-класса поделились с участниками какими компетенциями должен обладать специалист, чтобы проводить групповые встречи.

Мастер-класс «Возможности настольных трансформационных игр при работе с семьей: теория и практика». Ведущий – системный семейный психолог, арт-коуч с международной сертификацией ICTA И.С. Александрова – познакомила участников с проведением настольных трансформационных игр с семьей, в том числе на примерах успешно решенных кейсов. Также в процессе взаимодействия был смоделирован игровой процесс, где участники мастер-класса смогли посмотреть, каким образом происходит семейный формат игр, а также побыть на месте клиента и ощутить на себе трансформационный эффект при работе с собой через игровые механики.

           На мастер-класс «Человек как режиссер жизни»  (ведущие – понимающий психотерапевт, психодраматерапевт, член Совета Ассоциации ППТ М.Ю. Минакова, понимающий психотерапевт, член Ассоциации ППТ, психодраматерапевт, кинодраматург Т.А. Карниз) был посвящен авторской позиции личности и жизнетворчеству как психологическому феномену и способу бытия. Участники мастер-класса смогли поисследовать фигуру внутреннего Режиссера как творческую часть личности, опираясь на концепцию жизненных миров в понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка. Через кинообразы и анализ фактов биографий известных кинорежиссеров (Ф. Феллини, И. Бергман, Ким Ки Дук и др.) участникам удалось прикоснуться к атмосфере и пространству своего собственного творческого жизненного мира.

           Мастер-класс «Взаимовлияние в процессе деловой коммуникации» (ведущий –магистр психологии, бизнес-тренер М.А. Иванов). Участники познакомились с трехфакторной моделью А.В. Петровского, где объем влияния значимого другого определяется тремя векторами: аттракция, власть, референтность. То есть, в статике заранее можно предположить, какой значимостью для другого человека обладает субъект влияния. Однако, если добавить динамический аспект в эту модель, то мы можем стать свидетелями изменения значимости в процессе деловой коммуникации и определить, что именно вызывает смещение по осям аттракции, власти и референтности, даже принимая как аксиому устойчивость власти как функции институализированной роли субъекта влияния. В процессе работы участники разыграли управленческую ситуацию, типичную для большинства организаций. Далее участники проанализировали, изменились ли три вектора взаимовлияния. Обсудили в какой корпоративной культуре получившиеся изменения объема влияния субъектов коммуникации приведут к положительным последствиям, а в какой – к отрицательным. Также, участники мастер-класса составили рекомендации для эффективной управленческой коммуникации.

            Подводя итог IХ Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева, можно отметить, что были затронуты актуальные проблемы современной социальной психологии. Результаты проведенных исследований, выполненных как квалифицированными специалистами из различных организаций, так и студентами и аспирантами отечественных и зарубежных университетов, демонстрируют возможности практического применения методологии научной школы А.В. Петровского-М.Ю. Кондратьева. Сборник материалов конференции «Социальная психология: вопросы теории и практики» [1] опубликован на портале психологических изданий Psyjournals.ru, свободный доступ к нему по ссылке: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/socpsy2024.

Литература

1. Социальная психология: вопросы теории и практики [Электронный ресурс] // Материалы IX Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (15–16 мая 2024 г.). М.: Издательство МГППУ, 2024. 777 с. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/socpsy2024 (дата обращения: 13.06.2024).

Информация об авторах

Абалмасова Анастасия Дмитриевна, ассистент кафедры теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-9336-5756, e-mail: abalmasovaad@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 225
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 80

Скачиваний

Всего: 26
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1