Цифровое общество и цифровая социализация: перспективы социально-психологических исследований

113

Аннотация

Статья открывает тематический выпуск «Цифровое общество и цифровая социализация», в котором обсуждаются вопросы становления личности и регуляции социального взаимодействия в условиях цифрового общества. Представлена краткая характеристика состояния и перспектив социально-психологических исследований, посвященных проблемам цифровой трансформации процессов социализации и социального взаимодействия людей.

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150201

Получена: 27.06.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Микляева А.В. Цифровое общество и цифровая социализация: перспективы социально-психологических исследований // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 2. С. 5–11. DOI: 10.17759/sps.2024150201

Полный текст

Цифровые технологии стали неотъемлемой стороной жизни современного человека. Появившись изначально как инструмент обработки и обмена информацией, сегодня они позволяют людям решать значительно более широкий спектр задач, предоставляя качественно новые возможности удовлетворения всего спектра человеческих потребностей: от витальных до экзистенциальных. В результате экспансии цифровых технологий в различные сферы жизни изменяется реальность жизнеосуществления человека, приобретая характер гибридной, или смешанной реальности, в которой происходит слияние реального и смоделированных с помощью цифровых технологий миров, когда физические и цифровые объекты сосуществуют и взаимодействуют в реальном времени, и, как следствие, претерпевают изменения процессы социального становления личности и взаимодействия людей.
Еще 15-20 лет назад эти изменения трактовались как локальные, характеризующие исключительно сферу взаимодействия человека с цифровыми технологиями, однако к сегодняшнему дню очевидно, что в условиях смешанной реальности происходит «…формирование цифровой личности как части реальной личности» [5, c. 76]. Анализируя трансформации процессов социализации, происходящие в условиях смешанной реальности, в логике культурно-исторической концепции развития психики, Г.У. Солдатова и А.Е. Войскунский предлагают рассматривать цифровые технологии в качестве современного варианта знакового опосредствования деятельности, особенности которых (в частности, мобильность, многофункциональность и персонализированность) детерминируют появление новых феноменов психического и социального функционирования людей [4]. Современный человек – это «расширенный человек» (в терминах М. Маклюэна [2]), или «достроенный человек» (в терминах И.М. Фейгенберга [6]), который не просто использует цифровые технологии для решения тех или иных жизненных задач, но воспринимает их как неотъемлемую часть самого себя.
Гибридный характер реальности, в которой разворачивается сегодня личностное становление и общение людей, а также развитие и взаимодействие социальных групп, определяет возникновение принципиально новых социально-психологических феноменов (например, таких, как цифровая идентичность [7; 13 и др.], виртуальная самопрезентация [8; 14 и др.], киберагрессия [1; 12; 16 и др.] и многих других), отличия которых от своих «доцифровых аналогов» обусловлены качественным своеобразием взаимодействия людей в цифровых мирах. Как отмечают Т. Постмес и Р. Спирс, цифровые инструменты коммуникации «бросают вызов общепринятым представлениям о социально-психологических процессах, которые лежат в основе социального поведения, начиная от романтических отношений и заканчивая коллективными действиями» [15, c. 326].
Изучение особенностей цифровых миров как пространства реализации социально-психологической активности людей опирается на исследования феномена коммуникации, опосредованной использованием технических устройств, которые активно развиваются с 1970-х гг. В тот период была создана и получила широкое распространение теория социального присутствия [17], которая заострила внимание на возможности опосредованной коммуникации обеспечивать чувство включенности во взаимодействие с другими людьми. Было показано, что ограничения количества каналов восприятия информации, определяемые техническими характеристиками опосредующего взаимодействие устройства, сокращают эффект присутствия, делая коммуникацию менее эмоционально насыщенной и обезличивая ее. Несмотря на то, что современные цифровые технологии предоставляют существенно больше инструментов для мультимодальной коммуникации в режиме реального времени, чем это было возможно несколько десятилетий назад, цифровое взаимодействие по-прежнему не позволяет задействовать все сенсорные модальности в объеме, аналогичном тому, который характерен для взаимодействия «лицом к лицу», что приводит к изменениям в процессах создания «совместной реальности», а также целостных, внутренне непротиворечивых образов самих себя у взаимодействующих субъектов, порождая принципиально новые социально-психологические эффекты [18].
Необходимо отметить, что, несмотря на выраженный интерес научно-профессионального сообщества к проблемам цифровых трансформаций процессов социализации и социального взаимодействия людей, наглядным доказательством которого является последовательный рост количества публикаций по соответствующей тематике, социально-психологические исследования в данном предметном поле находятся сегодня лишь на начальных этапах и имеют серьезные перспективы развития, прежде всего, в связи с их теоретико-методологическими основаниями.
Так, очевидна необходимость выработки единого понятийного аппарата, позволяющего упорядочить использование терминов, фактически не являющихся синонимами, но зачастую употребляемых в социально-психологических исследованиях в качестве таковых (например, «цифровая социализация», «киберсоциализация», «онлайн-социализация»; «цифровая идентичность», «сетевая идентичность», «онлайн-идентичность» и др.). Решение этой задачи не только будет способствовать уточнению категориального строя современной социальной психологии, но и, без сомнения, будет иметь выраженный эвристический потенциал, подсвечивая «белые пятна» и перспективные направления исследований.
Не менее важной задачей является уточнение методологии исследований цифровой социализации. Как справедливо отмечают Х. Уилмер с соавт. [20], в современных условиях практически невозможно использовать экспериментальные методы со случайным распределением испытуемых по различным группам на основе параметров доступа к цифровым технологиям, поскольку этот параметр в подавляющем большинстве случаев будет производен от возраста респондентов, доступности ресурсов и образа жизни. В результате в исследованиях, посвященных проблемам изменений процессов социализации под влиянием цифровых технологий, преобладают квазиэкспериментальные и корреляционные форматы, которые к тому же часто основаны не на анализе реального поведения людей в смешанной реальности, а на их самоотчетах о своем поведении. Экспериментальный исследовательский дизайн применим сегодня преимущественно для анализа кратковременных последствий взаимодействия людей с цифровыми технологиями и не позволяет изучать устойчивость этих изменений. В связи с этим представляются перспективными задачи усиления методологической проработанности социально-психологических исследований, осуществляемых в данном предметном поле, создания новых исследовательских инструментов, разработки оригинальных моделей социально-психологических экспериментов.
Но тем не менее исследования, посвященные анализу изменений процессов социализации и социального взаимодействия людей в условиях распространения цифровых технологий, несмотря на отмеченные ограничения, обладают несомненной актуальностью. Так, характеристика новых социально-психологических феноменов хотя и вызывает споры в отношении того, как «вписать» их в поле уже имеющегося социально-психологического знания, представляется крайне значимой задачей, поскольку способствует сближению психологической теории с реалиями жизни современного человека, а выявление новых закономерностей взаимодействия в условиях его опосредования использованием цифровых технологий позволяет, помимо анализа непосредственно «цифрового» взаимодействия, увидеть новые грани взаимодействия в нецифровой реальности (как, например, способствуют переосмыслению сущности феномена Я-концепции исследования селфи [3; 11; 19] или уточнению взглядов на нравственную регуляцию поведения данные о решении моральных дилемм в цифровом пространстве [9; 10]). Отдельного внимания заслуживают вопросы возможностей теорий, сложившихся в «доцифровую» эпоху, для анализа социально-психологических явлений, возникающих в условиях использования цифровых технологий.
Определенный вклад в развитие «цифровой» проблематики в социально-психологических исследованиях, по нашему мнению, вносят статьи, опубликованные в тематическом выпуске «Цифровое общество и цифровая социализация». В ряде статей представлен теоретический и эмпирический анализ новых социально-психологических феноменов: невоплощенности в интернете (Кочетков Н.В., Кудряшов Д.П. «Вовлеченность в киберсоциализацию молодежи и ее социально-демографические характеристики как предикторы невоплощенности в интернете»), фальшивой самопрезентации (Корниенко Д.С., Руднова Н.А. «Фальшивая самопрезентация подростков в социальных сетях: связь с характеристиками использования социальных сетей и одиночеством»), фаббинга (Нестерова А.А., Феклисова А.А. «Фаббинг: стремление к поверхностным контактам с другими и избегание глубинных контактов с собой»), проблемного использования социальных сетей (Манчук В.Т., Терещенко С.Ю., Шубина М.В. «Проблемное использование социальных сетей: терминология, распространенность, психосоциальные факторы риска и соматическая коморбидность»), зависимости от смартфона (Шейнов В.П., Низовских Н.А., Ермак В.О. «Зависимость от смартфона и ее связи c академической мотивацией, прокрастинацией и самоконтролем в общении у белорусов и россиян»). Другие статьи раскрывают новые закономерности взаимодействия человека с различными сторонами социальной действительности (Гоштоньи М. «Секс или смартфон? Анализ связи между проблемным использованием смартфона и сексуальной активностью на основе однородных и неонородных идентификаторов и алгоритмов машинного обучения»; Гутьеррес Я.П.Г., Аледиа Э.Д.Д., Геварра Д.Г., Джаса Я.Р.А., Виллануэва Д.М., Тан К.С. «Признаки разрыва отношений: мотивация и результаты обмена паролями в социальных сетях мужчинами молодого возраста с их партнершами»; Завьялова Е.К., Бордунос А.К. «Стратегический подход к оценке цифровизации систем управления человеческими ресурсами: пример российских компаний»; Икеда Ш. «Экспериментальное исследование влияния децентрации и осознания уязвимости на восприятие человеком роботов»). В выпуск также включена статья, в которой предпринята попытка анализа феномена цифровой социализации через теории психологического благополучия (Волкова Е.Н., Сорокоумова Г.В. «Психологические критерии благополучия современных подростков в контексте изучения цифровой социализации»).
Мы надеемся, что статьи, вошедшие в тематический выпуск «Цифровое общество и цифровая социализация», будут интересны как специалистам, изучающим изменения процессов социального становления и функционирования личности, малых и больших групп, происходящие под влиянием распространения цифровых технологий в различных сферах жизни людей, так и читателям, которые не связаны с данной тематикой научно-исследовательскими интересами, но готовы рефлексировать свой собственный «цифровой опыт» через призму результатов социально-психологических исследований.

Литература

  1. Антипина С.С. Социальный интеллект и проявление киберагрессии у подростков // Психология человека в образовании. Т. 4. № 2. С. 133–144. DOI:10.33910/2686-9527-2022-4-2-133-144
  2. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. 464 с.
  3. Павлова Н.В., Филиппова Е.В. Феномен селфи и его психологический смысл для современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30. № 1. С. 109–131. DOI:10.17759/cpp.2022300107
  4. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.2018090308
  5. Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 431–450. DOI:10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
  6. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и этика. Цивилизация как этап развития жизни Земли. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2011. 123 c.
  7. Хороших В.В., Чарыкова Е.Б. Факторы вариативности виртуальной самопрезентации подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 19. С. 103–112.
  8. Шнейдер Л.Б., Сыманюк В.В. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня // Психологические исследования. Т. 10. № 52. C. 7. DOI:10.54359/ps.v10i52.392
  9. Barque-Duran A., Pothos E.M., Hampton J.A., Yearsley J.M. Contemporary morality: Moral judgments in digital contexts // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 75. P. 184–193.
  10. Bouhnik D., Mor D. Gender differences in the moral judgment and behavior of Israeli adolescents in the internet environment // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2014. Vol. 65(3). P. 551–559. DOI:10.1002/asi.22979
  11. Diefenbach S., Christoforakos L. The Selfie Paradox: Nobody Seems to Like Them Yet Everyone Has Reasons to Take Them. An Exploration of Psychological Functions of Selfies in Self-Presentation // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. Article 7. DOI:10.3389/fpsyg.2017.00007
  12. Ibrahim M.S., Yusuf S., Victor S.A., Abidin M.Z.Z. Towards Understanding the Personal and Situational Factors of Cyber Aggression: A Theoretical Review // Jurnal Pengajian Media Malaysia. 2024. Vol. 26. No. 1. P. 1–15.
  13. Jang W., Bucy E.P., Cho J. Self-esteem moderates the influence of self-presentation style on Facebook users’ sense of subjective well-being // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 85. P. 190–199. DOI:10.1016/j.chb.2018.03.044
  14. Molotokienė E. The Transformation of Narrative Identity into Digital Identity: Challenges and Perspectives // Colloquium. 2020. Vol. 12. No. 2. P. 123–133.
  15. Postmes T., Spears R. Psychology and the Internet: Building an Integrative Social Cognitive Research Agenda // Psychological Inquiry: An International Journal for the Advancement of Psychological Theory. 2013. Vol. 24. P. 326–332.
  16. Runions K.C. Toward a conceptual model of motive and self-control in cyber-aggression: Rage, revenge, reward and recreation // Journal of Youth and Adolescence. 2013. Vol. 42. No. 5. P. 751–771. DOI:10.1007/s10964-013-9936-2
  17. Short J.A., Williams E., Christie B. The social psychology of telecommunications. London: Wiley, 1976. 195 р.
  18. Sparrow B., Chatman L. Social Cognition in the Internet Age: Same As It Ever Was? // Psychological Inquiry: An International Journal for the Advancement of Psychological Theory. 2013. Vol. 24. P. 273–292.
  19. Tiggemann M., Anderberg I., Brown Z. Uploading your best self: Selfie editing and body dissatisfaction // Body Image. 2020. Vol. 33. P. 175–182. DOI:0.1016/j.bodyim.2020.03.002
  20. Wilmer H.H., Sherman L.E., Chein J.M. Smartphones and Cognition: A Review of Research Exploring the Links between Mobile Technology Habits and Cognitive Functioning // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Article 605. DOI:10.3389/fpsyg.2017.00605

Информация об авторах

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 261
В прошлом месяце: 68
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 113
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 18