Цифровая среда как пространство становления психики современного человека

0

Аннотация

В рецензируемом пособии обобщаются результаты современных научных исследований, посвященных вопросам изменений в психическом функционировании человека, обусловленных его взаимодействием с цифровыми технологиями.

Общая информация

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: рецензия

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150213

Получена: 28.06.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Шейнов В.П. Цифровая среда как пространство становления психики современного человека // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 2. С. 200–204. DOI: 10.17759/sps.2024150213

Полный текст

Проблема влияния цифровой среды на психику человека широко обсуждается последние десятилетия в научном сообществе. Дискуссии, посвященные этому вопросу, носят полярный характер: от признания позитивного влияния цифровой среды на психическую организацию человека до призывов к отказу от использования цифровых устройств во избежание причинения вреда человеку. Особенность научных исследований на эту тему заключается в том, что они носят фрагментарный характер, раскрывая, как правило, отдельные аспекты обсуждаемой проблемы, и, кроме того, в некоторых случаях освещают тему взаимодействия человека с цифровой средой довольно тенденциозно, в логике поддержки одной из обозначенных выше позиций. Изданное в институте психологии ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена учебное пособие «Цифровые трансформации психологии человека» [1] решает задачу целостного представления материалов по заявленной теме с опорой на анализ фактической информации, представленной в результатах современных научных исследований, в котором оценочная парадигма («Цифровые трансформации психического потенциала – это хорошо или плохо?») сменяется парадигмой научно-психологического анализа причин и следствий наблюдаемых изменений («В чем конкретно заключаются эти изменения, чем они вызваны и каковы их проявления в деятельности людей?»).
Отличительной чертой рецензируемого пособия является опора на теоретико-методологические положения интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей, продолжающие традиции психологической школы Герценовского университета. Методологические предпосылки создания пособия составили идеи культурно-исторической теории Л.С. Выготского, принципы целостности, системности и комплексности, сформулированные в работах Б.Г. Ананьева, а также концепция интегрального синтеза психологического знания В.Н. Панферова. Авторы предлагают рассматривать смешанную реальность, в условиях которой происходит становление и функционирование психики современного человека, как новую (и, что важно, нормативную) социальную ситуацию развития, при взаимодействии с которой психическая организация человека трансформируется с целью адаптивного функционирования в разнообразных процессах жизнедеятельности, и раскрывают изменения психического потенциала человека через обращение к результатам многочисленных эмпирических исследований, проведенных в данном предметном поле в последние десятилетия. Через весь текст прослеживается стремление авторов изложить достоверные, подтвержденные результатами научных исследований факты, знакомство с которыми позволит читателям увидеть в закономерно происходящих изменениях психического потенциала человека, обусловленных цифровизацией среды его обитания, не поводы для паники или, наоборот, неоправданного оптимизма, а принципиально новые возможности, которые получает человек, а также сопряженные с ними риски и способы управления ими.
Первый раздел «Теоретико-методологические предпосылки изучения цифровых трансформаций человека» раскрывает основные проблемы психологического изучения изменений психического потенциала человека в условиях цифровизации различных сфер жизни. В этой части пособия показано, что основной характеристикой цифровых трансформаций психологии человека является разнообразие их проявлений в зависимости от субъектности человека, а также описаны другие существенные различия закономерностей развития и функционирования психики в «доцифровой» и «цифровой» среде. В этом контексте обсуждаются поколенческие изменения, которые свидетельствуют о том, что цифровая среда является в современном мире не столько инструментом, с помощью которого человек оптимизирует свою деятельность, сколько социокультурным феноменом, на фоне которого происходят изменения в функционировании психического потенциала человека.
В следующих разделах описываются цифровые трансформации отдельных компонентов психического потенциала. Так, в разделе «Цифровые трансформации психофизиологического потенциала человека» обсуждаются вопросы изменения мотивационной, эмоциональной и регуляторной сфер человека в связи с взаимодействием с цифровыми технологиями. Авторы обращаются к таким феноменам, как цифровая потребность, цифровая прокрастинация, цифровая скука, цифровой стресс и цифровое совладание, анализируют изменения иерархии потребностей, механизмов возникновения различных эмоциональных реакций и возможностей произвольной саморегуляции. В разделе «Цифровая трансформация психофизического потенциала человека» описываются феномены сенсорного конфликта, клипового мышления, когнитивной скупости и многие другие эффекты, возникающие в процессах познания, реализуемых в контексте использования цифровых технологий. Отмечается, что когнитивный потенциал в большей степени, чем другие психические явления, «надстраивается» цифровыми инструментами, что влечет за собой во многих случаях «экономию энергии» в познавательной деятельности посредством частичной передачи им своих функций. Раздел «Цифровые трансформации деятельностно-психологического потенциала человека» раскрывает проявления психодинамического потенциала и феномен индивидуального стиля деятельности в цифровой среде, своеобразие реализации общих и специальных способностей в деятельности с использованием цифровых технологий. Обсуждаются такие феномены, как цифровые способности, цифровая креативность и цифровой интеллект. В разделе «Цифровые трансформации социально-психологического потенциала человека» охарактеризованы особенности общения и взаимодействия людей в цифровой среде, анализируются психологические особенности гибридной речи, уделяется внимание феноменам утилитаризации нравственных суждений, психологического дистанцирования и др. Раздел «Цифровые трансформации рефлексивного потенциала человека» посвящен рассмотрению феноменов цифровой картины мира, цифрового мировоззрения и цифровой идентичности. Подчеркивается, что смешанная реальность становится предметом отражения и рефлексии современного человека, в связи с чем ключевым фактором адаптации человека в мире является формирование целостной и непротиворечивой картины смешанной реальности и представлений о себе в этой реальности. Рассматриваются новые возможности для самопознания человека, предоставляемые современными цифровыми технологиями, и их взаимосвязи с изменениями в сфере экзистенциальных переживаний. Содержательно связывает все разделы пособия последовательно проводимая авторами мысль о том, что в условиях цифровизации различных сфер жизни на первый план выходят проблемы субъектности человека как пользователя цифровых технологий, обеспечивающих ему возможности самостоятельного смыслопорождения, целеполагания и управления своим поведением. Этот тезис является лейтмотивом «Заключения», завершающего текст.
Будучи учебным пособием, данное издание решает, в первую очередь, задачи, связанные с организацией учебного материала, необходимые для организации образовательного процесса в вузах. Авторы указывают, что целевой аудиторией, которой может быть потенциально интересны представленные в пособии материалы, являются студенты психологических и педагогических направлений подготовки. Однако, по моему мнению, изложенные в пособии материалы представляют интерес не только для психологов, но и для социологов, культурологов, IT-специалистов и др. Поэтому я бы предложил авторам подумать о расширении круга потенциальных читателей, тем более что способы презентации учебного материала делают доступным его освоение студентами, не имеющими профильной подготовки в области психологии или педагогики.
Каждый раздел пособия включает в себя несколько содержательных блоков. Блок «Основные понятия» позволяет читателю сориентироваться в терминологии, используемой в тексте соответствующего раздела. Это крайне важно, поскольку речь идет преимущественно о принципиально новых феноменах. Приведенные формулировки используемых в тексте определений значительно облегчают чтение и позволяют избежать многих недоразумений. Вспоминаются в связи с этим мысли Рене Декарта («Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений») и Аристотеля («Как много споров могли быть прекращены, если бы участники договорились дать определение терминам»). В блоке «Ведущие идеи раздела» конспективно представляются несколько ключевых тезисов, вокруг которых разворачивается содержание информационного модуля данного раздела. Эти блоки представляют собой своеобразные навигаторы, которые помогают «не заблудиться» в основном тексте. Любой раздел завершается «Вопросами для обсуждения», активизирующими мысль читателя, а также «Практическими заданиями», которые могут использоваться для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Пособие построено так, что может стать (и, уверен, станет) стартовой площадкой для приобщения к научной работе, прежде всего, студентов и магистрантов, поскольку оно им адресовано. Но и сложившиеся исследователи получат творческий импульс для вхождения в проблемы, множество из которых представлено в этом пособии. Неоценимую помощь в этом окажут обзорный характер данного издания и обширный список использованной при написании пособия литературы, насчитывающий более 500 источников. То, что этот список представлен в двух частях – общий в конце пособия и краткий, использованный при написании каждого раздела, создает дополнительное удобство для пользователя пособием. И вместе с тем краткий список подсказывает не спешить переходить к следующему разделу, а, обратившись к первоисточникам, углубиться в то, что только что прочел.
Обобщение результатов эмпирических исследований – важнейшая и вместе с тем чрезвычайно сложная проблема современной психологической науки. На пути решения этой проблемы – большое число препятствий, с которыми приходится сталкиваться современным исследователям. Среди этих препятствий одно из первых мест занимает отсутствие четких психологических дефиниций и критериев, чрезвычайно усложняющее сопоставление данных, полученных исследователями, представляющими разные научные направления. В рецензируемом пособии предпринята успешная попытка уточнить понятийный аппарат изучаемой проблемы (например, весьма интересными и продуктивными представляются трактовки новых феноменов, таких как клиповое мышление, цифровая прокрастинация, цифровой интеллект, цифровая картина мира и др., посредством их «вписывания» в категориальный строй современной психологии). Кроме того, особенность данного пособия состоит в том, что оно включает результаты недавно проведенных психологических исследований, и многие идеи, заложенные в нем, еще нуждаются в дополнительном их изучении. Обращает на себя внимание «плотность» информации, насыщенность каждого раздела существенно новыми сведениями: это тот случай, когда «мыслям тесно». В результате при сравнительно небольшом объеме пособия в нем представлен огромный фактический материал. Поэтому оно может использоваться не только в качестве средства формирования у студентов умений и навыков использования психологических знаний при анализе взаимодействия человека с цифровой средой, но и как своеобразный навигатор при планировании научных исследований в соответствующем его тематике предметном поле. Кроме того, внимательное прочтение пособия может подтолкнуть к практическим выводам в области психопрофилактики и психокоррекции цифровой аддикции и негативных эффектов, возникающих при взаимодействии с цифровой средой, что может оказаться полезным для разработки безопасного и одновременно эффективно развивающего психический потенциал цифрового контента.
Лично я читал пособие с большим удовольствием. Прежде всего, из-за насыщенного содержания, в силу чего узнал много нового для себя. Но и по причине прекрасного языка, как научного, так и литературного. Надеюсь, что и другие читатели этого пособия испытают, как и я, то же чувство благодарности авторам за их большой, крайне своевременный и очень полезный труд.

Литература

  1. Безгодова С.А., Микляева А.В. Цифровые трансформации психологии человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. 176 с.

Информация об авторах

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства, Республиканский институт высшей школы, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2191-646X, e-mail: sheinov1@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0