Предисловие главного редактора

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2025160201

Поступила в редакцию 09.06.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Толстых, Н.Н. (2025). Предисловие главного редактора. Социальная психология и общество, 16(2), 5–9. https://doi.org/10.17759/sps.2025160201

© Толстых Н.Н., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Выпуск журнала, тема которого – «Современный подросток глазами социальных психологов», посвящен памяти Михаила Юрьевича Кондратьева, ушедшего от нас ровно 10 лет назад, в мае 2015 года.
Михаил Юрьевич создал журнал «Социальная психология и общество», дал ему название, из лучших социальных психологов страны и мира собрал редакционный совет, редколлегию журнала, выбрал дизайн обложки и, наконец, сформулировал миссию журнала, которая и определила путь его развития. Первые пять лет существования журнала, вплоть до выпуска в 2015 году второго номера, полностью им подготовленного, был его главным редактором. Научные же интересы Михаила Юрьевича лежали в области социальной психологии подростка, изучения самых разных подростковых групп, коллективов, сообществ, объединений, всего того, что характеризует систему взаимодействий и взаимоотношений подростков в этих группах и коллективах, выяснения вопроса о том, как в этой системе «выделывается» личность человека на столь важном и столь трудном этапе его жизненного пути. Многое из того, что мы сегодня знаем о подростках и что нам видится само собой разумеющимся, мы знаем из работ М.Ю. Кондратьева. Но за то десятилетие, которое прошло со дня его смерти, в этом стремительно меняющемся мире многое изменилось и в психологии подростка. Возникли процессы и явления, которые десять-двадцать лет назад либо вообще не существовали, либо ввиду незначительности были на периферии научных интересов психологов. В память о Михаиле Юрьевиче мы решили посвятить выпуск журнала, который сейчас перед вами, социально-психологическим проблемам сегодняшнего подростка.
Во времена наших с Михаилом Юрьевичем детства, отрочества и юности школа была для школьников всех возрастов намного более значимым местом, чем, смею думать, сегодня. Родная школа неизменно составляла важную часть той малой родины, которая таковой и оставалась до конца жизни многих людей. В наши дни ситуация заметно изменилась, чему много причин, о которых здесь не место подробно говорить. Представляемый выпуск открывает статья К.М. Анчикова (Москва) «Потенциал школы в формировании у обучающихся чувства сопричастности с локальным сообществом». В отсутствии этого чувства сопричастности с локальным сообществом автор видит одну из причин миграционных настроений современной молодежи, миграционных намерений, связанных с желанием сменить регион проживания, часто буквально после окончания учебы в школе. Автор в рамках обзора различных работ анализирует факторы формирования чувства сопричастности тем локальным сообществам, которые существуют за границами школы и могут учитываться в учебно-воспитательной деятельности школы. Предлагается модель анализа открытости школы внешнему взаимодействию на основе оценки школьных практик и контекста. Чувство сопричастности локальному сообществу, с моей точки зрения, является важной составляющей того чувства патриотизма, на формирование которого нацелена современная воспитательная система, но которое, как оказывается, не так просто воспитать у современного подростка. Предлагаемая вниманию читателей статья открывает один из путей, механизмов, одну из целевых установок такой работы.
Тему миграции молодежи продолжает статья «Этническая и социальная идентичность подростков в условиях миграции» (авторы – В.И. Екимова, Е.П. Зимина, Е.А. Орлова, Москва), которая нашла свое место в рубрике «Эмпирические исследования». В работе сравниваются две группы подростков из стран СНГ, одни из которых оказались в Турции (в Стамбуле), а другие – в России (в Москве), где последние обучаются в классах с преобладанием русскоязычного этнического большинства. Понятно, что те и другие подростки не сами оказались вне своей родины – они эмигрировали вместе с семьей, но и в Москве, и в Стамбуле перед ними стоят сложные проблемы обретения своей социальной и этнической идентичности. Проблемы эти имеют как общие, так и специфические черты, которые и исследуют авторы данной публикации.
Но вернемся к рубрике «Теоретические исследования», обратясь к статье Е.Н. Волковой (Москва) «Феномены социализации современных подростков: Pro et contra». Под феноменами социализации автор в данном случае имеет в виду многие явления, которые так или иначе связаны с более общей проблемой – цифровой социализацией. Нельзя ошибиться, назвав эту проблему проблемой № 1 сегодня. «Феномены цифровой социализации современных подростков, – пишет Е.Н. Волкова, имея в виду такие явления, как компьютерные игры, кибербуллинг, хакерство, Net-дружба, фаббинг и т.п., – имеют много общих черт, обусловленных процессами интеграции виртуальной и реальной среды жизни в жизненное пространство нового типа». Исход этих процессов, как показывают исследования, зависит от того, как моделируют и модерируют взрослые свои взаимоотношения с подростками.
Проблематика цифровой социализации продолжает исследоваться в ряде статей рубрики «Эмпирические исследования», а именно – в статье Д.И. Дуброва (Москва) «Взаимосвязь между использованием информационно-коммуникационных технологий, внутрисемейным социальным капиталом и агрессивностью подростков», статье Н.К. Радиной (Нижний Новгород) «Подростки в ТикТок: игра, мимесис и “цифровой авторитет”», статье «Цифровые предпочтения старших подростков: проблемы онлайн-активности и роль социальной поддержки» (авторы – Д.С. Корниенко, Н.А. Руднова, Москва, Я.К. Смирнова, Барнаул, А.М. Калимуллин, Казань, Ю.И. Семенов, Якутск).
Но «классические» проблемы процесса социализации подростков не исчезли за широкой спиной цифровой социализации – просто стали выглядеть чаще иначе, вплелись в новые системные связи. Примером может служить исследование, представленное в статье «Связь деонтических представлений подростков с характеристиками их самоотношения» (авторы – Н.В. Лукьянченко, Л.С. Захарова, М.И. Аликин, Красноярск). Отрочество и сегодня – ключевой возраст для выработки собственной системы представлений о мире, о том, что должно, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как следует поступать в различных ситуациях. Эта «работа» тесно связана с процессами самосознания, с одной стороны, взаимодействия и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми – с другой. Авторы статьи приходят к выводу, что «собственные оценки подростки располагают в промежутках между оценками родителей, наиболее в их представлении просоциальными, и составляющими их альтернативу оценками сверстников». Если мы сравним полученные в этом исследовании результаты с полученными в другие годы, то увидим, что лет 70 назад дело обстояло совсем иначе. В книге «Два мира детства: дети в СССР и США» (на русском языке вышла в 1976 г.), демонстрируя по результатам сравнительного исследования различия между американскими и советскими школьниками, ее автор У. Бронфенбреннер заключает, что если американские школьники в своих нравственных оценках различных коллизий обычно ориентируются на мнение сверстников, то советские школьники в 60-е годы прошлого века в тех же ситуациях последовательно ориентировались на мнение взрослых (родителей и учителей).
Еще одна «вечная» подростковая проблема – переживания по поводу своего внешнего вида. Но сегодня и здесь не обойтись без роли социальных сетей. Сложную проблему взаимосвязи между социокультурным отношением к внешности, собственной оценкой своего тела, функционированием личности, использованием социальных сетей и возрастом среди пакистанских девушек-подростков анализируют психологи из Пакистана Л. Хан, С. Тарик и Н. Ишфак (Исламабад) в статье, которая публикуется на английском языке. Авторы приходят к следующему выводу: «Ожидания общества в отношении внешности значительно влияют на оценку своего тела подростками, что, в свою очередь, сказывается на их общем психическом здоровье и самооценке. Социальные сети могут смягчать это давление, повышая оценку своего тела девушками-подростками и положительно влияя на их самовосприятие; кроме того, по мере взросления подростков их способность справляться с этим давлением возрастает. Необходимо развивать систему поддержки, направленную на устранение негативного влияния социокультурного давления в отношении внешности на оценку тела и функционирование личности у подростков женского пола с учетом их возрастных особенностей».
Рубрика «Прикладные исследования и практика» представлена статьей Е.Г. Пастуховой (Москва) «От наказания к диалогу: практика школьных служб примирения». Автор отстаивает гуманистическую позицию в противовес традиционным карательным мерам, делая акцент на диалоге и взаимопонимании. В статье рассматриваются различные варианты деятельности школьных психологических служб в рамках так называемого восстановительного подхода, что можно только приветствовать в наши непростые времена.
Рубрика «Научная жизнь» открывается статьей Г.В. Акопова (Самара) «Этапы категориального оформления социальной психологии в России», посвященной 95-летию выдающегося отечественного социального психолога Бориса Дмитриевича Парыгина. Автор не просто отдает дань видному ученому, но проводит глубокий анализ становления понятийной системы отечественной социальной психологии, иными словами, обращает внимание читателей на непростые методологические проблемы социальной психологии, а это встречается в публикациях не часто.
В этой же рубрике – традиционный для вторых номеров нашего журнала отчет о ежегодно проводимой в мае факультетом социальной психологии МГППУ конференции памяти М.Ю. Кондратьева (в этом году она была десятой по счету). На этот раз такой отчет подготовлен Т.Ю. Мариновой и М.Н. Расходчиковой.
Наконец, редколлегия журнала с радостью поздравляет нашего коллегу из МГУ им. М.В. Ломоносова Тахира Юсуповича Базарова с его 70-летием и желает ему долгих лет плодотворной и счастливой жизни.
 

Информация об авторах

Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), главный редактор журнала «Социальная психология и общество», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503, e-mail: nnvt@list.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 32
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 32

 Скачиваний PDF

За все время: 11
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 11

 Всего

За все время: 43
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 43