Им нельзя друг без друга

333

Общая информация

Рубрика издания: Судьбы людские

Тип материала: эссе

Для цитаты: Куксин В. Им нельзя друг без друга // «Ваш собеседник», общероссийский журнал для слепоглухих. 2013. № 1. С. 9–14.

Полный текст

Им нельзя друг без друга

Они убеждены, что сам Бог создал их друг для друга. Правда, долгое время эти двое ничего такого не знали и даже не подозревали, что незаметно, год за годом, день за днем, шаг за шагом приближаются к судьбоносной встрече. Ходили по тем же московским улицам, учились в одной и той же школе, в одном и том же вузе, имели общих друзей, и... не были даже знакомы. Но вмешался его величество случай.

Произошло это в далеком 1976 г., когда в пансионате ВОГ в поселке Мамонтовский проходило празднование юбилейной даты начала обучения неслышащих в старейшем московском вузе – МВТУ (ныне МГТУ) имени Н. Э. Баумана. Глухие питомцы «бауманки», первые рабфаковцы, ставшие видными учеными, инженерами, разработчиками самой передовой техники, педагоги и студенты съехались в подмосковный пансионат со всех концов СССР. Оказались на этой встрече и мои герои.

Проводя пансионатский досуг за игрой в настольный теннис, Галина и Николай почти одновременно проиграли своим более ловким партнерам и, расстроенные, отошли в уголок, чтобы не путаться под ногами у играющих. Оказавшись вдвоем, молодые люди познакомились, разговорились… Проигрыш тот оказался для обоих счастливым выигрышем – на всю жизнь. Спустя три года молодые люди стали мужем и женой.

К тому времени Николай Крюков уже работал инженером-конструктором на Мытищинском машиностроительном заводе. Постороннему название ММЗ ничего не говорило, и в те времена немногие знали, какую оборонную продукцию выпускает это предприятие. Отбор специалистов на него, как вспоминает Николай, был жестким. «Меня твой слух не волнует, – сказал при первой встрече с Николаем начальник конструкторского бюро. – Меня интересует только твоя голова». Голова у этого высокого, атлетически сложенного юноши в очках оказалась на месте. Да и характер не робкий – доказал новичок, что может трудиться, творить, дерзать не хуже слышащих. Спустя многие годы тот же руководитель КБ признался Николаю: «Ты был моим лучшим учеником». Еще бы не лучшим! На счету ведущего инженера-конструктора Н. Н. Крюкова было уже немало авторских свидетельств и запатентованных изобретений, уникальные предложения и проекты.

Два десятка лет он посвятил созданию ходовых частей боевых гусеничных машин. А в 90-е годы завод приступил к проектированию и выпуску новых вагонов метро и самых современных видов рельсового транспорта. Н. Крюков разрабатывал конструкции ходовых частей, от надежности которых зависят скоростные качества, комфорт и безопасность движения составов.

В 1997 г. Николай Николаевич был награжден медалью «В память 850-летия Москвы». Не счесть, сколько благодарностей и грамот получил за 35-летний труд по военной и гражданской тематике скромный глухой конструктор. В год его 50-летия Н. Н. Крюкову было вручено Благодарственное письмо от Министерства обороны – за большой вклад юбиляра в разработку образцов новой техники для Российской армии, а также Почетная грамота от Министерства путей сообщения. По-настоящему оценить этот успех можно, если представить, какая острая конкуренция интеллектов, воли, опыта, знаний высококвалифицированных специалистов была в недавние времена на форпостах отечественной науки и инженерной практики.

Между тем, одному из лучших конструкторов завода мешало не только отсутствие слуха, но и слабеющее зрение. Глядя на живые проницательные глаза Николая, мало кто знал, что поле видимости у них с ужасающей быстротой сужается. Но пришло время медицинского заключения: оказалось, что у Николая неизлечимая болезнь – синдром Ушера. Знаменитый офтальмолог академик Ю. А. Утехин, к которому Крюковы обратились за помощью, вопреки своей фамилии сделал неутешительный прогноз, но дал ценный совет: «Ни в коем случае не сидите дома. При таком заболевании жизненно необходима работа. Это способствует долгому сохранению остатков зрения».

Сегодня Николай почти слеп, но два мощных слуховых аппарата позволяют общаться с окружающим миром. А главное – рядом самый близкий, самый любимый, самый надежный человек – Галя. Жена, друг, единомышленник, коллега, неутомимая помощница – и дома, и на работе. Вот уже четвертое десятилетие после той счастливой встречи в Мамонтовском пансионате идут они по жизни рядом, даря друг другу тепло своих сердец, поддерживая в нелегкие минуты.

Галина после окончания 30-й школы поступила в МВТУ, когда Николай его уже заканчивал. Ее отец Христофор Иванович, художник и мастер модельной обуви, старался научить дочь всему, что умел и любил делать сам. «Хорошо, если тебе это не пригодится, – говорил он, – но лучше, если ты будешь уметь всё». Галя отлично училась, ей легко давались точные науки, и она поступила в МВТУ. После его окончания год работала в НИИ медтехники специалистом по лазерным устройствам. Потом перешла в НПО «Импульс»: для нее это была великолепная школа профессионального мастерства. Но перестроечная неразбериха, развал «оборонки» привели глухого инженера в НИИ технического стекла. Здесь Галина обрела среди слышащих коллег лучших товарищей.

Супруги Крюковы вопреки своей инвалидности – каждый на своем месте – с достоинством доказывали окружающим профессиональную и личностную состоятельность. Однако время шло, болезнь прогрессировала, и Николай вскоре практически перестал видеть. Несколько раз на улице попадал под машины, чудом остался жив. Добираться на работу стало проблемой. И это – в сорок лет, когда в голове фонтан идей, а твой талант конструктора невероятно востребован. Но опять – чудесная случайность: НИИ, где работала Галина, откомандировывает ее на ММЗ – там понадобилась помощь смежников, чтобы сконструировать бронированные стекла для инкассаторского автомобиля. Мытищинским оборонщикам понравилась энергичная, толковая женщина-конструктор. И вскоре ее пригласили на завод, где работал муж. Да и коллеги по НИИ посоветовали быть рядом с Николаем. Галина твердо решила: «Я буду глазами любимого человека».

Не сразу и не просто, но супруги Крюковы стали работать в одном КБ. Николай выработал способность держать в уме самые сложные чертежи. Он стал специалистом по проблемам – решает их оперативно, творчески. А Галина воплощает чертежи в электронном виде. Разрушительная перестройка ломала отечественную экономику и промышленность. Кадры на заводе постоянно сокращали. Но конструкторский тандем Крюковых продолжал быть нужным, он трудится по сию пору. Николай и Галина по-прежнему спецы по ходовым частям, на языке транспортников – «тележкам». Если вы едете в московской подземке комфортно – бесшумно, плавно, мягко – скажите спасибо и глухим конструкторам. А сколько новых изобретений на счету Николая Николаевича и его верной Галины! Вы бы видели их уникальный подземный путеукладчик, который прокладывает в туннелях метро 250-метровые рельсы! А красавец рельсовый автобус РА-730! Его ходовая часть тоже разработана с участием Крюковых. Кстати, это новейшее скоростное транспортное средство недавно оценил Президент России В. В. Путин во время своей поездки на строительство сочинских олимпийских объектов…

Вот такие замечательные люди стали с недавних пор посетителями мероприятий «Ушер-Форума» на Якиманке. Они неразлучны не только на работе и дома. Оказывается, давняя страсть Николая – альпинизм, горные походы, потом – парусный спорт, на смену ему – экстремальный водный туризм… Еще будучи студентом, Н. Крюков с группой слышащих скалолазов взошел в Приэльбрусье на вершину высотой около 4 000 метров. В шоковом состоянии оказался после этого не он, а руководитель группы, который впервые имел на своем попечении полуглухого и полуслепого альпиниста. На прощанье сказал Николаю: «Забудь о горах. Теперь твои вершины – постель, кухня и туалет». Но Николай закончил школы инструкторов горного и водного туризма, несколько раз водил группы искателей приключений по крутым тропам и быстрым рекам. После замужества Галя стала его спутницей в таких походах. Это было незабываемое время, полное романтики.

… Я сижу в уютной квартире Крюковых, где всё говорит о непоседливости хозяев, их умелых руках, увлеченности техникой, творчеством. Вот летающая модель самолета, вот настоящий карт, сделанный для сына собственными руками, вот изящная резная шкатулочка, вот множество любопытных вещиц, привезенных из далеких странствий. В прихожей – две пары лыж… И фотографии, фотографии – черно-белые, цветные, в том числе сменяющие друг друга на экране компьютера. Даже не верится, что в многоместном надувном судне (рафте), взмывшем над двухметровой высоты речным порогом, ловко гребет и слепоглухой турист. А рядом с ним – неразлучная и бесстрашная Галина. В прошлом году супруги Крюковы за семь дней прошли с группой рафтеров 110 км по бурным порожистым рекам Карелии. Мечтают теперь о плавании к таинственным ладожским шхерам…

Кстати, та деревянная шкатулочка, что так понравилась мне, вырезана руками их сына Артема. Всё, что знают и умеют сами, родители передали ему. Артем закончил Академию приборостроения и информатики, работает по своей специальности. Подрастают у Николая и Галины две прехорошенькие внучки София и Настенька, которых они очень любят…

С замечательным жизненным багажом, молодым душою встречает в нынешнем апреле свое шестидесятилетие Николай Николаевич Крюков, у которого судьба отняла способность полноценно слышать и видеть, но зато подарила самое дорогое на свете – Любовь.

Валерий Куксин.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 1555
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 333
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0