Аутизм и нарушения развития
2024. Том 22. № 3. С. 47–55
doi:10.17759/autdd.2024220306
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Специфика усвоения диалоговых навыков дошкольниками с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Актуальность и цель. Вариативность нарушений при формировании диалоговых навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) не всегда зависит от уровня интеллектуального развития. В вопросах развития речи важно учитывать не только специфику понимания обращенной речи на уровне вопросительных высказываний, но и аспекты структурирования и семантики ответа, предложенного самим ребенком с РАС. С целью изучения специфики усвоения базовых диалоговых навыков детьми с РАС, имеющими сохранный интеллект, спроектировано и проведено специальное пилотное исследование.
Методы и методики. Изучались особенности понимания вопросов разного назначения и структуры обучающимися с РАС 5—7-ми лет (группа 1 — 51 ребенок), имеющими сохранный интеллект и владеющими вербальной коммуникацией. Детям группы 1 и дошкольникам группы 2 более младшего возраста (от 3-х лет 10-ти месяцев до 5-ти лет 2-х месяцев, всего 28 участников) предлагались 48 вопросов, иерархия которых строилась с учетом онтогенетических закономерностей, связанных с формированием когнитивных концептов, доступных нормативно развивающемуся ребенку к определенному возрасту. Полученные в обеих группах результаты сопоставлялись.
Результаты. Из предложенных 3708 вопросов только 2,3% остались без ответа, а число правильных (адекватных) ответов в зависимости от возраста имело тенденцию к увеличению (например, у дошкольников с РАС 4-х лет — 68%, 5-ти лет — 73%). В ходе исследования показано, что по характеру и специфике диалоговых навыков обучающиеся с РАС 5—7-ми лет не имеют существенных отличий от нормативно развивающихся дошкольников более младшей возрастной группы: количество и качество правильных ответов детей с РАС в возрасте 6-ти лет практически сопоставимо с количеством правильных ответов нормативно развивающихся дошкольников 4-летнего возраста.
Выводы. В процессе формирования диалоговых навыков в структуре коррекционно-развивающего обучения детей с РАС педагог не должен ограничиваться традиционной спонтанной вопросно-ответной формой работы, ему следует также опираться на семантику и прагматику предлагаемого лексического материала. Полученные данные будут полезны педагогам коррекционного профиля при отборе содержания коррекционно-педагогической работы по развитию речи с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с РАС.
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дошкольный возраст, вербальная коммуникация, вербальные навыки, диалог, словесные стимулы
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220306
Получена: 19.06.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Адильжанова М.А., Тишина Л.А. Специфика усвоения диалоговых навыков дошкольниками с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 3. С. 47–55. DOI: 10.17759/autdd.2024220306
Полный текст
Группа |
Вид вопроса |
Пример |
1 |
Локативные |
Где книга? Где ты сидишь? |
Объектные |
Что ты пьешь? С кем ты приехал? |
|
2 |
Объектные |
Чем ты ешь? |
Предикатные |
Что делаешь карандашом? |
|
3 |
Посессивные |
Чей рюкзак? |
Квалитативные |
Какой формы колеса? Какого цвета мяч? |
|
4 |
Локативные |
Где ты моешь руки? Где растет трава? |
Квалитативные |
Какой мультфильм твой любимый? |
|
5 |
Квантитативные |
Сколько тебе лет? |
Объектные |
Что растет на голове? Что над домом? |
|
6 |
Смешанные |
Как ты узнаешь, что кто-то заболел? Что ты делал сегодня в садике? |
Число детей |
Возраст |
Количество баллов |
Характер ошибок. Примеры ошибок |
8 |
3 г. 10 мес. — 4 г. 3 мес. |
33 |
Демонстрируют устойчивый навык ответа на простые вопросы, за трудняются в понимании многокомпонентных вопросов: Что растет у тебя на голове? — Шапка. Какую знаешь одежду? — Форма; Вещи. Почему ты грустишь? — Потому что, когда мне грустно, я всегда иду в свою кроватку, плачу. Ответы односложные, ориентированные на последнее слово в вопросе. Затрудняются в понимании вопросов, содержащих слова Почему, Сколько, а также местоимения, предлоги и прилагательные. |
10 |
4 г. 4 мес. — 4 г. 8 мес. |
37 |
Демонстрируют навык ведения диалога. Что над домом? — Земля. Улучшается различение предлогов в составе вопроса. Трудности вызывают предлоги перед, между и временные концепты. |
10 |
4 г. 9 мес. — 5 л. 2 мес. |
35,5 |
Ошибаются в порядке дней недели, счете, во временных концептах. Что перед понедельником? — Среда, Вторник, Вчера; Как твоя фамилия? — Леша, Маша Доброва; Что между цифрами 2 и 4? — 5. Затрудняются в вербализованных сравнениях и объяснениях: Для чего нужен пластырь? Как ты узнаешь, что кто-то заболел? |
Количество баллов |
Вопрос |
Дети с нормотипичным развитием (группа 2) |
Дети с расстройствами аутистического спектра (группа 1) |
22—26 |
Что делаешь карандашом? Где ты гуляешь? Для чего нужен пластырь? |
Красный, синий, зеленый Мама и папа На мой палец |
Раскраска Игрушки Случайно |
27—31 |
Что растет в парке? Какой формы колеса? Что надевают на голову? |
Карусели Большие Глазки, рот |
Детская площадка Машины Голову |
32—36 |
Чем ты ешь? Где растет трава? Какую знаешь одежду? |
Колбасу; Во рту На полу Шерстяная |
Пицца Корова ест траву Одежда |
37—41 |
Что есть на кухне? Почему ты грустишь? Что растет на голове? |
Там готовят Не покупают Трава, цветы |
Кушал кашу Грустишь Шапка |
42—46 |
Что перед понедельником? Какая у тебя фамилия? Что между цифрой 2 и 4? |
Вторник Маша Доброва 5 |
Среда Ваня Королев 5 |
Литература
- Адильжанова М.А. Критерии оценки речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра // Специфические языковые расстройства у детей: Вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: методический сборник по материалам Международного симпозиума. Москва: Логомаг, 2018. С. 18—20. ISBN 978-5-905025-54-5
- Адильжанова М.А., Тишина Л.А. Характеристика коммуникативных профилей детей с расстройствами аутистического спектра с использованием критериев оценки речевого развития // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4-1. С. 89—94. DOI:10.17513/snt.37978
- Артемова Е.Э. Психолого-педагогический подход к изучению коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Специфические языковые расстройства у детей: Вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: методический сборник по материалам Международного симпозиума. Москва: Логомаг, 2018. С. 34—36. ISBN 978-5-905025-54-5
- Балчюниене И., Корнев А.Н. Особенности речи и устного дискурса при детском аутизме: описание случая спонтанного билингвизма. Часть I: Клинико-анамнестическое исследование // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 1. С. 68—75. DOI:10.17759/autdd.2023210108
- Ветрова М.А., Ветров А.О., Мигачев А.С. Использование диагностического инструмента «Матрица коммуникации» в работе с ребенком с тяжелой осложненной формой аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2024. Т. 22. № 1. С. 58—67. DOI:10.17759/autdd.2024220108
- Голобородько Н.А., Тишина Л.А. Предпосылки к развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: Традиции и инновации: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Москва: Юкод, 2019. С. 83—87. ISBN 978-5-4214-0078-3.
- Довбня С., Морозова Т., Залогина А. и др. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: Практики с доказанной эффективностью. Санкт-Петербург: Сеанс, 2018. 202 с. ISBN 978-5-905669-37-8.
- Елисеева М.Б., Вершинина Е.А., Рыскина В.Л. Макартуровский опросник: Русская версия: Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: Нормы развития: Образцы анализа: Комментарии. Иваново: Листос, 2016. 76 с. ISBN 978-5-905158-71-1.
- Ерофеева О.С. Особенности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра // Auditorium: Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2. 4 с.
- Казаковская В.В. Вопрос и ответ в диалоге «взрослый — ребенок»: Психолингвистический аспект. Москва: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2019. 464 с.
- Колмогорова Л.С., Колмогорова Л.А. Диагностика коммуникативной компетентности младших школьников // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19. № 2. С. 39—46. DOI:10.17759/bppe.2022190204
- Леонова И.В. Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Современное педагогическое образование. 2020. № 2. С. 157—162.
- Мухаметзянова Ф.Г., Мясагутова А.Ф., Валиуллина Г.В. Формирование речевой коммуникации дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2. С. 247—254. DOI:10.34772/KPJ.2020.139.2.034
- Нигматуллина И.А., Борисова Н.С., Фролова А.С. Оценка базовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с помощью методики VB-MAPP // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 25—33. DOI: 10.17759/autdd.2021190103
- Сергиенко А.И., Лукина А.Н. Развитие навыка интравербальной коммуникации в коммуникативных группах у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 3. С. 46—52. DOI:10.17759/autdd.2022200305
- Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Самарина Л.В. и др. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 И ADI-R // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 12—24. DOI:10.17759/autdd.2021190102
- Тишина Л.А., Адильжанова М.А. Вариативность нарушений в структурировании диалога у дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Центральные механизмы речи: Сборник материалов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции им. проф. Н.Н. Трауготт. Санкт-Петербург: ВВМ, 2022. С. 141. ISBN 978-5-9651-1435-1.
- Bak M.S., Dueñas A.D., Avendaño S.M. et al. Tact instruction for children with autism spectrum disorder: A review // Autism & Developmental Language Impairments. 2021. Vol. 6. 22 p. DOI:10.1177/2396941521999010
- Cariveau T, Brown A, Platt D.F. et al. Control by Compound Antecedent Verbal Stimuli in the Intraverbal Relation // The Analysis of Verbal Behavior. 2022. Vol. 38. № 2. Pp. 121—138. DOI:10.1007/s40616-022-00173-w
- Contreras Kallens P., Christiansen M.H. Models of Language and Multiword Expressions // Frontiers in Artificial Intelligence. 2022. Vol. 17. № 5. 14 p. DOI:10.3389/frai.2022.781962
- Espinosa F., Gerosa F., Brocchin-Swales V. Teaching multiply-controlled tacting to children with autism // European Journal of Behavior Analysis. 2021. Vol. 22. № 2. Pp. 173—193. DOI:10.1080/15021149.2020.1737407
- Gonzalez J.S., Slocum S.K. Teaching Children to Respond to Questions About the Past: A Preliminary Analysis // The Analysis of Verbal Behavior. 2022. Vol. 38. № 1. Pp. 65—73. DOI:10.1007/s40616-022-00166-9
- Hanney N.M., Carr J.E., LeBlanc L.A. Teaching children with autism spectrum disorder to tact auditory stimuli // Journal of Applied Behavior Analysis. 2019. Vol. 52. № 3. Pp. 733—738. DOI:10.1002/jaba.605
- Keesey-Phelan S.H., Axe J.B., Williams A.L. The Effects of Teaching a Problem-Solving Strategy on Recalling Past Events with a Child with Autism // The Analysis of Verbal Behavior. 2022. Vol. 38. № 2. Pp. 190—198. DOI:10.1007/s40616-022-00176-7
- Lin K.R., Wisman Weil L., Thurm A. et al. Word imageability is associated with expressive vocabulary in children with autism spectrum disorder // Autism & Developmental Language Impairments. 2022. Vol. 7. 9 p. DOI:10.1177/23969415221085827
- Meleshkevich O., Espinosa F., Axe J.B. Effects of time delay and requiring echoics on answering questions about visual stimuli // Journal of Applied Behavior Analysis. 2021. Vol. 54. № 2. Pp. 725—743. DOI:10.1002/jaba.790
- Muès M., Schaubroeck S., Demurie E. et al. Factors associated with receptive and expressive language in autistic children and siblings: A systematic review // Autism & Developmental Language Impairments. 2024. Vol. 9. 23 p. DOI:10.1177/23969415241253554
- Schroeder K., Rosselló J., Torrades T.R. et al. Linguistic markers of autism spectrum conditions in narratives: A comprehensive analysis // Autism & Developmental Language Impairments. 2023. Vol. 8. 15 p. DOI:10.1177/23969415231168557
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 230
В прошлом месяце: 128
В текущем месяце: 95
Скачиваний
Всего: 60
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 20