Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2019. Том 9. № 2. С. 112–122
doi:10.21638/spbu16.2019.201
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Самосозидание человека — новый этап развития психологии субъекта*
Аннотация
Проанализированы три взаимосвязанных направления исследований психологии субъекта, в которых представлены процессуальные, метаперсональные и духовно-практические основания развития субъектности человека. В рамках первого направления подчеркивается, что в последнее время в исследованиях субъекта и личности наблюдается переосмысление психологами категории «процессуальность», а в научном познании чаще используется процессуальный подход к анализу психических явлений, чем структурный. В процессуальном подходе, культурным и философским основанием которого является не онтология бытия, а онтология становления, внимание психологов фокусируется на понимании процессов и вариаций внутреннего мира человека, а также на их временной трансформации. Самым важным считается анализ становления, динамики и новизны личностных образований. Второе, метаперсональное, направление исследований субъекта заключается в том, что развивается теоретическое и концептуальное представление о метаперсональной самоинтерпретации субъекта. Она определяется как идентичность, выходящая за пределы индивидуального «Я» и охватывающая более широкие аспекты бытия, такие как человечество, жизнь, психика или космос. При метаперсональной самоинтерпретации субъект ощущает свою неразрывную связь со всем человечеством и осознает себя как часть природного и социального мира. Третье направление исследований субъекта — духовно-практическое. В психологии субъекта воплощение в одном феномене деятельностных, саморефлексивных и трансцендентных компонентов представлено в категории «духовно- практическое знание». Общим социогуманитарным контекстом его разработки послужили размышления М.Фуко и П.Адо, а конкретно-психологическим — публикации А.В.Брушлинского. Основой научных взглядов названных ученых стали два принципиальных соображения: 1) для понимания мира, познания истины субъект не может оставаться таким, какой он есть: достигнув высшего уровня активности, целостности, автономности, человек должен еще преобразоваться, превзойти самого себя; 2) познание неразрывно связано с деятельностью, а декларативное знание (знаю «что») — с процедурным (знаю «как»). Из этих оснований в психологии развивается не субъектный, а субъектно-деятельностный подход.
Общая информация
* Статья написана на основе доклада на Ананьевских чтениях. СПбГУ, 2018.
Ключевые слова: субъект, исследования , изменение, самосозидание, самопреобразование человека
Рубрика издания: Теория и методология психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.201
Для цитаты: Знаков В.В. Самосозидание человека — новый этап развития психологии субъекта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 2. С. 112–122. DOI: 10.21638/spbu16.2019.201
Литература
Анцыферова Л.И.Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.
Rafaeli-Mor E., Gotlib I.H., Revelle W. The Meaning and Measurement of Self-Comlexity // Personality and Individual Differences. 1999. No. 27. P. 341–356.
Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психологический журнал. 1991. Т. 12, No 6. С. 3–11.
Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. 623 с.
Тульчинский Г.Л. Личность как успешный автопроект // От события к бытию: грани творчества Галины Иванченко / сост. М.А.Козлова. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. С. 49–63.
Harter S. The construction of the self: Developmental and sociocultural foundations. New York: Guilford Press, 2012. 440 с.
Чепелева Н.В. Самопроектирование личности в дискурсивном пространстве // Человек, субъект, личность в современной психологии (к 80-летию А.В.Брушлинского). В 4 т. Т. 3 / под ред. А.Л.Журавлева, Е.А.Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 342–345.
Корбут А.М. Образовательная субъективность и «технологии себя» // Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / под ред. М.А.Гусаковского. Минск: БГУ, 2004. С. 122–134.
Петрова Г.И. Современный конструктивистский ответ в решении классической педагогико-антропологической проблемы «заботы о себе» // Вестн. Томского гос. ун-та. 2013. No 12 (140). С. 131–134.
Критская В.П., Мелешко Т.К. Патопсихология шизофрении. М.: Институт психологии РАН, 2015. 389 с.
Гришина Н.В. «Самоизменения» личности: возможное и необходимое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 2. С. 126–138.
Костромина С.Н., Гришина Н.В. Процессуальный подход в психологии личности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. А.Л.Журавлев, В.В.Знаков. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 506–512.
Харламенкова Н.Е. Описание, объяснение и обоснование теоретического знания в современной психологии личности // Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 431–453.
Giordano P. J. Being or becoming: Toward an open-system, process-centric model of personality // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2015. Vol. 49. Iss. 4. P. 757–771.
Giordano P. J. Individual personality is best understood as process, not structure // Culture and Psychology. 2017. Vol. 23. Iss. 4. P. 502–518.
Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект–Пресс, 1996. 415 с.
Смирнов А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. 712 с.
Леонтьев Д.А. Илья Пригожин и психология XXI века // Психологический журнал. 2018. Т. 39, No 3. С. 9–14.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998. С. 80–98.
DeCicco T.L., Stroink M.L. A Third Model of Self-Construal: The Metapersonal Self // International Journal of Transpersonal Studies. 2007. Vol. 26. Iss. 1. P. 82–104.
Mara C.A., DeCiccо T.L., Stroink M.L. An Investigation of the Relationships Among Self-Construal, Emotional Intelligence and Well-Being // The International Journal of Transpersonal Studies. 2010. Vol. 29. Iss. 1. P. 1–11.
Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. СПб.: Наука, 2007. 677 с.
Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб.: Степной ветер; ИД «Коло», 2005. 448 с.
Василюк Ф.Е. Типы духовного совладания // Консультативная психология и психотерапия. 2014. No 5. С. 139–151.
Порус В.Н. Что значит «понять» художественный текст? // Вопросы философии. 2016. No 7. C. 84–96.
Максимова Е.В. Духовная практика как предельная «практика себя» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. Т. 1, No 73. С. 122—125.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 186
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 74
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0