Профессиональная востребованность педагога в цифровой образовательной среде

15

Аннотация

Актуальность исследования проблемы профессиональной востребованности педагогов, имеющая как объективное, так и субъективное, личностное измерение, обусловлена необходимостью разработки методов психологического сопровождения их личностно-профессионального развития в условиях нарастающих требований к результатам образовательного процесса в современных социокультурных условиях. В статье рассматриваются содержательные характеристики и уровни сформированности профессиональной востребованности на основе положений концепции Л.М. Митиной о внутренней детерминации личностного и профессионального развития как взаимодополняющих и взаимополагающих процессов. Устойчивая, коррелируемая взаимосвязь и соотношения между характеристиками результатов деятельности и личностными особенностями позволяют педагогу достичь высокого уровня профессиональной востребованности. Цель статьи — изучение профессиональной востребованности педагога в контексте профессионализма деятельности и профессионализма личности, определение уровней сформированности и факторов, препятствующих ее достижению.

Общая информация

Ключевые слова: личность, субъект, личностно-профессиональное развитие, потенциальные возможности, профессиональная деятельность, уровни сформированности, активность

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210215

Получена: 14.04.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Селюч М.Г. Профессиональная востребованность педагога в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 120–127. DOI: 10.17759/bppe.2024210215

Полный текст

Введение

Методологическим основанием исследования является принцип субъекта деятельности. В его основе лежит концепция С.Л. Рубинштейна [10, с. 77], раскрывающая центральную позицию человека в мире и его способность к достижению высшего оптимального уровня развития — «восхождение к самому себе — лучшему». Профессиональный путь к достижению профессиональной востребованности педагога позволяют определить положения ученого об аспектах деятельности, согласно которым она является реальной и практической.

Причем деятельность педагога не является сущностью, которая сама себя осуществляет посредством имманентных движущих сил в виде целей и мотивов. Она осуществляется сознательно и произвольно и приводит в соответствие внутреннюю самоорганизацию всех психических процессов и тех внешних задач, которые педагог ставит и выделяет из совокупности объективных условий и требований профессиональной деятельности, — поскольку эта деятельность имеет объективный общественно необходимый характер.

При этом именно педагог является организатором реальной деятельности и организует одновременно и свою внутреннюю психическую личностную систему активности (для приведения в соответствие), и самостоятельно созидая ее условия (способ организации разных форм его активности). Внутренняя — собственно, психическая — составляющая реальной деятельности имеет свои стили, способы саморегуляции профессионального поведения, а также стратегии решения профессиональных проблем. Таким образом, профессиональная востребованность педагога обеспечивается в том случае, когда он становится субъектом деятельности, реорганизуя и качественно преобразовывая необходимые для ее осуществления психические и личностные свойства, используя их как ресурсы и средства — в соответствии с требованиями, условиями деятельности и критериями личности.

Профессиональная востребованность выступает как необходимое условие для профессионального и личностного роста педагога: через самоизменения посредством моделирования и практического достижения уникальных образовательных практик, а также через осознание индивидуальных возможностей для выполнения профессиональных задач. Готовность к получению качественных результатов деятельности сочетается с освоением различных стилей саморегуляции в образовательной среде, исключением миметических инноваций («чтобы было, как у всех»), умением адекватно отрефлексировать профессиональные проблемы, освоив новый тип профессионального поведения.

Основное содержание

В концепции личностно-профессионального развития Л.М. Митиной [7] обосновано, что в ходе осуществления профессиональной деятельности по типу модели развития за счет субъективных интегральных характеристик педагог достигает психологического благополучия и творчества. Личностное развитие педагога в качестве субъекта нами рассматривается как использование психических ресурсов для проявления индивидуальности, максимального самовыражения и самореализации. Субъектная парадигма предоставляет возможность раскрыть пути наиболее полного и удовлетворяющего самого педагога достижения профессиональной востребованности.

Личность достигает вершины личностно-профессионального развития на определенном этапе, предполагающем формирование психических свойств и механизмов в процессе профессиональной деятельности [2], развитие способности разрешать противоречия [1], поиск смысла жизни [6], владение способами личностного самовыражения, способность развивать индивидуально-типологические особенности в профессии [13].

Способность выстраивать профессиональную деятельность в условиях постоянных изменений образовательной среды требует от педагога повышенной субъектной активности и максимальных затрат личностных ресурсов для саморазвития. На признание профессиональной востребованности оказывает значительное влияние принятие собственной значимости (успешности и незаменимости) [12]. Воспринимая положительное отношение со стороны коллег, личность выстраивает самоотношение к себе и другим с позиции самодостаточности, открытости и сопричастности. В зависимости от выбора решения профессиональных задач, способов и стилей деятельности и поведения складываются индивидуальные сочетания профессионально-важных качеств, что, в свою очередь, образует индивидуальный профиль педагога для достижения более значимых успехов. Профессиональной востребованности всегда сопутствует наработка алгоритмов и индивидуальных критериев для оценки результатов в зависимости от их субъективной значимости для педагога [11, с. 62].

Аналогичные заключения определены А.А. Деркачом [4], согласно им личность способна превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, а личностно-профессиональное развитие выступает как процесс формирования личности, ориентированный на высокие профессиональные достижения в деятельности, саморазвитии и взаимодействиях с окружающим социумом. Профессиональная востребованность, с позиции ученого, представляется успешным профессионалом («пользуется огромным спросом») и социально нужным и значимым членом трудового коллектива. Ядром профессиональной востребованности следует считать взаимодействие личности и профессии, а закономерностями данного процесса — устойчивые связи между профессионализмом деятельности (побуждает личностные ресурсы) и личностью (потенциальные творческие возможности задают задачи и цели профессиональной деятельности, определяя ее виды).

А.А. Деркач в своих исследованиях указывает на некую психологическую лестницу структурирования пространства творческого восхождения субъекта — в процессе реальной самореализации — как выхода за пределы себя, умения презентовать себя и осознавать значимость своей творческой деятельности для других: «Осознается востребованность себя на уровне не просто принятия, а открытия в себе как творческом начале в своем воспроизводстве, а поэтому потребности в самоосуществлении себя не просто на новом уровне состоятельности, а в новом пространстве самоосуществления...» [5, с. 208].

В качестве основного вывода выступает утверждение о том, что самореализация — это реально универсальный механизм повышения «уровня саморазвития и общего развития за счет все более активно дифференцирующихся конструктов самости, субъектности, субъективности, прежде всего, а поэтому роста способности к переходу через себя и как результат к реальному самоосуществлению в качестве активно действующего и востребованного в обществе, а значит, самореализующегося, воспроизводимого в процессе самореализации, в которой наиболее глубоко проявляется социальный смысл деятельностной сущности человека и утверждается его социальное бытие как условие и основание становления Человека в Индивиде» [5, с. 210].

Нам интересен подход к исследованию профессиональной востребованности Е.В. Харитоновой [14, с. 37], где данный феномен имеет связь с целым рядом психологических образований. Удовлетворенность степенью реализации профессионального потенциала и переживание профессиональной востребованности, приводящие к адекватной оценке результатов деятельности в научных подходах автора, интерпретируются как эффективность личности. Это дает основания считать профессиональную востребованность сопряженной с реализацией врожденных и приобретенных личностных характеристик, которые и являются психическими ресурсами профессионального развития.

Методическая программа исследования включает: многофакторный диагностический опросник поведения и переживаний, связанных с работой (адаптированный Т.И. Рогинской) [9], опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова) [8], тест «Профессиональная востребованность личности» (Е.В. Харитонова) [14]. В исследовании приняли участие 117 преподавателей колледжа. Результаты определили три уровня профессиональной востребованности педагогов: (высокий — 19%; средний — 74%; низкий — 7%)

В общей выборке педагогов с высоким уровнем профессиональной востребованности наиболее значима степень (на уровне статистической значимости р ≤ 0,001) таких характеристик, как:

  • предпочтение инновационной деятельности и профессиональной компетентности (подчеркивающее успешную актуализацию знаний, умений и опыта);
  • способность перестраивать систему саморегуляции в зависимости от изменений внешних и внутренних условий профессиональной деятельности;
  • готовность к переменам, исключая стереотипные решения профессиональных проблем.

В зависимости от индивидуального выбора предпочитаемых задач, устойчивых способов и стиля деятельности — складываются индивидуальные сочетания профессионального поведения. Это, в свою очередь, образует индивидуальный профиль педагога в достижении более значимых успехов. В выборке испытуемых креативный тип поведения является преобладающим и имеет тесные корреляционные связи с предпочтением инновационной деятельности и общим уровнем саморегуляции, которая позволяет отрефлексировать огромный информационный поток для использования в образовательном процессе современных информационных технологий.

Различные стили саморегуляции педагога в образовательной среде обеспечивают педагогу:

  • современное понимание предмета своего труда;
  • грамотное сочетание онлайн- и офлайн-обучения;
  • разработку новых электронных учебных курсов, ориентированных на получение принципиально новых способов действий;
  • разработку новых образовательных технологий и алгоритмов деятельности.

Умение оценить промежуточные и конечные результаты деятельности определяется выбором стратегии решения профессиональных проблем, что в конечном итоге преобразует педагога в субъекта активности. Высокий уровень профессиональной востребованности подкрепляется активными стратегиями, готовностью к затратам психологических ресурсов и ярким эмоциональным отношением к своей успешности.

Педагоги со средним уровнем профессиональной востребованности характеризуется устремленностью в реализацию профессиональных планов на будущее, умеют выстроить индивидуальную траекторию профессионального роста. Способны смоделировать образовательный процесс с использованием современных информационных технологи. Занимая активную позицию в цифровизации образования и понимая необходимость перестройки деятельности, пытаются предсказать и проконтролировать действия и поведение для исключения ситуаций неудач. Достижение высокого уровня сдерживает экономный тип профессионального поведения, который приводит к чрезмерному самоконтролю, что в конечном счете ослабляет личностные ресурсы и затраты для поиска активных стратегий их преодоления. Данный тип поведения не всегда актуализирует многочисленные возможности и ресурсы педагога, поскольку позволяет действовать только в зоне потенциального развития.

Активные стратегии решения профессиональных проблем у 89% исследуемых данного уровня подкреплены готовностью к ресурсным затратам и зачастую неудовлетворенностью получаемых от деятельности результатов, которые влияют на лабильность настроения. Другая часть данной выборки (11%) использует как активную стратегию субъективное значение деятельности и эмоциональное неудовлетворение собой.

Педагоги с низким уровнем профессиональной востребованности используют тип поведения, который ведет к профессиональному выгоранию, блокирует поиск стратегией, обеспечивающих возможность профессионального развития в быстро изменяющихся условиях деятельности, и приводит к отказу от преодоления проблемных ситуаций. Готовность к инновациям имеет случайный характер, создает помехи по информационному обеспечению образовательного процесса, обмену информацией между коллегами. Отсутствие как социальной поддержки со стороны коллектива и студентов, так и перспективы карьерного роста — приводит к высокой тревожности. Неадекватное эмоциональное реагирование на профессиональные ситуации влечет редукцию профессиональных обязанностей, порождая безосновательные страхи, апатию и игнорирование личного участия в инновационных процессах образовательного учреждения. Это приводит педагога к обезличиванию отношений с коллегами и создает проблемы личностного развития, ощущение пустоты в профессиональной деятельности. Полученные эмпирическим путем характеристики уровней свидетельствуют о том, что профессиональная востребованность носит индивидуальный способ ее осуществления.

Профессиональная востребованность связана с умением «увидеть и реально оценить личные результаты профессиональной деятельности, понять и проанализировать причины чередования периодов достижений и стагнаций в их взаимосвязи и целостности, а также адекватно спрогнозировать дальнейшее профессиональное развитие» [13, с. 62].

Экстраполируя подход М.М. Бахтина [3, с. 29], если в профессиональной деятельности «отсутствует личность, совершающая деяние» и выражена только предметная направленность, то такая деятельность не станет «формой собственного духовного поиска и работы над собой, не обретет личностного смысла». Личностное развитие педагога (сотворение личности) идет параллельно с процессом профессионального развития путем обогащения опытом профессии за счет личного вклада, когда потенциальные возможности задают задачи и цели профессиональной деятельности, что обеспечивает их гармоничное сочетание [12].

Результаты качественного и количественного анализа позволили сделать вывод о том, что достижение высокого уровня профессиональной востребованности педагога сопряжено значимыми корреляционными связями с такими личностными характеристиками: ценности переживания педагогической профессии и готовность к переменам и инновациям (особенно в выборке педагогов со стажем до 10 лет). Это подчеркивает степень готовности — искать активные стратегии в решении профессиональных проблем с опорой на собственные психические ресурсы.

Таким образом, содержательно профессиональная востребованность в контексте общего расширения субъектного пространства личности указывает на профессиональное и духовное обогащение за счет личностных ресурсов и свободного выбора овладения социокультурными нормами и критического отношения к ним, когда «данные извне нормы становятся творчески преобразованными и свободно избранными» [6, с. 3]. Процессуально — с выбора и превращения общечеловеческих ценностей переходящих в личностные, духовно-нравственные ориентиры, выражающиеся в служении избранной профессии и нравственной чувствительности к воспитанникам.

Условиями и факторами, влияющими на профессиональную востребованность педагога, выступают: развивающая образовательная среда, предоставляющая свободу для инноваций и творчества, возможность получения дополнительного профессионального образования и переподготовки, организационная культура, явные и латентные ценности коллектива; объективные — психологические требования к должностным обязанностям педагога, качество труда в результатах обучаемых; субъективные — психодинамические способности и ресурсы личности.

Изучение профессиональной востребованности педагога в контексте его личностно-профессионального развития позволяет определить ключевые проблемы, препятствующие ее достижению, характеристики и уровни сформированности, факторы и условия, детерминирующие этот процесс. Это, в свою очередь, предоставляет возможность исследовать профессиональную востребованность личности с позиции двух параллельно идущих неотъемлемых процессов: профессионализма деятельности и профессионализма личности. Полученные результаты могут быть использованы:

  • в решении проблем реализации личностного и профессионального потенциала педагога;
  • в разработке программы психолого-педагогического сопровождения педагогов в новой цифровой реальности в форме построения индивидуальной траектории достижения профессиональной востребованности и выбора траектории выхода из кризиса профессиональной востребованности.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. Том 20. № 5. С. 5–14.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. 288 с.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  4. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические резервы развития творческого потенциала. М.: Издательство РАГС, 2000. 536 с.
  5. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация — основание акмеологического развития: Монография. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 223 с.
  6. Знаков В.В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 3–9.
  7. Митина Л.М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2020. 430 с.
  8. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001. 192 с.
  9. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Том 23. № 3. С. 85–95.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 1998. 688 с.
  11. Селюч М.Г. Акмеологические подходы к исследованию профессиональной востребованности личности (на примере преподавателя вуза) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2021. С. 60–64.
  12. Селюч М.Г. Саморегуляция как условие профессиональной самореализации педагога // Самореализация личности в эпоху цифровизации: глобальные вызовы и возможности: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 29–30 марта 2022 г. / Под ред. С.И. Кудинова, С.С. Кудинова. М.: РУДН, 2022. С. 192–197.
  13. Селюч М.Г., Пронькина А.Л. Некоторые подходы к исследованию профессиональной востребованности в современной науке // Психолого-педагогические аспекты становления развития сотрудника ОВД в условиях вузовской подготовки: Межведомственная научно-практическая конференция: Сборник научных трудов, Москва, 31 марта 2021 года. М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, 2021. С. 356–359.
  14. Харитонова Е.В. Структура и динамика социально-профессиональной востребованности личности: Дисс. ... докт. психол. наук. М., 2012. 569 с.

Информация об авторах

Селюч Марина Григорьевна, доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра психологии и педагогики, факультет социальных наук, Амурский государственный университет (ФГБОУ ВО АмГУ), Благовещенск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9303-4960, e-mail: seluch@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 97
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 15
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0