Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1823Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 20 место — направление «Психология» 0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,000 — двухлетний импакт-фактор ![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Второй экран (С.М.Эйзенштейн и кинематограф насилия) 1175Рубрика: Философия, антропология, культура Фрагмент статьи
История древняя, как мир: отец, мать и сын. С мамá (склонившийся к матери, ищущий укрытия, заботы, так нуждающийся в ласке), с папá (покинутый, грустящий, выделенный, на почтительном расстоянии от отца, «за учку»), а теперь все вместе: разъединенные, отчужденные, разные и, вместе с тем, слишком похожие друг на друга, словно их объединяет общее страдание. Фамильные сцены раннего детства. И, наконец, последняя фотография – может быть, эмблематический образ отцовского искусства господствовать: мальчик на козетке, одетый под маленького лорда Фаунтлероя. Сбывшийся идеал папа. В непринужденно элегантной позе, которая тут же была бы изменена, если бы в одно из мгновений могла утратить скрытую зеркальную подпорку[1], невидимую, но легко угадываемую. Ведь именно она придает позе новоявленного «маленького лорда» естественность и непринужденность, точнее, должна придать. Но сегодня, когда культурный код позы утрачен, и нам трудно воссоздать его значение, мы чувствуем ее неестественность и принудительность. Стоит лишь чуть всмотреться, как мы заметим, что подпорка вовсе не помогает снять напряжение, а лишь его усиливает. То, что она пытается скрыть, выступает со всей очевидностью насильственной ортопедии. В скрытой зеркальной подпорке был закреплен идеальный телесный канон того времени, и каждый мальчик, если он «благородно воспитан», должен был втискиваться в этот жесткий контур лордовской позы[2]. Фотография как вид монтажа, и маленький Сережа – в своей первой роли. Всем заправляет отец – страстный почитатель журналов мод, видовых открыток, составитель семейного альбома... Гипнотизирующая сила, нисходящая на «грозного папеньку» от всего подвешенного-в-образе, настолько велика, что, уступая ей, он пытается обустроить комнаты в виде фотоальбомов. [1] Именно «зеркальную», а не «прозрачную», так как зеркальность свидетельствует о неотраженности подпорки, и о том, что зеркальность чисто условна, ею можно манипулировать, как манипулируют кинообразами. Подпорка – типичная «обманка». [2] Ср.: «Здесь в подземелье целый парк каких-то орудий истязания. Вдоль стен – ошейники. Каждый ошейник плотно охватывает шею по пояс обнаженного молодого человека. Все они аккуратно расчесаны на пробор. А единственная деталь костюма – брюки – идеально выглажены в складу. Что-то страшное ожидает этих молодых людей» (С.Эйзенштейн. Мемуары. Истинные пути изобретения. Профили. – Т.2. – М.: Редакция газеты «Труд», Музей кино, 1997. – С.88). Уместны здесь и замечания Виктора Шкловского, первым обратившего внимание на драму «зеркальной подпорки»: «Я смотрел его детскую фотографию. Сидит хорошо одетый мальчик "под лорда Фаунтлероя". В ногах его шелковая подушка. Мальчик откинулся; как бывший скульптор, вижу, что должен упасть. Тогда достал я негатив и увидел, что его за шею держит скобка, для того чтобы в фотографии мы не зашевелились, – говорил уже об этом, – нас привинчивали. И вот этот молодой лорд Фаунтлерой – одновременно собака на привязи. Только у него ошейник не полный, а половина. И все его родственники сняты так» (В.Шкловский. О теории прозы. – М.: Советский писатель, 1983. – С.91, 230-231). Статьи по теме
|
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|