Учебник «Клиническая психология детей и подростков»

291

В номинации «Проект года в психологическом образовании» Национального психологического конкурса "Золотая Психея" принял участие проект «Клиническая психология детей и подростков» (учебник). Авторы: Зверева Наталья Владимировна, Горячева Татьяна Германовна.

Клиническая психология детей и подростков является одним из разделов современной клинической психологии. По предмету, содержанию и методам она близка детской клинической психологи и психологии аномального развития. До настоящего времени не было написано единого учебника, затрагивающего все направления клинической психологии детей и подростков. Авторы в данной работе дали краткое описание разных направлений детской клинической психологии и сосредоточили внимание на базовых общих проблемах нарушенного развития (дизонтогенеза), возрастной специфики нарушений развития и его конкретных видов (как болезненных, так и социально-обусловленных), а также на проблемах диагностики, коррекции и работы с семьей.

| Зверева Наталья Владимировна - ведущий научный сотрудник, ФГБУ "Научный центр психического здоровья" РАМН; профессор, зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет.

Учебник «Клиническая психология детей и подростков» рекомендован Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию в качестве учебника для обучающихся по направлению подготовки «050400 – Психолого-педагогическое образование», вышел из печати в 2013 году в издательском центре «Академия», тираж 1000 экземпляров. Он представляет собой первое издание учебника по дисциплине «Клиническая психология детей и подростков» для обучающихся в бакалавриате по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

| Горячева Татьяна Германовна - доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета специальной и клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

В учебнике в доступной интегрированной форме содержится информация по основным разделам детской клинической психологии, представлена логика развития данной отрасли, ее методический арсенал, обозначены направления практической работы по диагностике и сохранению психического здоровья в детском и подростковом возрасте. Будучи адресованным к студентам-бакалаврам, обучающимся по психолого-педагогическому направлению, учебник также будет полезен многим психологам-специалистам: клиническим психологам, психологам-практикам, работающим в практической психодиагностике и психокоррекции в психологии образования. Кроме того, книга может быть полезна  медикам и всем интересующимся проблемами психического здоровья детей и подростков.

Учебник состоит из 6 глав, каждая из которых посвящена отдельным базовым темам программы дисциплины «Клиническая психология детей и подростков».

  • Первая глава «Предмет и задачи клинической психологии детского и подросткового возраста» знакомит с историей, основными разделами, предметом и содержанием клинической психологии детей и подростков.
  • Вторая глава «Методы детской клинической психологии» знакомит с основными принципами, базовыми методами и конкретными методиками и технологиями диагностики и коррекции. Описаны наиболее известные и широко применяемые методики.
  • Третья глава «Виды и классификации дизонтогенеза» дает представление о возрастно-специфических уровнях нервно-психического реагирования, своеобразии возрастной патологии, классификациях типов дизонтогенеза в контексте психиатрии и психологии.
  • Четвертая глава «Психологическая квалификация различных форм нарушений психического развития у детей и подростков» содержит материалы по клинико-психологической квалификации разных форм отклонений в развитии детей и подростков в связи с нервно-психическими, резидуально-органическими, психосоматическими расстройствами. В этой главе приведены иллюстративные материалы, а также данные некоторых научно-практических исследований в детской клинической психологии.
  • Пятая глава «Проблемы семьи в контексте клинической психологии детей и подростков» дает более детальное, чем в программе курса для бакалавров психолого-педагогического направления, знакомство с ролью семейного фактора в клинической психологии детей и подростков.
  • Шестая глава «Организация практической деятельности детского клинического психолога» знакомит с основными организационно-этическими вопросами деятельности клинических психологов, работающих с детьми и подростками.

Отдельно представлены приложения, которые содержат как иллюстративный, так и информационный материал по основным разделам учебника: информационные таблицы по видам нарушений психической деятельности у детей и подростков с разными видами дизонтогенеза, методам диагностики, а также клинические иллюстрации и заключения по результатам обследований.

После каждой главы дается список вопросов и заданий по теме, которые могут быть выполнены студентом с опорой на изложенный материал и данные приложений. В конце каждой главы дан рекомендуемый список основных и дополнительных библиографических источников.

В заключительной части учебника приведен расширенный список рекомендуемых источников. Для удобства работы с учебником в конце приведен словарь основных терминов.

Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Клиническая психология детей и подростков: Учебник. — М: ИЦ «Академия», 2013. — 272 с.