Воспитанникам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции вручили аттестаты об основном общем образовании

20

Воспитанникам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска, окончившим девятый класс, вручили аттестаты об основном общем образовании

И хотя некоторым девятиклассникам стукнуло уже 18 лет, этот документ для них - первый в жизни и очень значительный, даже если в аттестате лишь одна четверка – по физкультуре.
Среди сдавших выпускные экзамены и те ребята, кто приговорен к условной мере наказания. Поэтому и назвали педагоги это событие меж собой «праздником преодоления».

Богдан пропустил год учебы в школе, а когда пришел в Центр, мест в девятом классе уже не было. Ему предложили учиться в восьмом, заодно догонять программу. Итог - ни дня пропуска, аттестат без троек. Вдобавок бросил курить. Три тройки в аттестате у Васи Кухты, а этого документа могло и вообще не быть, если бы не встретились на пути понимающие взрослые. Кстати, самая высшая мера наказания в этой необычной хабаровской школе – закрыть ребенка по его желанию в приюте, чтобы оградить от соблазнов криминального мира.

Аттестаты и подарки выпускникам 2008 года вручали силовики: полковник полиции из наркоконтроля Евгений Портаменко и исполняющий обязанности начальника краевого УВД Игорь Решетников. Впервые они крепко и с уважением жали руку тем, кого суд приговорил к лишению свободы, враз переведя в статус судимых.

Видеоролик о жизни воспитанников, показанный на этой неделе в МВД России на заседании комиссии по делам несовершеннолетних, вызвал искреннее восхищение успехами педагогов – дальневосточников. Министр внутренних дел страны Рашид Нургалиев назвал этот опыт уникальным.

Уже в течение пятнадцати лет коллектив Центра, созданного одним из первых в послереформенной России, спасает от тюрьмы подростков с «высокой степенью криминальности» (так записано в личных делах) и стал федеральной экспериментальной площадкой, на опыте которой учатся тому, как воспитывать юных правонарушителей без наручников и нар.

Вся Россия смотрела кадры: дети в мастерских, в паломнической поездке, на праздновании дня рождения, на морском побережье, на Куликовом поле.
- Ничего этого бы в их жизни не было, если бы не наш Центр, - уверена педагог Татьяна Волкова. – У кого-то из ребят есть только мама, у кого-то – лишь отец. Есть мальчишки, которые по полгода живут в приюте, чтобы не окунуться в страшную среду, из которой вырвались. Учиться им невероятно сложно. Они порой на экзамен идут, плачут, кого-то чуть не под конвоем приходится приводить.

Иногда по ошибке этот центр как авторскую школу называют «центром имени Петрынина» (так и записано в решении одного из районных судов, определившего на обучение очередного обвиняемого). А сами воспитанники о роли Центра пишут по-детски скупо: «Здесь возвращают веру во взрослых», «Здесь меня спасли от тюрьмы и смерти».

- Скорбей и слез в этом доме гораздо больше, чем успехов, - говорит директор Центра Александр Петрынин. - Ведь подростка легче поймать и посадить, чем долго и мучительно возвращать ему веру в добро и справедливость. Многие воспитанники росли вне семьи и познали горечь отчуждения, но нашли в себе силы измениться. Знаете, что для меня самое главное? Каждый наш ребенок хочет, чтобы у него была семья и делает для этого все возможное.

Максим Кузнецов, окончив учебу, забрал своих несовершеннолетних сестренку и братишку, оформив опекунство. Так же поступил Вадим Матафонов. А выпускник Игорь Илькевич, бывший сам воспитанником в 90-х годах прошлого века, теперь 24-летний сотрудник Центра, вразумляет нынешних 15-летних. Его друзья по парте тоже отслужили армии, отучились в ПТУ и колледжах. Этим метаморфозам в жизни бывших правонарушителей поразился, недавно посетив Центр, человек из легенды – Антон Калабалин, сын героя «Педагогической поэмы» Макаренко, знающий о понятии «рецедив» не понаслышке.

Всего же за 15 лет в Хабаровском центре реабилитации и коррекции получили приют, профессию и образование более 800 подростков.

Ирина Степура
Российская газета, 19 июня 2008 г.