Интервью со С.В. Алёхиной в преддверии выхода в свет учебно-методического пособия Дебры Лич «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС»

25

Алёхина С.В.В преддверии выхода в свет учебно-методического пособия Дебры Лич «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС», с научным редактором, кандидатом психологических наук, доцентом, почётным работником общего образования Российской Федерации, директором Института инклюзивного образования и проректором по инклюзивному образованию МГППУ Светланой Алёхиной беседовала заместитель руководителя Центра диагностики и консультирования «Надежда» МГППУ, ответственный секретарь редакционного совета издательства «Оперант» Маргарита Оларь.

М.О.: Светлана Владимировна, прежде всего, позвольте Вас поздравить с завершением научного редактирования книги Дебры Лич «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС», широко известной в мире и впервые издаваемой в России. Перед Вами стояла сложная задача по адаптации отдельных фрагментов этой книги к нашей социокультурной и нормативно-правовой среде. Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, книга будет понятна российскому читателю?

Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАСДебра Лич. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС

УДК  376.1-056.37.015.3

ББК 74.50 Л66

М.: Издательство «Оперант», 2015 г.

С.А.: Да, конечно. Книга написана простым и доступным языком, текст структурирован и содержит много конкретных примеров по формированию поведения. Безусловно, хорошо, если читатель будет знаком с особенностями детей с РАС. Но в целом любому учителю будет полезно знакомство с книгой Дебры Лич, потому что её методические советы ориентированы на общепедагогические принципы.

М.О.: Данная книга представляет собой практическое руководство для учителей общеобразовательных школ, содержит порядка пятидесяти образцов учебных планов, а также чёткие указания по использованию прикладного анализа поведения для улучшения учебных результатов учащихся с расстройствами аутистического спектра и нарушением поведения. С учётом того, что это первое в России переводное издание, предметно раскрывающее подходы к инклюзии учащихся с РАС, планируется ли в перспективе разработка курсов повышения квалификации, либо специальных семинаров и вебинаров на его основе?

С.А.: Вполне возможно. Сегодня уже есть подходы к таким решениям. Дети с РАС приходят в массовые школы и учитель должен быть готов к этому. Новый стандарт для обучающихся с ОВЗ (приложение 8 касается именно детей с РАС) оформил требования к кадровым условиям. Таких специалистов в современном образовании крайне мало. Поэтому книга станет очень полезным источником для построения курса подготовки учителя и тьютора, работающего с ребенком с РАС в условиях инклюзии.

М.О.: Учебно-методическое пособие «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС» рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию для обучающихся по направлению подготовки 440302 и 440402 Психолого-педагогическое образование. Можно ли ожидать, что это пособие станет базовым для разработки отдельных модулей или дисциплин магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования», руководителем которой Вы являетесь, или, например, дисциплин магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)»?

С.А.: Пока учебных пособий по инклюзивной практике крайне мало. Подготовленное пособие Дебры Лич может быть использовано как один из источников по дисциплинам, связанным с изучением инклюзивных технологий, особенно в отношении обучающихся с РАС. Прикладной анализ поведения – одна из эффективных технологий обучения детей с РАС. Ее успех подтвержден мировой практикой.

М.О.: Сейчас мы слышим много споров, какое образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, включая и детей с расстройствами аутистического спектра, лучше – инклюзивное или специальное. Часть родителей и учителей общеобразовательных школ справедливо указывают на то, что зачастую школы не обладают условиями, необходимыми для интеграции в общеобразовательный процесс детей с ОВЗ, а к такого рода условиям мы относим и уровень подготовки самих учителей, и их знания о том, как нужно работать с особыми детьми. Как переломить сложившуюся ситуацию?

С.А.: Книга не может решить эту проблему. Она может натолкнуть на размышления о возможности сделать то, во что нам пока с трудом верится. Включение детей с аутизмом пока не стало массовой практикой, многие из них учатся дома или ходят в специальную школу. Но, поверьте мне, как их учить – знают далеко не везде. Есть несколько школ в России, где это делают осознанно. Эта книга, в первую очередь, для них.

М.О.: Многие родители детей с ОВЗ считают, что введение инклюзивного образования ущемляет права их детей, не учитывает в полной мере потребности данной категории детей, не позволяет подойти к нуждам каждого ребёнка индивидуально. Будучи ведущим специалистом по инклюзивному образованию, как Вы могли бы прокомментировать вот такие опасения родителей?

С.А.: Родители имеют право на опасения и страхи. Они отвечают за будущее своих детей. Прежде всего перед ними самими. Многое зависит от школы, ее культуры и традиций, еще больше зависит от учителя, его профессионализма и творчества. Обучение ребенка с ОВЗ совместно со сверстниками в обычном классе массовой школы – это один из вариантов образовательной траектории. Выбор принадлежит родителям.

М.О.: C 24 по 26 июня этого года в Москве пройдёт III Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы», в рамках которой состоится презентация учебно-методического пособия Дебры Лич «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС», научным редактором которой Вы выступили. Расскажите, пожалуйста, какой будет конференция в этом году, что будет необычного, интересного? Ведь это уже третье масштабное мероприятие, которое Вы успешно организуете для специалистов в области инклюзивного образования?

С.А.: О, да! В июне мы проводим III международную конференцию. Уже сегодня 510 заявок из 54 регионов. К нам приезжают зарубежные гости из Великобритании, Германии, Чехии, Америки, Армении, Израиля, Бразилии. В целом, конференция подводит итоги государственной программы «Доступная среда». Будет и изюминка – награждение победителей и лауреатов IIВсероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Ждем и Вас!

М.О.: Порадуете ли Вы участников конференции подарочными экземплярами книги Лич?

С.А.: Мы запланировали это на третий день конференции. Я уверена, что презентация книги вызовет живой интерес участников конференции. Издательство «Оперант», которое является партнером нашей конференции, постаралось подготовить для всех нас этот красивый подарок. Я желаю нам удовольствия познания!

М.О.: Светлана Владимировна, большое спасибо что Вы нашли время и возможность ответить на наши вопросы.