Краткий обзор учебно-методических пособий для повышения эффективности обучения и инклюзии учащихся с РАС

27

Краткий обзор впервые издаваемых в России учебно-методических пособий по применению прикладного анализа поведения в общеобразовательной школе для повышения эффективности обучения и инклюзии учащихся с РАС сделала сертифицированный поведенческий аналитик Юлия Михайловна Эрц (Нафтульева):

Роль прикладного анализа поведения (АВА) часто неверно интерпретируется - многие видят в нем лишь технический метод коррекции поведенческих проблем или узконаправленные индивидуальные занятия для детей с особенностями развития. Но наука прикладного анализа поведения имеет гораздо больше сфер применения, а принципы этой науки, лежащие в основе образовательного процесса, позволяют выстроить систему эффективного обучения для любого человека, вне зависимости от возраста, наличия или отсутствия диагноза, или способностей к обучению. Впервые в России выйдут в свет книги, в которых читатель сможет ознакомиться с основополагающими принципами прикладного анализа поведения и их применением в общей системе образования - как для детей с нормативным развитием, так и для детей с особенностями развития, включающихся в общеобразовательную среду.

В книге Джулии Варгас «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости» читатель ознакомится с поведенческими методиками, с помощью которых можно воссоздать успешную и поддерживающую среду, а также со стратегиями обучения, основывающимися на четком определении учебных целей, анализе вербального поведения и использовании компьютерных технологий. Джулия Варгас, дочь Б.Ф. Скиннера и президент Фонда Скиннера (TheB. F. SkinnerFoundation) является одной из наиболее выдающихся фигур среди основоположников научной дисциплины прикладного анализа поведения (АВА). Воспитанная в семье, в которой главным принципом образования был научный подход, Джулия исключительно ясным образом описывает в своей книге поведенческие принципы и приводит множество ярких примеров и обучающих ситуаций, происходящих в реальности. С помощью этой книги читатель научится анализировать поведение учеников в условиях обучения в классе и воссоздавать условия для улучшения успеваемости учащихся.

В книге Пола Альберто и Эн Траутман  «Прикладной анализ поведения: учебно-методическое пособие для педагогов, психологов, учителей-дефектологов» также представлены научные принципы прикладного анализа поведения и их практическое применение в образовательной среде. В книге описаны стратегии, которые помогают выбрать поведение, на изменение которого будет направлен обучающий процесс. Книга включает методы сбора данных, методы анализа воздействия факторов в окружающей среде на поведение учащихся, таких как обстановка класса, структура обучающего процесса, взаимодействие учеников с учителем и включение родителей. С помощью этой книги читатель научится применять эти стратегии, а специалист в области прикладного анализа поведения сможет спланировать программу тренинга, направленную на обучение педагогического коллектива в дошкольной и школьной образовательной среде.

Книга Дебры Лич «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС»описывает стратегии и методы прикладного анализа поведения, лежащие в основе инклюзии. При включении детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную среду, как педагогам, так и тьюторам, сопровождающим ребенка, важно овладеть знаниями о принципах поведенческого анализа для того, чтобы помочь особому ребенку включиться в коллектив сверстников и обучаться вместе с ними. В книге описаны характерные черты учащихся с аутизмом и те сложности, которые обычно возникают в процессе включения, а также их сильные стороны, которые могут способствовать успешному обучению. Учитывая эти черты, а также сильные стороны, учитель общеобразовательного класса сможет спланировать процесс инклюзии таким образом, чтобы включение ребенка с РАС максимально соответствовало его нуждам и потребностям. Также в книге, на простом языке, изложены основные научные принципы АВА и описаны стратегии обучения, основывающиеся на этих принципах. Понимание этих принципов поможет учителю общеобразовательного класса и тьютору наладить контакт с ребенком и выбрать обучающие стратегии, которые будут наиболее эффективны в процессе обучения. Книга также содержит описание процесса оценки начальных навыков включаемого ребенка, с помощью которого учитель сможет выбрать конкретные цели для обучения, и согласовать их с родителями ребенка. Помимо этого, в книгу включены образцы обучающих программ, которые могут помочь учителю в составлении ИПО учащегося.

Прикладной анализ поведения как научный подход к обучению является основой эффективного образовательного процесса, и благодаря выходу в свет этих книг русскоязычный читатель сможет начать свой путь в изучении и применении этих принципов в педагогической работе.

Юлия Михайловна Эрц (Нафтульева), МА, ВСВА.

Руководитель сертификационной программы обучения поведенческих аналитиков, центр «Наш Солнечный Мир», Москва, Россия

Преподаватель сертификационной программы обучения поведенческих аналитиков, колледж «Семинар-ха-Киббуцим», Тель-Авив, Израиль

Член Израильской Ассоциации Сертифицированных Аналитиков Поведения (IACBA) и Международной Ассоциации Поведенческого Анализа (ABAI)

Президент Украинской Ассоциации поведенческих Аналитиков (УАБА) и Почетный Член Ассоциации специалистов Прикладного Анализа Поведения (АсПАП)