Предисловие научного редактора к учебно-методическому пособию «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости»
Предисловие научного редактора к учебно-методическому пособию «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости» Джулия Варгаc («Behavior Analysis for Effective Teaching», Julie Vargas).
В учебно-методическом пособии Джулии Варгас «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости» представлена концепция построения учебной и развивающей деятельности, основанная на деятельностном подходе. Центральная идея автора заключается в том, что учитель должен создавать во время учебной или внеурочной деятельности такие ситуации для обучающихся, которые будут вызывать у них определенное поведение. Чтобы эта деятельность была развивающей для детей, способствовала развитию образовательных результатов, в том числе метапредметных и личностных компетенций, учитель должен уметь исследовать поведение ребенка. При этом учителю нужно научиться выдвигать не «фантастические» гипотезы, а уметь устанавливать истинные, достоверные причины поведения ребенка. Для этого учителю необходимо научиться распознавать механизмы появления конкретного поведения, понимать мотивацию конкретного поступка ребенка. Именно это понимание, с точки зрения автора пособия, дает возможность учителю влиять на поведение обучающегося, создавать условия для возникновения и поддержания у ребенка поведения, которое будет способствовать достижению ребенком эффективного результата. Джулия Варгас называет такого специалиста «поведенческий педагог» - учитель, создающий определенные условия, ведущие к возникновению деятельности у детей, что способствует развитию у них компетенций. Как известно, с точки зрения компетентностного подхода, компетенции развиваются только в процессе специально организованной деятельности.
Зачем знакомиться с данным пособием современному учителю? В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования перед учителем стоит конкретная задача – создать определенные условия, способствующие развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся[1]. В данной книге большое внимание уделяется вопросу роли учителя в управлении поведением обучающихся, а именно – созданию условий для развития навыков умения учиться. В психолого-педагогической литературе «умение учиться» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.[2] Усвоение нового социального опыта в специально организованной деятельности способствует развитию способности к самостоятельному поиску, обработке и анализу информации, владению основами умения учиться, способности к организации собственной деятельности и готовности применять полученные знания на практике и других метапредметных компетенций. Таким образом, знакомство с содержанием данного пособия расширит представление учителей о способах проектирования деятельности, способствующей развитию предметных и метапредметных результатов обучающихся. Очень импонирует этическая позиция автора книги относительно формирования личностных результатов: в главе 4 делается акцент на том, что личностные образовательные результаты невозможно формировать путем управляющего поведения. Развитие духовно-нравственных понятий и позиций происходит в процессе взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми (родителями, учителями) с самого раннего детства, и очень большую роль в этом процессе играет личный пример, который демонстрируют во время взаимодействия взрослые.
Исследовательский подход в преподавании – это качественно новый уровень организации учебной деятельности, в основе которого находится постоянный поиск новых способов обучения, адекватных конкретному контингенту обучающихся. В связи с тем, что современный учитель в соответствии с профессиональным стандартом педагога[3] должен быть способен организовать образовательный процесс для всех категорий детей с особыми образовательными потребностями, изучение данного пособия поможет педагогу расширить представление о способах организации деятельности детей, по разным причинам испытывающим трудности в обучении.
Понимание особенностей организации образовательной деятельности с позиции управления поведением и создания условий для развития компетенций обучающихся в процессе специально организованной учебной деятельности – важная и актуальная тема для преподавателей высшей школы. В мае 2014 года в соответствии с поручением Президента России Правительством РФ утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций»[4]. Комплексная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленные на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога, закрепленные в принятых федеральных программно-целевых документах. Основная цель подпрограммы модернизации педагогического образования заключается в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования[5]. Основная задача системы высшего профессионального образования заключается в формировании специалиста, способного и готового к результативной профессиональной деятельности. Образовательными результатами при этом являются приобретение специалистами совокупности профессионально значимых умений, которые становятся средствами его успешной деятельности на рабочем месте.[6] Глава 4 данного пособия способствует расширению представлений, в том числе и преподавателей высшей школы, о способах постановки целей во время занятий со студентами как средства достижения образовательных результатов, особенно в вопросах формирования компетенций в области реализации трудовых функций.
В книге Дж. Варгас несколько раз упоминается система накопительной оценки достижений, знание которой поможет иначе взглянуть школьным учителям и преподавателям ВУЗов на их систему оценивания образовательных результатов обучающихся и выставления отметок. Применение данного подхода, с моей точки зрения, поможет организовать более эффективную систему оценивания образовательных достижений, дающую более объективную обратную связь школьникам и студентам о результатах их учебной деятельности, что способствует развитию адекватной самооценки и поддержанию/развитию познавательной мотивации у обучающихся.
Данное пособие представляет интерес для учителей, психологов, дефектологов и других специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу с детьми с особыми образовательными потребностями. В книге представлено множество примеров организации учебной и развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми с аутизмом. Также достаточно большое внимание уделено обсуждению причин девиантного (отклоняющееся) поведения в подростковом возрасте: сквернословие, прогулы, склонность к суицидальному поведению, которые, с точки зрения автора, являются следствием наказания. Вопрос о вреде наказания подробно обсуждается в главе 11, где доказывается, что наказание является неэффективным способом управления поведением, а бегство и уклонение (чем, по сути, и является девиантное и саморазрушающее поведение) - логичное следствие наказания. Книга Джулии Варгас учит новым способам управления поведением – отказаться от наказания и грамотно использовать поощрение.
Данное пособие будет полезным и для педагогов-психологов, осуществляющих профессиональную деятельность в образовательных организациях. Педагог - психолог может помочь учителю выявлять причины неконструктивного поведения ребенка, выступая в качестве ассистента во время исследования учителем особенностей поведения учащихся: фиксировать данные о поведении обучающихся, используя метод протоколирования успехов, описанный в главе 5. Психолог также может во время данного исследования (по предварительной договоренности с педагогом) провести психологический анализ развивающей среды урока и обсудить данные исследования с учителем. Совместный психолого-педагогический анализ учебной ситуации будет способствовать расширению представлений учителя о собственных ресурсах в области построения деятельности во время урока, и поможет проанализировать, насколько эта деятельность способствует развитию компетенций обучающихся, присутствующих на данном уроке (занятии). В главе 5 приводятся примеры психолого-педагогических рекомендаций по построению учебного процесса, и научно доказано, что применение данных рекомендаций будет способствовать изменению ситуации на уроке. От психолога, осуществляющего сопровождение образовательных программ, ожидают именно таких, научно доказанных и действенных рекомендаций. Знакомство с данным пособием поможет специалисту не только расширить арсенал методических средств, но и разовьет представление о том, как самостоятельно планировать аналогичные исследования, чтобы разработать рекомендации для конкретных обучающихся, испытывающих трудности в обучении, или демонстрирующих отклоняющееся поведение.
Я часто слышу от коллег (учителей школ и преподавателей ВУЗов), что они испытывают сложности в привлечении внимания к содержанию преподаваемого ими предмета/дисциплины, объясняя такое поведение учеников или студентов низкой учебной мотивацией или «привычкой» вести себя таким образом, сформированной у них педагогами, которые преподавали у них ранее. Мне близка позиция автора данного пособия о том, что у большинства людей формируются устойчивые модели поведения в зависимости от предыдущего опыта общения и обучения, и уклонение, бегство, агрессия и другие проявления низкой учебной мотивации – это сформированная защитная форма поведения от наказания, традиционно применяемого в педагогической практике. Данная книга расширяет представление о новых способах и формах поведения учителя, способных изменить поведение обучающегося и привести последнего к высоким образовательным достижениям. Уверена, что данная книга будет полезна всем специалистам системы образования, кто верит в то, что от него зависит поведение обучающихся, и готов к расширению собственного репертуара поведенческих моделей для создания развивающей среды во время своей профессиональной деятельности.
Научный редактор
Умняшова Ирина
Борисовна,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры Педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета
[1] Приказы Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; от 17.05. 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
[2] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
[3] Приказ Министерства труда
и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)"
[4] Концепция «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций» (утверждена заместителем председателя Правительства РФ О. Голодец 28.05.2014 № 3241п-П8) // Психологическая наука и образование. Модернизация педагогического образования в России. – 2014. Т.19. №3
[5] Модернизация педагогического образования в Российской Федерации// http://минобрнауки.рф/проекты/модернизация-педагогического-образования
[6] Каспраж А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 87-104.