МГППУ на ММСО: день третий
10.00
Отправить маме слона
Старший научный сотрудник ИПиО А. С. Екушевская провела инклюзивный мастер-класс "Добро без границ".
Место действия: стенд МГППУ
На этом мероприятии каждый гость стенда мог нарисовать открытку для своих друзей и близких, написать пожелания и отправить ее с помощью волшебной, но точной почты.
11.30
"Чаще всего ребенок с РАС кричит, когда устал"
Директор ФРЦ А.В. Хаустов и учитель начальных классов ФРЦ Н. А. Мамонтова прочитали лекцию на тему: "Если в класс пришел ребенок с РАС".
Место действия: зал "Выготский"
Лекция была посвящена двум конкретным аспектам работы с детьми с РАС: как убедить ребенка сесть за парту, и что делать, если ученик кричит на уроке.
-Какие приемы для решения первой проблемы вы используете? Артур Валерьевич начал лекцию с обращения к залу.
-Положить на парту что-то интересное.
-Да, что-то, что привлечет его внимание, подхватила Наталья Александровна. Мы, учителя, должны работать на опережение: например, положить на парту пазл за две-три минуты до урока, ребенок его с удовольствием соберет, после чего можно переходить к занятию на радостной ноте.
В числе других стратегий спикеры отметили поощрения после урока, индивидуальный план дня и самого занятия, наличие понятных визуальных инструкций, использование дополнительных звоночков.
-Что касается крика: чаще всего ребенок с РАС кричит, когда устал. Здесь важно понимать, что он имеет право на дополнительные перерывы во время занятия. Помимо этого, чтобы облегчить ребенку учебу, нужно адаптировать учебный материал. И, конечно, важно уделять внимание сенсорной разгрузке: использовать боковые ширмы, которые ставятся прямо на парту, шумопоглощающие наушники и многое другое.
Более подробную информацию можно получить на сайте ФРЦ: http://autism-frc.ru
14. 00
Как правильно построить эксперимент по изучению мозга?
Научный сотруднк МЭГ-центра А.Ю. Николаева провела семинар, посвященный дизайну научного эксперимента и особенностям подготовки стимульного материала.
Место действия: стенд МГППУ
Как исследователь может увидеть и проанализировать, что происходит в мозге человека?
С помощью эксперимента. А его неотъемлемая часть - это предъявление испытуемому стимульного материала. Но не все так просто.
-Если мы просто покажем человеку одну картинку, мы ничего не поймем. Потому что наш мозг всегда активен: разглядеть на фоне этой невероятно интенсивной активности реакцию именно на нашу картинку очень сложно. Это значит, что картинку придется предъявить испытуемому 150 раз. Так нам удастся "усреднить" общий шум, который можно будет "отсечь".
Подготовка стимульного материала - сложная и кропотливая задача. Анастасия Юрьевна предложила создать образец для примера прямо на стенде: гости семинара сделали аудиозапись, почистили ее от шумов, после чего Анастасия Юрьевна объяснила на схеме мозга, как именно орган реагирует на стимульный материал, то есть какие его зоны вовлечены в обработку сигнала.
Подробнее об исследованиях МЭГ-центра можно почитать на сайте: http://www.megmoscow.ru
15.00
Как выглядит ваша радость?
Преподаватель кафедры специальной психологии и реабилитологии МГППУ
О. В. Белозерская провела мастер-класс «Арт-терапия: работа с эмоциями».
Место действия: стенд МГППУ
-Сейчас уделяется очень большое внимание развитию эмоционального интеллекта, эмоциональной сферы. И у детей, и у взрослых. Сегодня я предлагаю вам небольшое упражнение на развитие этой сферы. Мы попробуем научиться распознавать свои эмоции, управлять ими и менять их с помощью рисуночной арт-терапии.
Ольга Валентиновна напомнила, что к базовым эмоциям относятся страх, гнев, радость, удивление и печаль. После чего предложила всем гостям стенда изобразить все эти эмоции без подписей и знаков за 15 секунд, опираясь на первую ассоциацию. Справившись с рисунками, участники занятия обсудили работы друг друга.