Если бы не было комплексного проекта модернизации педагогического образования, то его следовало бы придумать

39

Московский государственный психолого-педагогический университет является оператором комплексного проекта "Модернизация педагогического образования в Российской Федерации". Проект инициирован в 2014 году и в соответствии с распоряжением Правительства РФ является одним из ключевых проектов Минобрнауки РФ. В проекте принимают участие 58 вузов из 43 субъектов и 8 федеральных округов Российской Федерации. Одним из вузов участников проекта в части связанной с разработкой и апробаций образовательных программ по профилю подготовки «Педагог дошкольного образования» является Российский государственный педагогический университет им. А.И. Грецена.

Интервью с директором института детства, заведующей кафедрой дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Александрой Гививной ГОГОБЕРИДЗЕ.

КОРР: Процессы развития дошкольного образования и проблемы подготовки педагога дошкольного образования находятся в тесной взаимосвязи. Какова роль комплексного проекта модернизации педагогического образования в этом контексте?

ГОГОБЕРИДЗЕ А.Г.: Если бы не было комплексного проекта модернизации педагогического образования (далее – Проект), то его следовало бы придумать. Придумать хотя бы для того, чтобы попробовать новые подходы к подготовке современного педагога дошкольного образования. Ни одна их существующих подсистем системы образования в России не претерпела за последние годы таких изменений, как дошкольное образование.

Впервые в нашей стране у дошкольного образования появился новый институциональный статус. Согласно Закону «Об образовании», дошкольное образование стало ступенью общего образования. Это обстоятельство, а также ведение первого Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, существенно меняют статус и характер деятельности педагога-воспитателя, а значит, предопределяют появление новых, требующих инновационного решений, проблем его подготовки.

В этом смысле сама идеология Проекта задает вектор поиска путей решения актуальнейших проблем подготовки педагога дошкольного образования в настоящих условиях.

Проект реализуется уже четвертый год, что позволяет зафиксировать его некоторые эффекты.

Во-первых, удается реализовать действительно практикоориентированный подход, который «запускает» особую профессионально-ориентированную мотивацию и деятельность студента: пробующего себя в практике взаимодействия с детьми; понимающего зачем и какие образовательные результаты необходимы для успешной практической деятельности; приобретающего  действительный интерес к собственному образованию и будущей профессии.

В ходе реализации Проекта апробируются новые практикоориентированные образовательные программы, спроектированные в логике компетентностно-деятельностного подхода В разработанных программах подготовки бакалавров, магистров, аспирантов, - целевые ориентиры определены на основе согласования требований Профессионального стандарта Педагога, ФГОС дошкольного образования, ФГОС высшего образования. Определение целевых ориентиров таким образом, позволяет сблизить процесс подготовки молодого специалиста с запросами работодателей, подготовить студента к реальной профессиональной деятельности (в перспективе к профессиональному экзамену), занятию определенного функционального статуса и должности.

Образовательные программы спроектированы как модульные. Ориентация содержания модуля на конкретные, проверяемые результаты позволяет сбалансировать теоретическую и практическую подготовку в модуле, отобрать междисциплинарное содержание дисциплин, усилить практикоориентированность за счет практикумов и практик.

Изменяется и статус педагога детского сада, сопровождающего и демонстрирующего студенту примеры профессиональных действий. Как следствие реализации этого подхода еще ярче обозначаются лучшие, - инновационные, продуктивные образовательные практики, лучшие образцы профессиональной деятельности. По всей видимости, можно прогнозировать создание особого образовательно-профессионального пространства подготовки будущего педагога, которое к тому же имеет сетевой характер.

И это, несомненно, второй мощный эффект проекта – рождение сетевого взаимодействия, общения и профессионального творчества. Реализация новых модулей подготовки становится возможной только командой преподавателей, которые не просто преподают дисциплину модуля, а хорошо понимают, как связаны все дисциплины модуля и какой образовательных результат может быть достигнут при условии общекомандной работы со студентами. 

Кстати, дополнительный эффект Проекта, – погружение студента в подобные контексты и примеры профессионального взаимодействия преподавателей в ходе образовательного процесса не могут не переноситься в собственную деятельность («если мы хотим видеть именно такой профессиональную деятельность будущего педагога, то о ней не надо рассказывать – ее надо показывать «здесь и сейчас»).

В апробации новых программ подготовки педагога дошкольного образования на разные этапах принимали и принимают участие более 15 российских университетов. Действительно, удается создать новое пространство сетевого взаимодействия, в котором преподаватели и студенты начинают общаться друг с другом, решая общие профессионально-образовательные проблемы. А ситуации непосредственного и одновременного общения студентов и преподавателей Калининграда, Читы, Саранска, Новосибирска, Тулы, Томска, Москвы, Ульяновска, Чебоксар, Череповца, Санкт-Петербурга вызывают, в первую очередь, эмоциональный подъем и вселяют уверенность, что может быть не все так безнадежно в нашей системе дошкольного и педагогического образования.

КОРР: Институт детства как подразделение Российского государственного педагогического университета им. А.И. Грецена, является одним из исполнителей комплексного проекта по модернизации педагогического образования. Какие ключевые направления деятельности Института детства можно отметить?

ГОГОБЕРИДЗЕ А.Г.: Исполнитель проекта, связанного с разработкой и апробаций образовательных программ по профилю подготовки «Педагог дошкольного образования» - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Грецена. Научный руководитель проекта – и.о. ректора Сергей Игоревич Богданов, доктор филологический наук, профессор, член-корр. РАО.

В 2017 году РГПУ им. А.И. Герцена празднует 220-летний юбилей. А в 1995 году Ученый совет РГПУ им. А.И. Герцена принял решение об организации в структуре университета института дошкольного и начального образования на базе двух факультетов: дошкольного образования и начального образования. В 2003 году произошло объединение этих факультетов в единое структурное подразделение Университета – Институт детства.

Институт детства – научно-образовательное подразделение университета, которое сочетает в своей деятельности фундаментальные и прикладные разработки. Работа института детства предполагает реализацию образовательных программ профессиональной подготовки с позиции интеграции подходов к подготовке специалистов для системы дошкольного и начального образования и сохранении специфики и уникальности каждого направления подготовки; осуществление исследований, направленных на обновление содержания дошкольного и начального образования, разработку современных методик обучения и воспитания детей.

Сегодня институт детства – это почти 1500 студентов бакалавриата и магистратуры; 6 кафедр (возрастной психологии и педагогики семьи, дошкольной педагогики, педагогики начального образования и художественного развития ребенка, начального естественно-математического образования, языкового и литературного образования ребенка, раннего обучения иностранным языкам); 75 преподавателей, в том числе 11 профессоров; 23 образовательные программы бакалавриата и магистратуры, в том числе сетевые и международные; более 1500 педагогов дошкольных образовательных учреждений и школ Санкт-Петербурга, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку. На базе Института детства реализуются проекты Министерства образования и науки, гранты научных фондов, – РГНФ, РФФИ, Русский мир. У Института на сегодня _ более 20 европейских и российских вузов-партнеров. Назовем лишь некоторые из них: Университет Восточной Финляндии, Трнавский университет (Словакия) Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Университетский колледж прикладный наук Осло, Московский педагогический государственный университет, Московский государственный психолого-педагогический университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Забайкальский государственный университет, Южный Федеральный университет и многие другие); более 20 школ и детских садов Санкт-Петербурга, находящихся с нами в сетевом взаимодействии.

Основными проектировщиками новых образовательных программ, проходящих апробацию в Проекте, является команда сотрудников кафедры дошкольной педагогики. Отметим, что это одна из старейших в РГПУ им. А.И. Герцена и одна из первых в мире кафедр по данному направлению педагогической науки (основана 1 сентября 1925 года).

История создания и развития кафедры дошкольной педагогики фактически является историей дошкольного и педагогического образования России. Начало подготовки педагогических кадров для работы с детьми, в том числе и дошкольного возраста, было положено деятельностью Санкт-Петербургского Воспитательного дома. В 1814 году состоялся первый выпуск учительниц, гувернанток и нянек. Окончившие «французские» и, особенно, «немецкие классы» этого заведения получали право работать с маленькими детьми.

Важнейший этап связан с Санкт-Петербургским Фребелевским обществом содействия первоначальному воспитанию детей, которое открывало детские сады, просвещало родителей и готовило специалистов для работы с детьми по системе Фридриха Фребеля. Общество начало свою практическую деятельность открытием платных одногодичных (с 1876 года – двухгодичных) курсов по подготовке детских садовниц и семейных воспитательниц. Фребелевские курсы, по сути, заложили основы профессионального педагогического образования дошкольных работников для общественных дошкольных учреждений - детских садов в нашей стране.

Активное участие в работе этого общества принимали первая заведующая кафедрой дошкольной педагогики Наталья Алексеевна Альмединген-Тумим, которая в течение 10 лет (1908-1918) состояла в должности товарища председателя Фребелевского общества, а также первые преподаватели кафедры (Константин Михайлович Лепилов, Ольга Григорьевна Светаева, Елизавета Ивановна Тихеева и др.).

Именно в Санкт-Петербургском Фребелевском обществе начали складываться концептуальные подходы к организации дошкольного образования, характерные для  Петербургской (Ленинградской) научной школы. В жарких спорах членов Фребелевского общества, среди которых, по воспоминаниям современников, особо выделялись будущие преподаватели кафедры дошкольной педагогики, определилось два основных подхода. Сторонники одного стремились внедрить в российскую практику все элементы фребелевской системы дошкольного воспитания, широко распространенной в Германии. Представители другой точки зрения критиковали механическое перенесение системы Фребеля в Россию и выступали за творческое использование его педагогических идей применительно к российским традициям семейного и дошкольного воспитания.

В 1918 году члены Общества содействия дошкольному воспитанию обратились с письмом в Комиссариат народного просвещения с просьбой преобразовать 4-годичные педагогические курсы в высшее учебное заведение. Эта просьба была удовлетворена, и Указом наркома просвещения А.В. Луначарского 1 сентября 1918 года в Петрограде был создан первый в России вуз по профессиональной подготовке дошкольных работников - Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО). В ведение нового учебного учреждения была отдана территория бывшего Николаевского института на набережной реки Мойки, 48, там, где сейчас находятся основные здания РГПУ им. А.И. Герцена.

Для работы в ПИДО в первые годы его существования были привлечены лучшие педагогические силы Петрограда. Эти педагоги принесли в стены Института уважительное отношение к личности ребенка, понимание особой значимости дошкольного периода жизни для всего последующего развития человека. Среди его выпускников были будущие ученые-теоретики дошкольной педагогики и психологии: Анна Михайловна Леушина, Анна Александровна Люблинская, Александра Платоновна Усова и другие.

На протяжении более 90 лет на кафедре ведутся фундаментальные и прикладные исследования современного дошкольного детства и условий воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, защищено более 130 диссертаций.

Кафедра дошкольной педагогики хорошо известна педагогам практикам нашей страны, поскольку комплексная программа дошкольного образования «Детство», соответствующая ФГОС дошкольного образования, более 20 лет востребована практикой Российской системы дошкольного образования.

Ключевые направления работы кафедры сегодня – это разработка научной методологии и методов исследования процессов социализации и культурации ребенка, особенностей его субкультуры, интересов, склонностей.

Это поиск новых способов педагогического сопровождения ребенка в изменяющихся социокультурных условиях, построение образовательного пространства, ориентированного на современного ребенка-дошкольника.  Наша работа строится в логике научной школы кафедр и сосредоточена  вокруг трех проектных направлений. Это долгосрочные проекты: «Маленькие граждане большой страны», «Программно-методический комплекс «Детство»; научно-методическое обеспечение процесса подготовки педагога дошкольного образования

КОРР: Какие проблемы современного детства наиболее актуальны в России?

ГОГОБЕРИДЗЕ А.Г.: На всех уровнях научного и профессионального сообщества высказывается тревога о недостаточности научных знаний о современном ребенке, его развитии в период детства. Сложность ситуации связана как с недостаточностью сведений о процессах развития современного ребенка, так и с недостаточностью комплексного знания о детства. Именно комплексное знание детства – основа качественной подготовки педагога.

Представляется, что проблемы современного детства связаны с тем, что взрослый помогает ребенку научиться самостоятельно решать такие задачи жизни и деятельности, с которыми сам возможно и не встречался. Как правило, мы даже не можем предсказать направленность и тип этих задач. Поэтому помощь в развитии и воспитании маленького ребенка – это не научение стереотипным действиям в конкретных обстоятельствах, а содействие и организация поведения в неопределенных условиях, при отсутствии готовых решений. Это требует проектирования особых методик раннего воспитания, ориентированных субъектное становление ребенка, развитие способности к выбору и готовности нести ответственность за принимаемые решения, гибкости и креативности мышления.

Требуется разработка особых стратегий поддержки в становлении системы ценностных отношений ребенка к миру, познавательной мотивации, достижения эффективности в процессах коммуникации.

Сегодня практически отсутствуют научные данные о том, насколько современные дети готовы к таким вызовам времени. Кроме того, при изучении современного ребенка появились принципиально новые подходы, связанные с изучением явлений, ранее слабо освещенных в рамках российских исследований: модели психического, метакогнитивного осознания, рекурсивности и т.д..

Представляется необходимым начать диалог между учеными, изучающими ребенка и условия его развития, с целью создания научно обоснованных программ и методик поддержки  ребенка на разных этапах его развития, учитывающих разные уровни психофизиологического и психологического функционирования.

В этих условиях актуальной представляется задача консолидации всех заинтересованных членом научно-профессионального сообщества для обсуждения, организации и проведения сравнительных, междисциплинарных исследований современного детства, социокультурного пространства  развития и воспитания современного ребенка. 

Интервью подготовлено Шведовской А.А.