Зона ближайшего развития ребенка как способ анализа динамики психического развития в учебной деятельности

23

Авторы журнала «Консультативная психология и психотерапия» (№ 2-2019) Виктор Кириллович Зарецкий и Ирина Андреевна Николаевская рассказали о возможности применения многовекторной модели зоны ближайшего развития для качественного анализа когнитивно-личностной динамики развития ребенка в процессе преодоления учебных трудностей. Модель разработана в рамках рефлексивно-деятельностного подхода к оказанию консультативной помощи. Применение данной модели в анализе динамики когнитивно-личностного развития ребенка дает возможность устанавливать «шаги в развитии», фиксируемые как новообразования в когнитивных способностях ребенка и определять личностные характеристики, вызванные первичными когнитивными изменениями, либо возникшие в результате качественных изменений в самом процессе обучения.

В предлагаемой статье рассмотрен случай оказания консультативной психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода, зафиксирована ситуация в начале консультативного процесса и спустя 8 занятий, отражены основные изменения. Для описания изначальной и последующей картины и возникших изменений была использована многовекторная модель зоны ближайшего развития.

Послушать одного из авторов Ирину Николаевкую в Выпуске 59 подкаста PsyJournals Live

Прочесть статью на Портале психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/mpj/2019/n2/Zaretskii_Nikolaevskaya.shtml