Интервью со сценаристом и режиссером П.С.Лунгиным: нужны ли людям психологи?

42

Сценарист и режиссер Павел Семенович Лунгин родился 12 июля 1949 года в Москве, в семье сценариста Семена Лунгина. В 1971 году окончил отделение математической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, в 1980 году - Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где занимался в мастерской М. Львовского. В 1976 году дебютировал в кино как сценарист, с фильмом «Все дело в брате» (режиссер: В. Горлов). Затем по его сценариям были поставлены такие известные приключенческие картины, как «Конец императора тайги» (1978, режиссер: В. Саруханов) и «Непобедимый» (1983, режиссер: Ю. Борецкий). В 1990 году дебютировал как режиссер, поставив по собственному сценарию фильм «Такси-блюз» (специальный приз за режиссуру на Каннском кинофестивале). Автор таких замечательных фильмов как "Дело о “Мертвых душах”", "Бедные родственники", "Олигарх", "Свадьба", "Остров" и многих других.

Психологический Навигатор: Павел Семенович, как Вы думаете,  нужны ли людям психологи?
Павел Лунгин
: Да, мне кажется, что очень нужны. Мало того, я считаю, что людям надо оказывать психологическую помощь больше и чаще, чем какую-либо другую. Для меня общее ощущение сегодняшней жизни – это ощущение огромного человеческого дискомфорта.
Но при этом, что интересно, мне кажется, что как раз психологическую помощь люди не очень настроены принимать. Почему? Да потому что страшно осознавать свою неустроенность, свои проблемы. В этом надо себе признаться, а мужества хватает не у всех.

ПН: А какого сорта помощь должен оказывать психолог?
ПЛ
: Думаю, что задача психолога – помочь людям осознать себя, свои проблемы, сделать так, чтобы они перестали путать свои собственные проблемы с проблемами общества или близких.
Смотрите, что получается. Раньше люди были материально достаточно бедны и объясняли свою «несчастность» отсутствием денег, квартир, машин и прочих атрибутов «нормальной» жизни. Но вот получили эти люди и деньги, и квартиры с машинами, а дискомфорт и ощущение, что жизнь идет как-то не так, почему-то остались. И они думают, что, приобретая еще одну квартиру, еще одну машину, можно избавиться от этого чувства дискомфорта и даже не предполагают, что проблема-то не снаружи, не в окружающем мире, а в них самих. И от этого непонимания, конечно, страдают и мучаются. В этих случаях психолог может оказать неоценимую помощь – перевести вектор внимания человека с внешнего мира на внутренний.
Есть еще один важный момент. Современный человек очень подвержен всякого рода манипулированиям через телевидение, глянцевые журналы. Мне кажется, что психолог должен помочь человеку уберечься от манипуляций, должен научить его противопоставлять свою собственную личность, свои собственные желания и опыт тому, что навязывается всем нам с экрана и с обложек глянца.
Например, тебе кричат со всех сторон: «Купи пиво такой-то марки и будь счастлив!». Или «купи машину такой-то марки и будешь еще более счастлив!» Лично я не видел ни одного человека, которого машина сделала бы счастливым. Разве только на короткое время. Людей, основываясь на их тревоге или фрустрации, вгоняют в абсолютно материальный мир. И это самое отвратительное, что есть для меня в современном обществе – оно плодит несчастных, навязывая рекламой того, что тебе не нужно. Получается какой-то замкнутый, порочный круг. Человеку плохо – ему обещают, что приобретение машины даст ему счастье – человек приобретает машину – ему становится еще хуже, т.к. ожидания не оправдываются – за неимением лучшего человек снова приобретает какой-то товар, который «должен» сделать его счастливым – и так без конца.
Уверен, что если человек поймет, что бегает по этому кругу, то он обратится к психологу или начнет что-то делать сам, изменит свою жизнь, то этот порочный круг разорвется.

ПН: А что может сделать человека счастливым?
ПЛ
: Счастье – это такая неуловимая вещь. Постоянное счастье может превратиться в ад. Счастье – это какие-то минуты, мгновения. Надо как-то уметь их вылавливать, нанизывать как бусы через жизнь. Думаю, что счастье – это когда осознаешь сам себя.

ПН: Что значит – осознавать себя?
ПЛ:
Это значит - знать о себе правду. Пока мы не станем понимать очень честно кто мы, кем являемся, что из себя представляем, мы никогда не обретем внутренней гармонии. Но обретение этой гармонии – очень сложная работа. Возможно, в этом и заключается смысл жизненного пути: придти к миру с самим собой.

ПН: А что может помешать этой работе?
ПЛ:
Много чего. Опять же установки, которые нам транслируют масс-медиа и которые, к сожалению, начинают преобладать в сознании современных людей. Например, есть такой лозунг: «Не парься». Для меня это самое ненавистное, что есть. Потому что человек, если он Человек, а не биологическое существо, по определению должен «париться». Вероятно, эти призывы – есть стремление прийти к своеобразному наркотическому, одурманенному обществу. Обществу, в котором будет какая-то элита и под ней – оболваненные люди, живущие от футбола до футбола.

ПН: Как-то это все грустно представляется…
ПЛ
: Ну, не будем печалиться, потому что человек создан все-таки по образу и подобию Божьему, а значит в каждом из нас есть частица чего-то совершенного, бессмертного. В каждом человеке есть что-то божественное, какая-то тайна. Иногда вдруг люди совершают «странные» поступки. Например, помогают кому-то в ущерб себе, делают что-то для другого, а свои интересы при этом забывают. Все это заставляет быть оптимистичным. Хотя иногда кажется, что тебя окружает огромное количество каких-то не совсем нормальных людей. Например, когда смотришь, как люди водят машины. Мне кажется, что образ каждого общества – это то, как люди водят автомобили. Это что-то сродни симптому. К сожалению, сегодня в России вокруг себя видишь много разного безумия.

ПН: Вам кажется, что современное поколение отличается от предыдущих?
ПЛ
: Я думаю, что все поколения более или менее одинаковы. На протяжении 20 веков уровень бытия людей не сильно изменился. Технологии меняются, а уровень бытия нет. У меня была поездка в Италию и мы ходили по раннехристианскому Риму.Я понял тогда, что мир был примерно такой же, как и сейчас. У них не было телевизора, но полгода шли гладиаторские бои. Представляете, ежедневно! Гладиаторы были не менее популярны, чем нынешние «звёзды» и зарабатывали, как говорят, по ночам больше, чем днём.
И одновременно с этим, где-то в подвалах, где работали рабы, возникло какое-то новое течение, новая струя, которая в результате изменило весь мир. Отдельные люди, которые в этих подвалах рисовали рыбок и кресты, смогли повлиять на весь ход человечества.
Так и сейчас. Есть массы людей, а есть отдельные личности, которые могут многое изменить.
Мне кажется, что ключевым моментом здесь является любовь. Если человек способен испытывать это чувство, то он очень многого может достичь. Правда, часто это понятие искажают, называя любовью совсем другие вещи. Например, ревность называют любовью, сексуальное влечение называют любовью и т.д.

ПН: А что такое любовь? По какому критерию можно отличить любовь от других чувств?
ПЛ
: Я считаю, что любовь – это когда под воздействием этого чувства весь мир для тебя расширяется. Например, ты любишь кого-то, и эта любовь позволяет тебе перейти от любви к конкретному человеку вообще к любви к миру, к искусству, к природе, к Богу. Чувство любви заставляет тебя расти и более полно осознавать то, что тебя окружает. Ты становишься более наполненным, более творческим, более счастливым. Если же, наоборот, под воздействием чувства, которое мы порой считаем любовью, мир сужается, и нет больше ничего вокруг, кроме объекта так называемой «любви», то это вряд ли можно называть любовью. В этом случае человек становится несчастным, ограниченным, появляется какое-то ожесточение.

ПН: Не могу удержаться, чтобы не спросить Вас об «Острове». Как получилось создать такой фильм?
ПЛ
: Я очень скромно оцениваю свою роль в этом фильме. Какие-то энергии проходят через тебя, ты их не понимаешь, но чувствуешь, что тебя наполняет что-то большее, чем ты есть. Собственно, моя задача состояла в том, чтобы выразить эти энергии, дать им реализоваться.

ПН: Как Вы думаете, есть что-то общее между психологией и религией?
ПЛ
: Думаю, что да. Это видимо какие-то разные грани одного и того же… Все они связаны отношениями человека и Бога. Часто к психологии прибегают люди, которые уже поняли, что человек – это не только биологическое, но еще и духовное существо, но еще не до конца осознали существование Бога. Психологические муки – это муки человека, который находится на первом, так сказать, этапе развития. Потом, как мне кажется, должно прийти осознание того, что мир не совсем таков, каким нам кажется, что мы - не одни в нем, что всё это подчинено некоторым иным законам. И это уже приводит человека к религии.

ПН: Как Вы думаете, почему в сознании большого количества людей обращение к психологу является как будто чем-то стыдным, проявлением слабости?
ПЛ
: Я, конечно же, не считаю, что это – признак слабости. Наоборот, я думаю, что именно сильный человек может допустить до своего сознания, что что-то в его жизни надо менять. Это, как я уже сказал, выход на новый уровень своего развития. Был, кстати, один знаменитый итальянский режиссёр, который ни одного фильма не снял без своего психоаналитика. Конечно, очень многое зависит от самих психологов. Хорошие психологи могут вывести человека на новый уровень, а плохие – не только не помогут, но еще и усугубят положение.
Вообще, область психологии – очень интимная вещь. Это то же самое, как в XIX веке женщины стыдились к гинекологу ходить. Это казалось настолько неприличным, что даже говорить было стыдно. Но сейчас, как мне кажется, общество входит в какую-то другую эру отношения к себе и своей душевной жизни. Поэтому я думаю, что услуги психологов и психоаналитиков могут стать гораздо более востребованными.
Кстати, я думаю, что если бы не стал режиссером, то стал бы психоаналитиком. Меня эта тема очень сильно интересует.

ПН: Почему Вам кажется, что люди начнут обращаться к психологам? Ведь так страшно что-то в себе менять!
ПЛ
: Конечно, страшно. Но мне кажется, сейчас уже многим людям стало понятно, что материальными благами себя не спасёшь и не вылечишь. Что нужно искать какую-то глубину в жизни, какое-то иное измерение. В каком-то смысле, этот поиск становится гораздо важнее, чем поиск хлеба насущного. И в этом очень сильно может помочь психология.

Интервью брала психолог Ксения Иванова

Источник: PsyNavigator.ru