О развивающем дошкольном образовании в новом номере журнала «Психолого-педагогические исследования»

24
Иллюстрация к новости

Опубликован новый выпуск журнала «Психолого-педагогические исследования» (№ 4, 2019), посвященный теме развивающего дошкольного образования.

Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития, является одним из обязательных условий реализации дошкольной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом. Однако исследований, направленных на изучение возможности построения такого образования в дошкольном возрасте, на сегодняшний день недостаточно, а само понятие «развивающее образование» часто наполняется разными смыслами и значениями.

В настоящий тематический номер вошел материал, отражающий современные направления исследований развивающего дошкольного образования, выполненных в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов, и подчеркивающий специфику такого образования.

Рубрики журнала представлены, главным образом, исследованиями развития дошкольника в игре. Так, в статье Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой игровая деятельность рассматривается в качестве зоны ближайшего развития ребенка, а развивающий характер обучения обусловлен, по мнению авторов, созданием условий для реализации ребенком волевого усилия и развития воображения.

Е.О. Смирнова рассматривает ведущую деятельность дошкольного возраста как пространство для возникновения и развития инициативности в качестве главного показателя развития личности, а на важность поддержки инициативы детей в образовательном процессе и ее зависимость от особенностей позиции педагога указывают в своей работе Е.К. Ягловская и Е.Е. Клопотова.

В статье Ю. Соловьевой, Л. Кинтанар игра представлена как культурная деятельность, которая вовлекает детей в «глобальную социальную ситуацию» развития. Г.А. Цукерман, О.Л. Обухова и Н.А. Шибанова рассматривают игру как метод развивающего обучения на примере использования понятийных игр, а словесные игры в форме «провокативных» текстов описываются в качестве практик внимательности и смыслопорождения в образовательной работе с дошкольниками в статье Т.И. Алиевой.

Популярной в современном дошкольном образовании STEAM-технологии, позволяющей выстраивать дошкольное образование в «режиме эдьютейнмента», посвящена статья И.Э. Куликовской.

В статье И.А. Котляр и М.В. Соколовой рассматривается детская площадка как особое средство, способствующее детскому развитию, «окультуривающее» и преобразующее спонтанную активность ребенка.

На основании результатов исследования М.М. Силаковой и Л.М. Захаровой выделены профессиональные качества педагога, необходимые для построения развивающего взаимодействия с дошкольниками.

Помимо работ, посвященных развивающему дошкольному образованию, в номер вошли исследования показателей состояния инклюзивного процесса в образовательной организации (С.В. Алехина, Ю.В. Мельник, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов), удовлетворенности профессиональной подготовкой выпускников образовательных организаций МВД России (О.А. Ульянина). Также приведены психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности (Ю.А. Кочетова, Е.А. Емельянова), описан опыт применения средств социально-творческой деятельности в психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья на примере инновационной эрго- и арт-терапевтической техники «эбру» (Н.В. Романовский).

Полное содержание номера доступно по ссылке: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n4/index.shtml

Приятного чтения!