Эффективное оценивание академической успешности у детей с расстройствами аутистического спектра

42
Иллюстрация к новости

Переверзева Дарья Станиславовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) ФГБОУ ВО МГППУ представила редакции портала психологических изданий PsyJournals.ru проведенное с коллегами исследование, посвященное изучению когнитивного и социального развития первоклассников с аутизмом, а также связи этих показателей с успешностью овладения школьными знаниями и навыками.

В качестве основных особенностей развития ребенка с РАС, которые требуют учета в образовательном процессе, Дарья Станиславовна отметила неравномерный профиль когнитивного развития, а также дефицит общения и социального взаимодействия.  «Одинаковые баллы IQ в норме и при аутизме не эквивалентны. Это является одним из факторов, который стоит за описанным в исследовании расхождением между уровнем интеллекта и возможностями освоения школьной программы у детей с аутизмом. Мы ищем ответ на вопрос, какие особенности развития ребенка будут ключевыми для обучения».

Внедрение инклюзивного образования ставит задачу выбора метода академического оценивания и разработки структуры аккомодаций, которые позволили бы учитывать влияние особенностей развития и поведения ребенка на успешность тестирования.

«Возникает вопрос – каким образом должна быть устроена процедура оценки школьных знаний ребенка с аутизмом, какие изменения мы должны внести в тестовое задание, чтобы быть уверенными, что мы измеряем именно знания ребенка, а не те особенности развития, которые не связаны с оцениваемой предметной областью. Этому посвящена наша статья», — рассказала Д.С. Переверзева.

Для оценки освоения учениками школьной программы коллективом авторов сделан достаточно новый и интересный шаг — использован модифицированный вариант методики академического оценивания iPIPS, разработанный с учетом особенностей детей с РАС.

О результатах применения методики читайте в статье «Эффективное оценивание академической успешности у детей с расстройствами аутистического спектра» нового номера журнала «Психологическая наука и образование» (№ 1, 2020).

Слушайте 116-й выпуск подкаста PsyJournals Live: https://psyjournals.podster.fm/125

Публикация: Переверзева Д.С., Брагинец Е.И., Тюшкевич С.А., Горбачевская Н.Л. Эффективное оценивание академической успешности у детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 16–25. doi:10.17759/pse.2020250102