Разработка и апробация сокращенной версии методики «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга
![](/files/news/0/1771/page_image.jpg)
Александр Николаевич Татарко, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Центра социокультурных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», сотрудник Института психологии Российской академии наук рассказал редакции портала психологических изданий PsyJournals.ru о разработке и апробации сокращенной версии опросника М. Бонда и К. Леунга «Социальные аксиомы».
Работа была проведена совместно с Надеждой Михайловной Лебедевой, доктором психологических наук, директором Центра социокультурных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», сотрудником Института психологии Российской академии наук.
«Социальные аксиомы – это наши базовые верования, которые, как и математические аксиомы, не нуждаются в доказательствах, а принимаются нами на веру и руководят нашим поведением. На их основе мы принимаем решения, оцениваем, что есть хорошо, а что – плохо, что есть добро, а что – зло. Эти базовые верования влияют на наш выбор в жизни», — пояснил Александр Николаевич.
На основе адаптированной ранее полной русскоязычной версии опросника М. Бонда и К. Леунга «Социальные аксиомы», которая включает 126 утверждений, авторами была разработана сокращенная версия данного опросника, включающая 31 пункт. Данная методика является на настоящий момент единственной опубликованной сокращенной версией опросника «Социальные аксиомы» и направлена на выявление 5 классических, культурно-универсальных социальных аксиом («Социальный цинизм», «Контроль судьбы», «Религиозность», «Социальная сложность», «Награда за усилия»).
«Мы озадачились тем, чтобы разработать короткую версию, которая была бы удобна для использования в больших опросах, в организационных исследованиях. Ее результаты хорошо коррелируют с результатами полной версии опросника, удовлетворяют всем необходимым требованиям к надежности и валидности психологической методики», — сообщил А.Н. Татарко.
Методика может использоваться в научных исследованиях в области социальной, кросс-культурной, экономической психологии. Данный опросник также можно использовать в прикладной работе, например, в сфере организационной диагностики или профотбора.
Подробнее читайте в статье «Разработка и апробация сокращенной версии методики “Социальные аксиомы” М. Бонда и К. Леунга» нового номера журнала «Культурно-историческая психология» (№ 1, 2020).
Публикация: Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Разработка и апробация сокращенной версии методики «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 96–110. doi:10.17759/chp.2020160110