Разработка и апробация сокращенной версии методики «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга

44

Александр Николаевич Татарко, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Центра социокультурных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», сотрудник Института психологии Российской академии наук рассказал редакции портала психологических изданий PsyJournals.ru о разработке и апробации сокращенной версии опросника М. Бонда и К. Леунга «Социальные аксиомы».

Работа была проведена совместно с Надеждой Михайловной Лебедевой, доктором психологических наук, директором Центра социокультурных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», сотрудником Института психологии Российской академии наук.

«Социальные аксиомы – это наши базовые верования, которые, как и математические аксиомы, не нуждаются в доказательствах, а принимаются нами на веру и руководят нашим поведением. На их основе мы принимаем решения, оцениваем, что есть хорошо, а что – плохо, что есть добро, а что – зло. Эти базовые верования влияют на наш выбор в жизни», — пояснил Александр Николаевич.

На основе адаптированной ранее полной русскоязычной версии опросника М. Бонда и К. Леунга «Социальные аксиомы», которая включает 126 утверждений, авторами была разработана сокращенная версия данного опросника, включающая 31 пункт. Данная методика является на настоящий момент единственной опубликованной сокращенной версией опросника «Социальные аксиомы» и направлена на выявление 5 классических, культурно-универсальных социальных аксиом («Социальный цинизм», «Контроль судьбы», «Религиозность», «Социальная сложность», «Награда за усилия»).

«Мы озадачились тем, чтобы разработать короткую версию, которая была бы удобна для использования в больших опросах, в организационных исследованиях. Ее результаты хорошо коррелируют с результатами полной версии опросника, удовлетворяют всем необходимым требованиям к надежности и валидности психологической методики», — сообщил А.Н. Татарко.

Методика может использоваться в научных исследованиях в области социальной, кросс-культурной, экономической психологии. Данный опросник также можно использовать в прикладной работе, например, в сфере организационной диагностики или профотбора.

Подробнее читайте в статье «Разработка и апробация сокращенной версии методики “Социальные аксиомы” М. Бонда и К. Леунга» нового номера журнала «Культурно-историческая психология» (№ 1, 2020).

Слушайте 118-й выпуск подкаста PsyJournals Live: https://psyjournals.podster.fm/127

Публикация: Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Разработка и апробация сокращенной версии методики «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 96–110. doi:10.17759/chp.2020160110