О профилактике девиантного поведения в образовательных учреждениях в новом выпуске журнала «Психология и право»

36

Уважаемые читатели!

Тема второго выпуска «Психология и право» за 2020 год посвящена проблеме профилактики девиантного поведения в образовательных организациях. Ни для кого не секрет случаи насилия в школе (так называемого скулшуттинга) и других проявлений девиантного поведения обучающихся. Однако поздно говорить о профилактике тогда, когда произошла беда. Нужно искать возможности ее предотвращения. И авторы данного тематического номера как раз показывают, что на разных возрастных этапах, начиная с детского сада и до высших учебных заведений, есть ресурсы среды и самих людей, которые позволяют предупредить наступление таких острых феноменов.

В этом номере раскрываются как юридические основания профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, так и построение психопрофилактики как направления деятельности психолога. Обсуждаются различные ресурсы первичной профилактики, такие как фольклор, волонтерство и участие в проектной деятельности. Раскрывается роль спортивной деятельности как ресурса профилактики в высших учебных заведениях.

Не обходится стороной тема вторичной профилактики: описываются факторы, повлиявшие на совершение несовершеннолетними нападений на учебные заведения, выделяются особенности проявления психических состояний у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных в зависимости от нахождения на определенном этапе избранных в отношении субъекта мер пресечения. Особое внимание привлекается к исследованию стратегий психологического воздействия, применяемых лицами в ходе совершения преступлений сексуальной направленности против несовершеннолетних, с использованием телекоммуникационной сети Интернет.

В рамках третичной профилактики ставятся проблема измерения отношения к труду заключенных, а также анализируются особенности проявления специфичных для личностной незрелости признаков у девочек с противоправным поведением.

Отдельно рассматриваются вопросы, связанные с развитием и формированием профессиональных и личностных компетенций специалистов и сотрудников разных ведомств, включенных в систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В частности описывается методика формирования индивидуального профиля профессиональной стрессоустойчивости специалиста силовых структур, а также приводятся результаты апробации разработанной Концепции психологического сопровождения формирования личностной компетентности сотрудников полиции.

Еще не одной стране мира не удалось полностью справиться с девиациями, однако это не отменяет необходимость искать пути для решения этой проблемы. И на страницах нашего журнала мы готовы поделиться самыми передовыми исследованиями и технологиями профилактики девиантного поведения в образовательных учреждениях и не только ими!

Полное содержание номера доступно по ссылке: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2020/n2/