Образовательный дискурс, визуальные методы и шизофрения в новом выпуске «Культурно-историческая психология»

25
Иллюстрация к новости

Завершающий 2020 год выпуск журнала «Культурно-историческая психология» (№4-2020) собрал под своей обложкой результаты исследований и размышлений относительно современных и классических аспектов культурно-исторического подхода в образовании, специальной психологии и психологии личности.

Открывает выпуск последняя публикация Елены Евгеньевны Кравцовой, подготовленная в соавторстве с Генадием Григорьевичем Кравцовым – «Культурно-исторический подход к вопросам образования». Отправным пунктом размышлений авторов является поставленная Л.С. Выготским проблема соотношения и взаимосвязи обучения и развития. Авторы выдвигают предположение о том, что очень многие беды и трудности в образовании имеют своей причиной отсутствие научно обоснованной дидактики. И подчеркивают, что существующие в настоящее время теоретические представления о том, чему и как надо учить детей, уходят своими истоками в дидактику Я.А. Коменского, построенную на основе житейского опыта и свидетельств здравого смысла, которые не имеют ничего общего с научной дидактикой. Исследования выдающихся отечественных психологов — П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова, а также созданные ими теории обучения, по мнению авторов этой статьи, не выдерживают критики в свете тех требований, которые предъявляет научная дидактика. 

Продолжает тему анализ доказательств эффективности системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова по показателям когнитивного развития и сформированности учебной деятельности. В анализе выделены четыре основных категории результатов, по которым были обнаружены публикации отечественных исследователей — различия детей из развивающих и так называемых традиционных классов по показателям теоретического мышления, общего познавательного развития и интеллекта, учебных стратегий и умения решать нестандартные задачи, традиционных учебных достижений. 

Обращаясь к развитию личности, необходимо отметить новый психологический конструкт сочувствия к себе и его отношение к другому хорошо известному понятию — самооценке. В представленном в выпуске исследовании приводятся аргументы в пользу нового конструкта в работе со студентами и пациентами. В соответствии с этим ощущается необходимость адаптации на русскоязычной выборке опросника, измеряющего уровень сочувствия к себе. Была выдвинута гипотеза о том, что методика «Сочувствие к себе» К. Нефф является подходящей шкалой для измерения конструкта на российской выборке, так как она уже была успешно адаптирована в нескольких странах. 

В современном мире не только большинство взрослых людей, но и дети находятся «на связи», в Интернете и в смешанной реальности, значительную часть своей жизни. Интернет — уже признанный агент социализации детей и подростков, а ускорение процессов цифровой трансформации приводит к конвергенции онлайн и офлайн и определяет изменения в таких основополагающих процессах, связанных с проблемой безопасности в Сети детей и подростков, как использование Интернета, столкновение с онлайн-рисками и формирование цифровой компетентности.

В выпуске представлена попытка воспроизвести исследование Л.С. Выготского, посвященное изучению развития понятий с целью выявления способов выполнения задачи методики двойной стимуляции, характерных для современных младших школьников 7-летнего и 9-летнего возраста, и проверки предположения о связи доминирующего способа абстрагирования младших школьников с уровнем их интеллектуального развития.

В области специальной психологии представлена работа, критически осмысляющая некоторые проблемы патопсихологического исследования операциональных нарушений мышления и наметить возможные пути его дальнейшего развития. Сравниваются различия в подходах к анализу патологии мышления при шизофрении в классических работах Л.С. Выготского и Б.В. Зейгарник. 

Юбилейный и памятный раздел выпуска посвящен именам Вадима Артуровича Петровского, Виктора Александровича Гуружапова и Александра Валентиновича Толстых.

Полное содержание выпуска читайте на Портале психологических изданий PsyJournals.ru: https://psyjournals.ru/kip/2020/n4/