Одним из приоритетных направлений деятельности школ станет работа с детьми-инвалидами
Накануне нового учебного года состоялся традиционный городской педсовет. На нем обсуждались итоги прошедшего учебного года и намечались основные направления деятельности на будущий учебный год в рамках реализации программы «Столичное образование-5».
Приближающийся 2009 год объявлен «годом равных возможностей», сообщила глава московского департамента образования Ольга Ларионова.
В связи с этим, по ее словам, одним из приоритетных направлений деятельности школ станет работа с детьми-инвалидами.
Сейчас в большинстве массовых школ не создано условий для их обучения, пояснила Ларионова. Психологически к этому не готовы ни учителя, ни школьники. Однако школы, которые создаются по новым проектам, обязательно оснащены лифтами и оборудованы так, чтобы дети-инвалиды смогли в них учиться. А к 2010 году инвалидов, в принципе, смогут принять все школы – потому что все учебные учреждения будут переоборудованы. Но сколько детей-инвалидов будет переведено с домашнего обучения на очное в этом году, и как именно с ними будут работать, глава департамента не сообщила.
Кроме того, в Москве хотят постепенно омолаживать преподавательский и директорский состав.
По данным статистики, ежегодно в школу приходят около 2 тыс. молодых педагогов. Однако из их числа за последние два года преподавательский штат покинули 15%. Ларионова считает, что основными причинами этого являются «равнодушие и противодействие со стороны администрации», на которое нередко наталкиваются молодые специалисты. Теперь удерживать новые кадры в школах предполагают повышением заработной платы.
Что касается молодых директоров школ, то, говорит чиновница, их воспитание сейчас представляет собой целую проблему. Как полагают в департаменте, ее можно будет решить, если начнут действовать «мастерские опытных директоров», в которых руководители школ со стажем будут делиться опытом со своими молодыми коллегами. Отдельной задачей на будущий год глава департамента считает создание курсов для управленцев и методистов, а также заместителей директоров.
Также в школах обещают повышать уровень технической оснащенности. И сокращать число малокомплектных школ.
По словам Ольги Ларионовой, сейчас малокомплектной можно считать каждую вторую столичную школу. Причины этого, заявила она, заключаются в низком уровне преподавания и плохом оборудовании учебных заведений, что понижает статус школы в глазах родителей и учащихся. В наступающем учебном году Ларионова призвала органы контроля за образованием проанализировать ситуацию по каждой из малокомплектных школ и «принять необходимое решение». После этого малокомплектные школы должны быть либо прикреплены к полнокомплектным в качестве филиалов, либо их состояние должно быть улучшено, чтобы они могли полноценно функционировать.
Впрочем, в модернизации нуждаются не только малокомплектные школы. По словам присутствовавшего на городском педсовете мэра столицы Юрия Лужкова, сейчас лишь 25% школ имеют локальную сеть. «Это до обидного мало», – считает градоначальник. В следующем году локальная сеть должна будет появиться в 75% школ.
Денег на все это Москве явно хватит: как объявил Лужков, финансирование образования в следующем году составит 180,5 млрд рублей, что на 30% больше, чем в этом году.
Впрочем, по его словам, средств у чиновников от образования хватало и в недавно закончившемся учебном году. Но работали они плохо. В частности, заявил он, сейчас оставляет желать лучшего ситуация с учреждениями среднего и специального профессионального образования. Несмотря на достаточное финансирование, департамент образования так и не смог выполнить программу по профтехобразованию.
«Вы, Ольга Николаевна, ее провалили, несмотря на хорошее финансирование, – заявил Лужков. – Городу нужны рабочие кадры, а у нас их нет. Так нельзя работать».
Он не стал комментировать прозвучавший ранее выпад департамента образования по поводу Единого государственного экзамена. Как сообщила собравшимся Ольга Ларионова, «число неудовлетворительных оценок по математике колеблется от 16 до 25%. Это говорит о неравноценности КИМов». «Ни один из победителей всероссийской олимпиады по математике не набрал 100 баллов в тесте ЕГЭ, в то время как ребята, которые их набрали, не дошли даже до промежуточного этапа олимпиады», – сказала она. Ларионова отметила еще одну тревожную тенденцию: по ее мнению, из-за ЕГЭ происходит вынужденная переориентация образования. Так, в старших классах учителя уменьшают количество часов на литературу, чтобы вместо нее заниматься «натаскиванием» учеников на ЕГЭ по русскому. То же самое происходит и с математикой: сокращают часы на геометрию в пользу алгебры. После чего Ларионова сообщила, что «ЕГЭ не может быть и не должен быть единым критерием оценки достижений учащихся, особенно по тем предметам, содержание которых не удается формализовать», т. е. по предметам гуманитарного профиля. Однако о том, что Москва собирается сделать, чтобы повлиять на ситуацию, чиновница говорить не стала.