Интервью: типичные трудности школьной жизни анализируют психологи
Когда нужен школьный психолог
Многие родители задаются вопросом, чем занимается школьный психолог? Эти специалисты появились в учебных заведениях недавно. С их приходом связывали надежды на гуманизацию образования.
Школьный психолог помогает педагогам и детям выявить трудности обучения и развивать способности детей. Если он выявляет у ребенка недостаток внимания или плохую память, он будет с ним заниматься, развивая эти качества, обучит приемам организации материала и учебной деятельности в целом.
Школьный психолог тестирует классы в начале и в конце учебного года, анализируя, как дети усвоили учебный материал, как повзрослели, насколько способны решать стоящие перед ними задачи.
Он также выявляет и помогает разрешать конфликтные ситуации, планировать внеклассные и внешкольные мероприятия в соответствии с возрастными особенностями детей. Он же помогает в профессиональном ориентировании старшеклассников, выявляя их способности и склонности. Школьный психолог оказывает помощь ребенку в трудной семейной ситуации - в случае смерти родных, развода и т.п.
Если проблема выходит за рамки его компетенции, он должен порекомендовать родителям ребенка консультацию психолога-специалиста.
По просьбе "Известий" типичные трудности школьной жизни анализируют сотрудники Психологического института Российской академии образования - заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии кандидат психологических наук Алла Андреева, ведущий научный сотрудник кандидат психологических наук Елена Данилова и профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, доктор психологических наук Анна Прихожан.
Первокласснику не все по силам
Ситуация: Ребенок пошел в 1-й класс. Боится одноклассников, не умеет общаться, говорит, что его обижают.
- Если такое случилось в первый раз, стоит реагировать спокойно, это может быть случайностью. Ссоры, какие-то разногласия между детьми - неотъемлемая часть школьной жизни. Вы ведь не думаете, что малыша нигде и никто не будет обижать, что с ним никогда ничего не случится?
Надо принять во внимание, что обида ребенка - это сверхзначимая ситуация и для него, и особенно для родителей. Поэтому нередко воспринимается гипертрофированно, всегда хочется кинуться на защиту. Но все-таки лучше сохранить спокойствие. Не кидаться сразу к директору, не драматизировать, как это подчас бывает.
Вот пример: 1 сентября девочку толкнули, порвали ей блузочку. Мама сразу кинулась к директору с этой блузочкой и декларацией прав ребенка, грозилась поставить девочек-обидчиц на учет в милицию. Во-первых, мама выглядела смешно, во-вторых, она сразу испортила дочке отношения с будущими подругами. А ведь первая стычка могла бы не иметь никаких последствий.
Совет: Если конфликты и жалобы повторяются, надо выяснить, что случилось, с кем ребенок конфликтует, поговорить с учителем. Лучше сосредоточить внимание ребенка на каких-то положительных моментах школьной жизни: расспросить, что ему понравилось, расставить акценты на хорошем.
Ситуация: Сын-первоклассник сильно устает в школе. Приходя домой, не хочет ничего рассказывать, сразу ложится спать.
- По возрасту ребенок должен выдерживать учебную нагрузку. А если нет, то пусть спит, пока не окрепнет. Может быть, стоит проконсультироваться с врачом. Есть дети, которые тяжело включаются в интенсивную школьную жизнь. Продленка такому ребенку противопоказана. Нередко родители выбирают для него "самую-самую" школу или гимназию. Но родительское честолюбие - опасная вещь, если выбор стоит между успехом и здоровьем ребенка.
Совет: Стоит посмотреть, посильна ли ребенку выбранная программа начальной школы. Если он гимназическую программу осваивает с напряжением, может быть, сменить ее на обычную школу. Он окрепнет и с большей пользой пойдет в гимназию в пятый класс.
Ситуация: Первоклассница приходит домой, но ничего не рассказывает, говорит, что не помнит.
- Из потока информации, которая обрушивается на первоклассников в первые дни в школе, им сложно что-то вычленить, систематизировать ее. Пока у них еще нет механизмов освоения этой информации, требуется время.
Совет: Когда вы встречаете ребенка из школы, сразу же спросите, что интересного было в классе, что задали на дом (хотя в большинстве школ это записывают сами родители). До крыльца он еще в состоянии это донести, но дома точно не вспомнит. Обязательно запишите телефоны его одноклассников - на тот случай, если сами не спросите. И никакой паники, это нормальное состояние первоклашки.
Ребенок - не мячик между школой и домом
Ситуация: Девочка перешла в новую школу. Одноклассницы приняли ее в штыки, весь год конфликтовали. Как сгладить эти противоречия?
- Причины могут быть разные. Если девочка с высокой самооценкой, а в классе уже есть свои лидеры, они боятся, что новенькая вытеснит их с лидерских позиций. Возможно, девочка сама конфликтная. А может быть, это и мамин способ выстраивания отношений.
Совет: Как правило, мама видит ситуацию односторонне. Стоит поговорить с классным руководителем, пообщаться со школьным психологом, который понаблюдает класс, поможет разобраться в причинах.
Ситуация: Мальчику 12 лет, в школе часто дерется, говорит, что его обижают, а на него жалуются и учителя, и сверстники. Контакта у родителей с педагогами не получилось.
- Как правило, в любом конфликте виновны обе стороны. У мальчика могут быть свои проблемы - возможно, он агрессивен. Нередко в подобных ситуациях родители занимают оборонительную позицию: наш ребенок не виноват, все кругом виноваты. Такая мама никогда не изменит свою позицию, не хочет видеть своего ребенка объективно. Тем же, кто готов разобраться в ситуации, стоит пообщаться с учителями, с тем же школьным психологом.
Совет: Не спешить с выводами, постараться оценить конфликтную ситуацию объективно, разобрать ее с ребенком, с педагогами спокойно, без нервов. Если ребенок проявляет агрессию, возможно, потребуется помощь невролога или психолога-специалиста.
Ситуация: У старшеклассницы затяжной конфликт с учителем литературы. Та все время придирается, занижает оценки, говорит, что девочка дерзкая, непослушная, хотя дома она совсем другая. Жаловаться ли директору?
- В этом возрасте девушке пора бы напрячься и понять, в какой ситуации она находится, немного изменить свое отношение к предмету, к педагогу. Хотя, возможно, ситуация еще сложнее. Отношения ребенка с учителем обостряются до предела, когда это конфликт между родителем и учителем. Когда родитель через ребенка доказывает учителю, что тот не прав, не справляется, плохо подготовлен и т.п., а учитель - тоже через ребенка - старается доказать родителям, какой плохой у них ребенок, а мама - сама глупа и необразованна и т.п. И ребенок, как мячик, мечется между мамой и педагогом.
Кроме того, есть дети, которые действительно ведут себя в школе очень вызывающе. Такие дети нередко становятся провокаторами конфликтов. Школа всегда живет по консервативным правилам, и в этом ее сила и слабость одновременно. А сейчас стиль поведения очень изменился, особенно у девушек, и старшеклассники часто сами ответственны за конфликты с учителями.
Совет: Родители проявят ответственность, если поговорят с педагогом, попытаются спокойно разобраться. И уж если не найдут компромисса, стоит привлекать "третейский" суд в лице завуча или директора.
Хвалить, но не обманывать
Ситуация: Ребенок не любит читать и писать. Как наладить занятия дома?
- Надо развести эти понятия - "люблю читать и писать" и "надо делать уроки". Огромное число людей заканчивает школу и даже вузы, так и не получая удовольствия от процесса чтения. А если он и читает, и пишет с трудом, все его силы и внимание уходят на процесс чтения, складывание букв в слоги, а слогов - в слова. Когда трудно и непонятно, то не может быть интересно. И не стоит привлекать неадекватную мотивацию - это интересно. Лучше честно сказать: это надо, без этого нельзя. Ребенок получит больше удовлетворения от успеха, от выполнения задания.
А если у него уже есть отрицательная мотивация (как правило, это 2-3-й класс), это значит, что его мало хвалили за те минимальные успехи, которых он достигал. Возможно, у него сложились не слишком хорошие отношения с учителем, у которого завышенные требования. может, вообще возникла непростая ситуация в школе - и он это переносит на уроки. Может быть, он был изначально замучен подготовкой к школе или программа для него сложна.
Совет: Разобраться в причинах нежелания заниматься. Попросить разрешения посидеть на уроках, поговорить со школьным психологом. И обязательно перестроить свое отношение к тому, что он делает, - хвалить даже за крошечные успехи.
Ситуация: Ребенок пошел уже в 5-й класс, но по-прежнему никакого желания учиться нет.
- Ситуация похожая, и ответ тот же: надо развивать социальную мотивацию - это надо, без этого ты не получишь интересную работу, все учатся и т.д.
Совет: Делайте акцент на дополнительных интересах ребенка вне школы - на спорте, творчестве. И связывайте эти занятия с необходимостью стараться в школе. Тогда ему и учиться будет легче.
Не ставьте своих детей в пример друг другу
Ситуация: Дочка очень замкнутая и стеснительная, ее не замечают учителя, никогда не привлекают к внеклассной работе. Как ее расшевелить?
- Застенчивость - это природное качество человека и, как правило, наследственное. Это не недостаток воспитания, а способ взаимодействия с миром. Для такого ребенка даже пребывание в гуще сверстников - ужасное напряжение для нервной системы. Далеко не всегда надо его дергать за уши и вытягивать из внутреннего мира - это может травмировать на всю оставшуюся жизнь. Но не надо и поощрять: "Ой, он у нас такой застенчивый!" Ведь в жизни ему все равно потребуется взаимодействовать с другими людьми. Но эти способы должны быть безопасными, безболезненными для него. К примеру, не надо тащить его на сцену, заставлять делать что-то публично, но можно привлечь, если надо что-то нарисовать или смастерить своими руками.
Самое сложное, когда ребенок застенчив, а мама другая - активная, энергичная, общительная. Ее раздражает это его качество, они не совпадают - очень тяжелая ситуация для обеих сторон.
Совет: Маме как взрослому человеку проще контролировать себя. Не стоит насиловать природу ребенка. Найдите формы деятельности, в которых он почувствует себя комфортно.
Ситуация: В семье двое детей - младший пошел в третий класс, старший - в седьмой. Младший хорошо учится, а старшему все равно: не учит уроков, не переживает из-за двоек. Как изменить его отношение к учебе?
- Во-первых, в младшей школе большинство детей учится лучше, потому что там легче. Во-вторых, малышам больше помогают родители, больше контролируют. Когда ребенок переходит в средние классы, часто падает успеваемость - больше нагрузка, разные предметы, разные учителя. Но самое главное: не стоит забывать, что даже в одной семье дети бывают разные. Ужасно, когда одному ставят в пример другого, противопоставляют их. Эта традиция приносит много вреда детям, их ревнивое соревнование, в том числе и за родительскую любовь, может остаться с ними на всю жизнь.
У них разное внутриутробное развитие, разная генетика, разные способности и интересы. Они и свою школьную жизнь проживают по-разному. И неуспех в учебе никоим образом в глазах родителей не должен понижать ценность старшего. Может, он спортсмен замечательный или поет лучше всех? А может быть, он учится так плохо, потому что с маленьким возятся со дня его рождения, и он оказался на заднем плане?
Совет: Конечно, стоит разобраться в причинах двоек. Но и решать его проблемы надо в соответствии с его индивидуальностью, не сравнивая их.
Ситуация: Психолог в школе анкетировал сына, нашел какие-то отклонения в развитии. Дал направление в психолого-педагогический центр. Разве он сам не должен помочь?
- Многие трудности обучения и их решение - не в компетенции школьного психолога. Особенно если они связаны с особенностями развития ребенка. Возможно, у того неврологические проблемы, задержка психического развития и т.п.
Совет: Если родители по каким-то причинам не хотят следовать рекомендациям школьного психолога, они могут обратиться к любому другому психологу. Но в любом случае они должны отреагировать на рекомендации.
Автор: Андрей Бильжо