Исследование влияния материнской стратегии на контактность ребенка
Почему одни дети без труда налаживают отношения со сверстниками, а у других это никак не получается? Ученые из Психологического института Российской академии образования смогли выделить один из факторов, который сильно влияет на общительность дошкольников. Результаты их исследования опубликованы в журнале «Вопросы психологии».
Специалисты изучили две группы воспитанников детского сада. Одни вели себя нормально, а у других были явные проблемы с общением: они часто дрались и ссорились, обижались, с трудом находили себе компанию.
Оказалось, что у матерей проблемных детей гораздо сильнее выражено «предметное начало», то есть они воспринимают сына или дочь как предмет обучения и воспитания, а не как самостоятельную личность. Например, в ответах на вопрос «Вы больше всего радуетесь, когда ваш ребенок…» они чаще предлагали варианты «слушается, помогает по дому», «успешен и внимателен». Куда меньше проблем в общении у тех детей, чьи матери ориентируются на «личностное начало» и радуются, когда их ребенок «счастлив и весел», «просто есть».