Последствия стресса у детей и взрослых: понимание и преодоление — тема нового номера журнала «Клиническая и специальная психология»
Третий номер журнала «Клиническая и специальная психология» за 2022 г. опубликован и ждет читателей!
Рубрику теоретических исследований открывает обзор современных теорий развития заикания у детей и взрослых И.А. Новиковой и К.Ю. Кривонкина. Авторский анализ накопленного объема научного знания позволяет предположить существенный прогресс в ближайшие десятилетия как в понимании заикания, так и в создании новых протоколов лечения.
Статья И.Ф. Рощиной, М.В. Калантаровой, А.А. Шведовской и А.И. Хромова посвящена обсуждению программ «Клиника памяти» и «Когнитивная стимулирующая терапия» с точки зрения профилактики снижения когнитивных функций в позднем онтогенезе. Авторами рассматривается синдром мягкого когнитивного снижения как переходного состояния между нормальным физиологическим старением и деменцией.
В статье Н.Е. Харламенковой, Д.А. Никитиной, Н.Е. Шаталовой и Е.Н. Дымовой дифференцированно исследованы феномены «оставленности» и «вовлеченности» как психологические последствия переживания стресса в детском возрасте. Анализ проведен с учетом определенного контекста — влияния на ребенка повседневных стрессоров и стрессоров высокой интенсивности.
Раздел эмпирических исследований открывает статья М.В. Алфимовой, В.В. Плакуновой и В.Е. Голимбет, посвященная ошибкам эпизодической вербальной памяти у больных шизофренией и у здоровых людей с разными профилями шизотипических черт. Сделанный в данной работе детальный анализ ошибок, возникающих при заучивании списков слов, помогает прояснить когнитивные механизмы нарушений памяти в этих когортах.
В исследовании Е.В. Гуткевич, А.В. Пустовой, О.В. Шушпановой, Л.В. Челышевой и Н.В. Симашковой обсуждаются клинико-нейропсихологические особенности церебральной организации подкорковых структур в развитии психических расстройств аутистического спектра у детей. В фокусе внимания авторов — процессы, приводящие к трудностям с автоматизацией мышления, речи и координации движений у детей 3–8 лет.
Статья И.С. Карауш, И.Е. Куприяновой и Б.А. Дашиевой — о взаимосвязи негативных событий, связанных со школьным функционированием, с риском развития депрессии у подростков (авторы отмечают отсутствие здесь значимых различий между мальчиками и девочками 12–17 лет).
Исследование А.И. Мелёхина посвящено специфике проблемно-ориентированного личностностного типа у пациентов с субъективным идиопатическим тиннитусом, а также ее практической значимости в психологическом обследовании пациентов с шумом в ушах. Послушать подкаст о результатах этого исследования можно здесь.
В статье М.А. Одинцовой, Д.В. Лубовского, Е.С. Гусаровой и П.А. Ивановой анализируются профили жизнестойкости подростков от 13 до 18 лет. Результаты представленного исследования помогают осмыслить роль уникального опыта жизнестойкого преодоления для подростков с врожденной, приобретенной инвалидностью и их условно здоровых сверстников.
Исследование Е.А. Стебляк посвящено прояснению идей ядерной и периферийной частей структуры коллективного представления подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития о последствиях проявлений плохого характера и неправильного поведения (в выборку вошли учащиеся 13–16 лет из адаптивной и общеобразовательной школ).
Самореализация лиц с атипичным развитием — тема статьи Н.С. Шиповой. Автор показывает специфику характеристик самореализации и ее субъективной успешности у людей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и с инвалидизирующими заболеваниями.
В рубрике «Методы и методики» опубликована статья Е.И. Первичко, О.В. Митиной, Ю.Е. Конюховской и О.Б. Степановой о результатах проверки психометрических характеристик Наймигенского опросника для диагностики дисфункционального дыхания во время пандемии COVID-19 на российской выборке. Авторы рекомендуют опросник в качестве надежного инструмента экспресс-диагностики психогенно обусловленных расстройств дыхания у взрослых.
Завершает выпуск рубрика «Хроника», где представлена статья Т.Г. Горячевой к Юбилею Юрия Владимировича Микадзе, рассказывающая о профессиональном пути и главных достижениях этого выдающегося ученого. Мы с радостью присоединяемся к поздравлениям коллег и желаем Юрию Владимировичу творческого вдохновения, здоровья и новых успехов в научной работе!