VR-технологии в работе психологов: обсуждение на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

114

Технологии виртуальной реальности получили известность, начиная с 50-х годов XX-го столетия, но только в последнее время они стали доступными для массового использования. В связи с этим, возникает много вопросов. Могут ли виртуальные технологии применяться для развития личности и общества или они созданы исключительно для развлечений? Каковы возможные риски? Стоит ли брать их на вооружение образовательным, медицинским, психологическим организациям?

25 мая 2023 года на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ состоялся семинар «VR-технологии: польза или опасность», посвященный вопросам использования VR-технологий в образовательной среде, а также при подготовке сотрудников к деятельности в экстремальных условиях.

Сотрудники факультета экстремальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ осветили представленность темы в отечественных и зарубежных исследованиях, представили свои научные публикации и практические разработки.

Литвинова Анна Викторовна (кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ) рассказала о пользе и рисках применения VR-технологий в образовательном процессе. В настоящее время существуют методы применения виртуальной реальности для повышения психологического благополучия и психологической безопасности участников образовательного процесса. Они нацелены на развитие когнитивных способностей учащихся и учителей, когнитивной гибкости, снятие тревожности, повышение самооценки и уверенности у преподавателей, борьбу с профессиональным выгоранием, профилактику риска падений у пожилых людей, отработку навыков поведения в экстремальной ситуации (эвакуация при пожаре). Помимо образовательного процесса, виртуальную реальность применяют в медицине, например для уменьшения боли и стресса при перевязках. 

Риски использования VR-технологий. В первую очередь, это киберзависимость, которая может привести к десоциализации, утрате чувства ответственности, к чувству разочарования в реальном мире. Чтобы обезопасить процесс применения VR-технологий в различных областях, в том числе, в образовании, необходима экспертиза VR-контента и способов его использования. Подробнее о методике экспертизы, разработанной нашими специалистами ФГБОУ ВО МГППУ, можно узнать из монографии: Проблемы психологической безопасности личности и образовательной среды / Общ. ред. А.В. Литвиновой, А.В. Кокурина, М.И. Марьина. Москва: Русайнс, 2022. 190 с. Глава «Психолого-педагогическая экспертиза безопасности виртуального игрового контента (виртуальных игр), применяемых в образовательной среде».

Березина Татьяна Николаевна (доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, заведующая лабораторией по проекту РНФ No 19-18-00058-П, ФГБОУ ВО МГППУ) рассказала о возможности применения VR-технологий при обучении оказанию первой помощи или на начальной стадии обучении врачей. Также отметила, что существуют тренажеры для занятия спортом, комбинированные с виртуальной реальностью. В образовательной сфере стали применяться программы обучения естественным наукам, иностранным языкам. Татьяна Николаевна подчеркнула, VR-технологии становятся  неплохим инструментом для обучения специалистов экстремальных профессий.

Помимо вопросов, связанных с профессиями особого риска, экстремальными ситуациями и безопасностью образовательной среды, на факультете экстремальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ занимаются изучением аспектов психологии безопасности личности, психологии здоровья, психологии безопасного старения. 

Специалистами ФГБОУ ВО МГППУ разработан тренинг доброты с применением программ виртуальной реальности. Тренинг особенно полезен для пожилых людей, так как позволяет испытать положительные эмоции, прийти в добродушное умиротворенное состояние, что благотворно влияет на качество и продолжительность жизни.

Также виртуальную реальность можно применять в процессе психотерапии: диагностика фибий, терапия ПТСР. Специалистами ФГБОУ ВО МГППУ разработана методика диагностики фобий с применением виртуальной реальности. Участники семинара, присутствующие очно, смогли испытать на себе данную диагностику.

Подробнее в видеозаписи семинара на YouTube канале Psyjournals.

Публикации по теме мероприятия:

  1. Восстановление работоспособности посредством VR-технологий у лиц, совмещающих работу с учебой [Электронный ресурс] / Т.Н. Березина, А.Ю. Темирканова, Н.Л. Бортулева, Я.В. Свило // Современное образование. 2020. № 3. С. 11–20. URL:  https://doi.org/10.25136/2409-8736.2020.3.32834 (дата обращения: 12.05.2023).

  2. Психологическая безопасность обучающихся во взаимодействии с виртуальной реальностью [Электронный ресурс] / А.В. Литвинова, Т.Н. Березина, А.В. Кокурин, В.И. Екимова // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 94–104. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2022_n3/Litvinova_et_al (дата обращения: 12.05.2023).

  3. Проблемы психологической безопасности личности и образовательной среды / Общ. ред. А.В. Литвиновой, А.В. Кокурина, М.И. Марьина. Москва : Русайнс, 2022. 190 с.

  4. Using Virtual Reality Techniques to Alleviate Cognitive Fatigue in Graduate Students Working while in College [Электронный ресурс] / T. Berezina, A. Temirkanova, A. Litvinova, A. Kokurin // European Journal of Contemporary Education. 2022. Vol. 11. № 1. P. 36–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49243981  (дата обращения: 12.05.2023).

Модераторы мероприятия:

Пономарева Виктория Викторовна, директор Фундаментальной библиотеки ФГБОУ ВО МГППУ

Родина Евгения Борисовна, начальник отдела информационного обеспечения Фундаментальной библиотеки ФГБОУ ВО МГППУ