Памяти Бориса Данииловича Эльконина

907
Иллюстрация к новости

14 ноября 2023 года тяжелая болезнь оборвала жизнь Бориса Данииловича Эльконина, нашего коллеги и друга, доктора психологических наук, профессора, заведующего лабораторией психологии младшего школьника Психологического института РАО, президента Международной ассоциации развивающего обучения, ректора Открытого института «Развивающее образование», главного редактора журнала «Культурно-историческая психология». Б.Д. Эльконин был одним из самых ярких, щедрых, заботливых и любимых магистрантами наставников, сопровождавших их работу по программе «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» Московском государственном психолого-педагогическом университете. 

Борис Эльконин родился 12 марта 1950 года в семье психолога Даниила Борисовича Эльконина, ученика Льва Семеновича Выготского. Он стал не просто наследником фамилии. Борис Пастернак писал: «Талантов много, духу нет». Могучий дух и великий талант встретились в лице Д.Б. Эльконина, продолжением их встречи явилась жизнь Б.Д. Эльконина. Продолжение дела отца сыном оказалось не просто органичным и естественным, но и чрезвычайно продуктивным.

Книга Б.Д. Эльконина «Психология развития» (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского), вышедшая в 1994 г. и переизданная в разных вариантах несколько раз, стала рубежной для культурно-исторической психологии. Даниил Борисович назвал психологию Выготского неклассической, Борис Даниилович по-особому заострил смысл оценки отца. Идея культурного опосредствования человеческой жизни, приобрела форму идеи посредничества как исходной формы опосредствования. Сами по себе культурные орудия, средства, инструменты и т.д. остаются лишь элементами особой среды, о природе которых мы ничего не можем сказать, покуда не увидим в их носителях, явителях, по терминологии Б.Д. Эльконина, живых людей, соучастников индивидуальной жизни каждого человека с момента рождения. Этот теоретический посыл в работах Льва Семеновича и Даниила Борисовича сумел прочитать Борис Даниилович, который развернул на этой основе свою картину «культурного развития». До него в культурно-исторической психологии изучались многообразные процессы развития, но механизм и устройство акта развития, который немыслим вне посреднической субъектности другого человека (в том числе, и самого себя как другого), - фундаментальное открытие Бориса Данииловича. Это, – замыкающее звено любого понимания и объяснения в рамках культурно-исторической психологии.

Сам Борис Эльконин был и остается посредником между неклассической психологией наших учителей-классиков и наукой 21 века, эпохи глобального «пост-не…», где всем предстоит поневоле заново стать учениками классиков. Это единственный способ предотвратить распад связи времен. Ведь времена, время - не в естественном течении событий, а в событиях, которые творятся людьми друг для друга, в событиях, складывающихся в особую историю. Именно эта история интересует культурно-историческую психологию. Именно ее творцами были Л.С. Выготский, первый и главный учитель Б.Д. Эльконина – Д.Б. Эльконин, сам Борис Эльконин. 

Показательно то, преемником каких и чьих больших дел стал Б.Д. Эльконин. После ухода своего второго учителя – В.В. Давыдова Борис Эльконин был единогласно избран учрежденной Василием Васильевичем Международной ассоциации развивающего обучения. Лаборатория психологии младшего школьника Психологического института РАО, которой руководил Б.Д. Эльконин, ранее называлась лабораторией психологии развития. Под этим именем Б.Д. Эльконину передал свою лабораторию психологии младшего школьника В.В. Давыдов. Самому В.В. Давыдову она когда-то «перешла» от ее основателя – Д.Б. Эльконина… Такая преемственность.  После того, как не стало главного редактора журнала «Культурно-историческая психология» В.П. Зинченко, он возглавил журнал, уровень которого задал Владимир Петрович, давний друг дома Элькониных, пристально наблюдавший за поисками Бориса Эльконина, высочайшим образом ценивший найденное и искренне любивший их автора.

Борис Эльконин привнес в научную жизнь учительский дух дружбы и любви. …Истина или друг – нет такой дилеммы: мы пробираемся к истине с друзьями, движимые их вдохновением и любовью к самой истине, которая еще не родилась. Борис Даниилович, как Даниил Борисович, был замечательным вдохновителем, влюбленным в то, что искал.

Соболезнования всем, кто был близок Борису Данииловичу Эльконину и любил его.

Наша память о Борисе Данииловиче – это мышление о том, что было значимым для него и открыло не пройденную зону дальнего развития культурно-исторической психологии, которую последователям предстоит пройти вместе с его идеями.

Коллеги и друзья, Московский государственный психолого-педагогический университет,

Редколлегия и редакция журнала «Культурно-историческая психология»