Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая антропология и антропопрактика: развитие и саморазвитие»
17 – 18 ноября 2023 года в Москве проходит Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая антропология и антропопрактика: развитие и саморазвитие». Для участия в Конференции приглашены работники органов управления образованием, руководители научных и образовательных учреждений, учебных заведений всех уровней образования, научные работники в области психологической, социальной, культурной и педагогической антропологии и антропопрактики, преподаватели вузов, педагоги, руководители исследовательских экспедиций, аспиранты, магистранты, студенты.
Сопредседатели Программного комитета: Л.И. Адамян, И. Д. Демакова, А.С. Обухов
Члены Программного комитета: Л.Н. Алексеева, Д.Б. Богоявленская, М.В. Богуславский, В.В. Гриценко, И.В. Дубровина, О.Ф. Ежова, В.К. Зарецкий, Н.Б. Ковалева, В.Л. Кляус, А.В. Леонтович, И.В. Лопаткова, О.С. Павлова, А. И. Подольский, А.Н. Поддьяков, К.Н. Поливанова, А.И. Савенков, Г.В. Семья, В. И. Слободчиков, Т.А. Соловьева, Е.В. Трифонова, А.Б. Холмогорова, А.М. Цирульников, С.В. Шариков, Л.Б. Шнейдер, Н.Б. Шумакова, Б.Д. Эльконин.
Сопредседатели Организационного комитета: Е.В. Кулакова, Е. И. Адамян, И.С. Конрад.
Члены Организационного комитета: И.Н. Воробьева, А.В. Венедиктова, Е.В. Жукова, Е.Б. Колосова, Н.Л. Кондратьева, А.Д. Котлярова, Л.А. Никитина, Г.П. Пирлик, Н.М. Родина, А.Е. Ростовская, Е.С. Рычагова, Е.П. Федорова, А.Н. Фоминова.
Цель конференции: объединение исследователей и практиков, выстраивающих и реализующих антропологический подход в психологии и образовании; создание площадки для обсуждения тенденций в области психологической, педагогической, социальной, культурной и визуальной антропологии.
Задачи конференции:
обсуждение актуальных тенденций в образовании и воспитании в России с позиции антропологического подхода;
анализ результативности современных образовательных систем для решения задач развития и саморазвития человека;
обсуждение вопросов интегративного подхода в образовании на основе антропологического подхода к развитию человека от детства к взрослости;
обсуждение актуальных вопросов сопровождения и поддержки детей и взрослых в трудных жизненных обстоятельствах;
развитие антропологического подхода в психолого-педагогической работе с различными категориями детей и их родителями;
анализ специфики социокультурной ситуации развития и бытия личности на разных возрастных этапах и в различных социально-экономических, этнических и конфессиональных условиях;
применение новых технологий в образовании, научно-исследовательской и проектно-исследовательской работе в области психологической, педагогической, социальной, культурной и визуальной антропологии.
Основные категории для обсуждения: человек, развитие и саморазвитие, со-бытийная общность, встреча, диалог, идентификация, обособление, отчуждение, внутренний мир, личность, индивидуальность, субъективность, субъектность, деятельность, творчество, поступок, доминанта, познание, понимание, переживание, рефлексия, образ мира, культура, социокультурная норма, инициатива, практика себя, взаимодействие, со-конструирование, со-звучие, со-действие.
Основные направления работы конференции:
- Психологическая антропология: прошлое, настоящее, будущее
- От педологии к психологической антропологии: история и перспектива развития в образовании
- Социокультурный контекст развития и бытия человека
- Психология детства в современном социокультурном контексте
- Антропопрактика в образовании
- Психологические аспекты осуществления деятельности в ситуации неопределенности
- Самосознание, самопознание и саморегуляция человека
- Человек в предельных условиях бытия и предельные смыслы жизни человека
- Госпитальная педагогика как проявление на практике антропологического подхода в образовании
- Содействие развитию личности детей с особыми образовательными потребностями
- Исследования в области практической психологии сопровождения развития и саморазвития человека
- Исследование в области социальной и культурной антропологии, этнопсихологии
- Визуальная антропология: взгляд сквозь время
В рамках проведения конференции пройдет круглый стол, посвященный 127-летию со дня рождения Л.С. Выготского «Культурно-историческая психология: вчера, сегодня, завтра» (г. Москва, проспект Вернадского, дом 88, Институт детства, кафедра психологической антропологии, 735А аудитория корпуса гуманитарных факультетов МПГУ).
Дата: 17 ноября 2023 года. Время: 15:00 (по мск).
Ссылка на прямую трансляцию Круглого стола.
Модераторы:
Зарецкий Виктор Кириллович, к.психол.н., профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ, член Исполкома Международного общества культурно-исторических деятельностных исследований (ИСКАР)
Обухов Алексей Сергеевич, к.психол.н., доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, профессор кафедры психологической антропологии МПГУ
Докладчики: А.Г.Асмолов, Д.Б.Богоявленская, А.Д.Майданский, В.В.Рубцов, А.Б.Холмогорова, В.К.Зарецкий.
Форматы конференции:
- пленарные доклады ведущих специалистов в области психологической антропологии;
- мастер-классы и мастерские ведущих специалистов различных направлений антропопрактики;
- секции и круглые столы по актуальным проблемам психологической антропологии и антропопрактики.
- просмотр и обсуждение антропологических фильмов.
Формы участия:
- пленарные докладчики (по приглашению программного комитета);
- ведущие секций, круглых столов, мастерских, мастер-классов и обсуждений фильмов (по приглашению программного комитета и по заявкам, отобранным оргкомитетом);
- участники секций, круглых столов, мастерских, мастер-классов и обсуждений фильмов (все желающие).
Конференция проводится в очном формате с возможностью дистанционного подключения. Участникам Конференции предоставляется возможность публикации статей в журналах «Проблемы современного образования» и «Исследователь/Researcher».