Новейшие теоретические и эмпирические исследования в психологии — в новом выпуске журнала «Современная зарубежная психология»

55

Представляем читателям второй тематический номер журнала «Современная зарубежная психология» в 2024 году, посвященный новейшим теоретическим и эмпирическим исследованиям в психологии.

Тематическим редактором выпуска является профессор Хьюстонского университета Григоренко Елена Леонидовна, которая совместно со своими коллегами и учениками представляет российской аудитории результаты исследований в области нейронаук, комплексного анализа, включая машинное обучение, психологии развития и клинической психологии, а также инновации в области измерения и профилирования. В номер вошли обзоры и эмпирические исследования. Последние выполнены с использованием как качественных, так и количественных методов.

Статьи в номере представлены отечественными и зарубежными авторами, поэтому некоторые из них опубликованы на языке оригинала и снабжены кратким переводом.

Цель данного выпуска, как и предыдущего (№1-2024) — рассмотреть новые подходы к решению актуальных проблем в психологии, которые по ряду причин недостаточно изучены российскими учеными, а также познакомить читателей с новыми инструментами в реализации эмпирических исследований.

В первой статье Благовещенского Е.Д., Помеловой Е.Д., Попывановой А.В., Корякиной М.М., Лукова М.А., Барцевой К.В. представлены данные о вызванных потенциалах (ВП) и парадигме «oddball», используемой в ходе их изучения. Продолжением темы вызванных потенциалов выступила и следующая статья номера. Ее авторы Мачнев Е.Г., Таланцева О.И., Момотенко Д. обращают внимание на исполнительные функции и мониторинг ошибок, что связано с парадигмой oddball, поскольку и парадигма oddball, и мониторинг ошибок предполагают изучение реакции мозга на ошибки и неожиданные стимулы.

Представленные в этих двух независимых исследованиях данные хорошо согласуются между собой.

В статье Семеновой Е.Ю. также поднимается тема исполнительных функций, однако ее рассмотрение переносится в область билингвизма и многоязычия. Автор рассматривает гипотезу «двуязычного преимущества» и анализирует операционализацию билингвизма и исполнительных функций в современных исследованиях, в том числе критически анализирует теоретические основы, связывающие билингвизм и исполнительные функции.

В двух работах (авторов Лущекина Е.А., Мартынова О.В., Стрелец В.Б. и Сологуб П.С.) представлены данные эмпирического исследования и аналитический обзор литературы по одной из актуальных проблем нейронауки — диагностический потенциал ЭЭГ и различия в ее спектральной мощности у детей с разными формами нарушения развития.

Статью авторов Ребрейкиной А.Б. и Левкович К.М. можно рассматривать как логическое продолжение двух предыдущих. В ней речь идет об использовании одного из методов нейронауки — айтрекинга. Авторы считают его крайне важным диагностическим приемом при работе с детьми, не способными с легкостью дать вербальный или моторный ответ (дети младшего возраста и/или имеющие тяжелые формы нарушения развития).

Диагностика выступила объектом анализа и в следующих статьях номера. В одной из них (автор Логвиненко Т.И.) речь идет об оценке диагностического инструментария с точки зрения инвариантности измерений. А во второй (автор Карпова Н.В.) рассказывается о модернизации диагностических подходов при выявлении психических проблем у детей и подростков.

Завершают выпуск статьи, тематически не связанные между собой и с темами предыдущих работ, но затрагивающие не менее актуальные проблемы. В одной из них (авторы Лебедева Е.И., Ильина Е.А.) рассматриваются ментальные модели, в частности, имплицитное понимание неверных мнений в разных выборках испытуемых (типично развивающиеся дети, дети с аутизмом и приматы). Во второй (авторы Павлова М.К., Цатрян М.А) — социально-психологический портрет успешного директора школы.

Полный выпуск журнала опубликован на портале психологических изданий PsyJournals.ru