О благополучии детей уязвимых категорий в новом выпуске журнала «Социальные науки и детство»

83
Иллюстрация к новости

Вышел необычный номер журнала «Социальные науки и детство» (№ 4, 2023 г.), целиком посвященный теме благополучия детей, которая стала центром обсуждений на ежегодной международной научно-практической конференции «Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей».

Следует отметить рост интереса общества к данной теме, так в 2023 году количество участников составило более 3500 специалистов из всех субъектов Российской Федерации, включая ДНР и ЛНР, а также представителей стран СНГ, стремящихся внедрить индекс благополучия в государственную политику (для сравнения, в 2022 году – всего 698 человек.)

Тема благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов стала одной из центральных. В рамках выступлений, обсуждались важные аспекты:

  • раннее установление ВИЧ-статуса у подростков;
  • создание поддерживающей среды, включая не только знания о заболевании, но и формирование приверженности к лечению с раннего возраста;
  • условия, способствующие благополучию паллиативных детей.

Представлен опыт оценки качества жизни подростков с ментальными особенностями и тяжелыми нарушениями развития. Для некоторых категорий детей не рост ряда показателей, а именно их стабильность входит в оценку благополучия.

Статьи номера авторами подготовлены на основе материалов Конференции и подчеркивают важность комплексного подхода к оценке и улучшению благополучия детей, особенно тех, кто находится в уязвимых ситуациях. Авторы показывают, что участие самих детей в оценке их благополучия и потребностей открывает новые перспективы для разработки эффективных программ поддержки. Это требует не только научного анализа, но и внимания к голосу самого ребенка, что является ключевым моментом для создания устойчивых решений.

Кроме того, необходимость профилактической работы и формирования сообщества поддержки для детей с особыми нуждами акцентирует внимание на важности интеграции разных сфер общества – семей, образовательных учреждений и медицинских организаций. Формирование равных возможностей для всех детей, независимо от их здоровья, становится нашей общей задачей.

Это открывает новые горизонты для дальнейших исследований и практического применения в области детского благополучия по внедрению новых подходов, основанных на детском опыте, что позволит создавать настоящую культуру благополучия, где каждый ребенок сможет почувствовать себя полноценным и счастливым членом общества.

Полный выпуск журнала размещен в свободном доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru.