Новое издание «Социально-генетическая психология учебных взаимодействий»
Вышла в свет книга доктора психологических наук, президента профессора, академика РАО, заведующего кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президента Московского государственного психолого-педагогического университета Виталия Владимировича Рубцова «Социально-генетическая психология учебных взаимодействий» (в 2-х томах). В издание вошли статьи и материалы, которые отражают результаты многолетних исследований, выполненных автором и под его руководством в рамках социально-генетической психологии. В нем показана связь этого направления исследований детского развития с задачами культурно-исторической психологии и теории деятельности. В издании рассматривается новый социально-генетический метод исследования процессов образования и развития понятий у детей в зависимости от способов организации учебных взаимодействий.
Обращаясь к читателям во вступительном слове, Виталий Владимирович поясняет: «Исходные идеи и основания нового научного направления первоначально были сформулированы в моей докторской диссертации и опубликованы в авторской монографии «Основы социально-генетической психологии». В монографии дано определение предмета, целей и задач социально-генетической психологии, показана связь этого направления исследований с задачами культурно-исторической психологии и теории деятельности. Там же, в контексте обсуждения проблем организации совместно-распределенной учебной деятельности, обсуждается новый социально-генетический метод исследования процессов образования и развития научных понятий у детей».
Открывая книгу, Виталий Владимирович вспоминает своих учителей. В частности, говоря о начале своего профессионального становления, он отмечает: «В 1972 году после окончания Московского инженерно-физического института я пришел работать в Научно-исследовательский институт возрастной и педагогической психологии АПН СССР в Лабораторию психологии детей младшего школьного возраста, куда меня пригласил мой учитель профессор В.В. Давыдов — выдающийся ученый и замечательный человек. Эта встреча во многом определила мою научную биографию». Он дает также высокую оценку тем, кто вместе со ним создавал, обосновывал, укреплял и продвигал идеи и принципы социально-генетической психологии: «Вы — реальные участники открытого творческого диалога, который сохраняет и поддерживает острую дискуссию по проблемам генеза учебно-познавательных процессов, а по существу, свидетельствует об актуальности и значимости нового научного знания».
Познакомиться с наиболее полным собранием работ В.В. Рубцова, отражающими оригинальное научное направление в системе исследований культурно-исторической психологии и теории деятельности, можно в двухтомнике «Социально-генетическая психология учебных взаимодействий».
Рубцов В.В. Социально-генетическая психология учебных взаимодействий (избранные статьи, выступления, проекты). Книга вторая. — М.: ИД «Городец», 2024. — 543 с.