Как мозг анализирует гласные звуки в норме и что меняется при аутизме? — вебинар 28 ноября

46
Иллюстрация к новости

28 ноября 2024 в 17:00 на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения состоится вебинар «Как мозг анализирует гласные звуки в норме и что меняется при аутизме?».

Приглашаем на дискуссию с Ореховой Еленой Владимировной, автором научной статьи.

Гласные — важные видо-специфические звуки, имеющие определенный частотный (формантный) состав и периодичность. Как у взрослых, так и у детей анализ этих свойств сигнала ведет к появлению  в слуховых областях коры «устойчивой негативности обработки» (УНО), отражающей активность нейронов-детекторов этих свойств. Используя метод магнитоэнцефалографии, мы регистрировали УНО у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) чтобы выяснить, связаны ли трудности их слухо-речевого восприятия с атипичной обработкой периодичности и/или формантного состава гласных.

У детей с РАС, УНО, связанная с анализом формантного состава оказалась значительно сниженной по сравнению с типично развивающимися детьми. Мозговая локализация и временные рамки такого снижения говорят о нарушении автоматической категоризации фонем.   В левом, «речевом» полушарии снижение УНО предсказывало у детей с РАС  трудности восприятия речи на фоне шума. Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что относительно «низкоуровневые» нарушения  обработкой речевых сигналов могут вносить существенных вклад в трудности слухо-речевого восприятия, испытываемые детьми с аутизмом.

Спикер:

Орехова Елена Владимировна, ведущий научный сотрудник МЭГ-центра, ведущий научный сотрудник University of Gothenburg (Гетеборг, Швеция).

Статьи для обсуждения:

  1. Different hemispheric lateralization for periodicity and formant structure of vowels in the auditory cortex and its changes between childhood and adulthood / E.V. Orekhova, K.A. Fadeev, D.E. Goiaeva, T.S. Obukhova, T.M. Ovsiannikova, A.O. Prokofyev, T.A. Stroganova // Cortex. 2024. Vol. 171. P. 287—307.
  2. Effects of the Periodicity and Vowelness of Sounds on Auditory Cortex Responses in Children / T.A. Stroganova, K.S. Komarov, D.E. Goiaeva, T.S. Obukhova, T.M. Ovsiannikova, A.O. Prokofyev, E.V. Orekhova // Neuroscience and Behavioral Physiology. 2022. Vol. 52(3). P. 395—404.